Внеурочная деятельность "Я - волонтер!"
рабочая программа (4 класс)
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_ya-volonter_6kl_zinchenko_d.g.docx | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО
утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 4 г. Сальска
№ ______ от ____08.2021 года
«Рассмотрено» на заседании школьного методического объединения протокол заседания №____от «____» _________2021 г. | «Утверждено» приказом директора МБОУ СОШ № 4 г. Сальска №______ от «___» ______ 2021г. _______________Э.Г. Клец |
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР________ Ткаченко С.Н.
_____________ 2021 года
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мы – волонтеры»
6 «А», «Б», «В» класс
Уровень образования: основное общее образование
Направление курса внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Нормативный срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 12-13 лет
Автор составитель:
Зинченко Дарья Геннадьевна, учитель начальных классов
г. Сальск
2021 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы- волонтеры!» в 6 классе разработана в соответствии с ООП ООО , на основе примерной программы по внеурочной деятельности «Волонтерское движение» под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011.
Актуальность программы
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельно-сти. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как пра-вило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа внеурочной деятельности «Мы- волонтеры!» является актуальной.
Цель и задачи реализации программы внеурочной деятельности
Цели программы:
- Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
- Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
- Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России.
- Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
- Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
- Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
- Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Формы и виды организации курса внеурочной деятельности:
Формы реализации
Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Мы волонтёры». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий (художественный); метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой.
Программа по курсу внеурочной деятельности «Мы-волонтеры!» в 6а, 6б, 6в классе рассчитана на 34 часа, общее количество часов в неделю – 1 час. Срок реализации программы - 1 год. Запланированный объем программы – 34 часа.
В соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной деятельности 2021-2022 учебный год, государственными праздниками программа рассчитана на 34 часа. Программа направлена на достижение результатов 1 уровня. Возможна реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятия курса внеурочной деятельности определяется с учетом санитарно- эпидемиологических норм.
Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут.
- . Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы «Мы -волонтёры!»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы « Мы-волонтёры» проявляются в:
Регулятивные УУДпланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Выпускник получит возможность научится
- умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
- Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтер-ского отряда (10 часов)
Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. По-знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о во-лонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления ра-боты и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в во-лонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)
Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограничен-ными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучении
позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятель-ности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способ-ствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)
Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, ре-гламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию во-лонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров),участие в акциях (11 часов)
Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожи-лые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренин-ги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, раз-работку новых программ и проектов. Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обуча-ющиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
4.Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№ | основные модули программы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Общее количество Часов | часы аудиторных занятий | часы внеаудиторных активных занятий | форма контроля (модуля) | ||||||
6а | 6б | 6в | 6а | 6б | 6в | 6а | 6б | 6в | ||||
1. | Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда | Правила кабинета. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | Создание альбома «Волонтерский отряд» |
2. | Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) | Внутриклассное шефство. | 6 | 6 | 6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | Участие в акциях |
3. | Раздел 3.Учимся работать с документами | «День Учителя» «День матери» | 8 | 7 | 8 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | Участие в акциях |
4. | Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа) | «День защитника Отечества». «Международный женский день». | 12 | 12 | 12 | 3 | 3 | 3 | 8 | 8 | 8 | Участие в акциях |
5. | Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни | «День космонавтики, Космос- это мы» «День Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945» | 6 | 6 | 6 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | Участие в акциях |
Промежуточная аттестация
класс | форма промежуточной аттестации |
6а, 6б, 6в | Создание альбома «Волонтерский отряд» |
5.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6а
№ | Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности | Дата проведения занятия |
6а | ||
1 четверть ( 8 часов) | ||
Название раздела (2 часа) Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда | ||
1. | История волонтерского движения в России | 7.09 |
2. | Откровенный разговор о самих себе | 14.09 |
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) 6 часов | ||
3. | 1 октября- День пожилого человека ( подготовка к акции) | 21.09 |
4. | 1 октября- День пожилого человека (проведение акции) | 28.09 |
5. | 5 октября- День Учителя( подготовка к акции) | 5.10 |
6. | 6 октября- Всемирный день улыбки | 12.10 |
7. | Мои сильные и слабые стороны | 19.10 |
8. | Человек рождается для добрых дел | 26.11 |
2 четверть Раздел 3. Учимся работать с документами (8 часов) | ||
9. | 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» | 9.11 |
10. | Правовые акты и документы волонтерской деятельности | 16.11 |
11. | 29 ноября – День матери. Изготовление для мам подарков (подготовка к акции) | 23.11 |
12. | 29 ноября – День матери. (проведение акции) | 30.11 |
13. | День волонтера | 7.12 |
14. | Паспорт волонтера | 14.12 |
15. | Акция «Новый год 2022». Изготовление новогодних сувениров | 21.12 |
16. | Акция «Новый год 2022». Изготовление новогодних сувениров | 28.12 |
3 четверть (10 часов) Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) Участие в акциях (12 часов) | ||
17 | Здравствуй, я твой друг | 11.01 |
18 | Тренинг "Ты и команда" | 18.01 |
19. | Акция «Живи, Книга» | 25.01 |
20. | Акция «Подари книгу библиотеке!» | 1.02 |
21. | 23 февраля- «Патриотическая открытка» (подготовка к акции) | 8.02 |
22. | 23 февраля- «Патриотическая открытка» (проведение акции) | 15.02 |
23. | 8марта- «Портрет любимой мамочки» (подготовка к акции) | 22.02 |
24. | 8 марта- «Портрет любимой мамочки» (проведение акции) | 1.03 |
25. | 5 марта- «День выключенных гаджетов» | 15.03 |
26. | 21 марта- «Международный день лесов» | 29.03 |
4 четверть (8 часов) | ||
27. | 1 апреля- «День птиц» | 5.04 |
28. | 12 апреля- «День космонавтики» | 12.04 |
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни ( 6 часов) | ||
29. | «Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов. | 19.04 |
30. | «Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам. | 26.04 |
31. | Акция «Почта Победы» (подготовка к акции) | 3.04 |
32. | Акция «Почта Победы» (проведение акции) | 10.05 |
33. | Подведение работы отряда- «Мы- волонтеры!» | 17.05 |
34. | Подведение работы, отряда- «Мы- волонтеры!» | 24.05 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6б
№ | Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности | Дата проведения занятия |
6б | ||
1 четверть ( 9 часов) | ||
Название раздела (2 часа) Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда | ||
1. | История волонтерского движения в России | 1.09 |
2. | Откровенный разговор о самих себе | 8.09 |
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) 6 часов | ||
3. | 1 октября- День пожилого человека ( подготовка к акции) | 15.09 |
4. | 1 октября- День пожилого человека (проведение акции) | 22.09 |
5. | 5 октября- День Учителя( подготовка к акции) | 29.09 |
6. | 6 октября- Всемирный день улыбки | 6.10 |
7. | Мои сильные и слабые стороны | 13.10 |
8. | Человек рождается для добрых дел | 20.11 |
9. | 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» | 27.10 |
2 четверть Раздел 3. Учимся работать с документами ( 7 часов) | ||
10. | Правовые акты и документы волонтерской деятельности | 10.11 |
11. | 29 ноября – День матери. Изготовление для мам подарков (подготовка к акции) | 17.11 |
12. | 29 ноября – День матери. (проведение акции) | 24.11 |
13. | День волонтера | 1.12 |
14. | Паспорт волонтера | 8.12 |
15. | Акция «Новый год 2022». Изготовление новогодних сувениров | 15.12 |
16. | Акция «Новый год 2022». Изготовление новогодних сувениров | 22.12 |
3 четверть (9 часов) Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) Участие в акциях (12 часов) | ||
17. | Здравствуй, я твой друг | 12.01 |
18. | Тренинг "Ты и команда" | 19.01 |
19. | Акция «Живи, Книга» | 26.01 |
20. | Акция «Подари книгу библиотеке!» | 2.02 |
21. | 23 февраля- «Патриотическая открытка» (подготовка к акции) | 9.02 |
22. | 23 февраля- «Патриотическая открытка» (проведение акции) | 16.02 |
23. | 8марта- «Портрет любимой мамочки» (подготовка к акции) | 2.03 |
24. | 8 марта- «Портрет любимой мамочки» (проведение акции) | 9.03 |
25. | 5 марта- «День выключенных гаджетов» | 16.03 |
4 четверть (8 часов) | ||
26. | 1 апреля- «День птиц» | 30.03 |
27. | 21 марта- «Международный день лесов» | 6.04 |
28. | 12 апреля- «День космонавтики» | 13.04 |
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни (6 часов) | ||
29. | «Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов. | 20.04 |
30. | «Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам. | 27.04 |
31. | Акция «Почта Победы» (подготовка к акции) | 4.05 |
32. | Акция «Почта Победы» (проведение акции) | 11.05 |
33. | Подведение работы отряда- «Мы- волонтеры!» | 18.05 |
34. | Подведение работы, отряда- «Мы- волонтеры!» | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6в
№ | Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности | Дата проведения занятия |
6в | ||
1 четверть ( 8 часов) | ||
Название раздела (2 часа) Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда | ||
1. | История волонтерского движения в России | 6.09 |
2. | Откровенный разговор о самих себе | 13.09 |
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) 6 часов | ||
3. | 1 октября- День пожилого человека ( подготовка к акции) | 20.09 |
4. | 1 октября- День пожилого человека (проведение акции) | 27.09 |
5. | 5 октября- День Учителя( подготовка к акции) | 4.10 |
6. | 6 октября- Всемирный день улыбки | 11.10 |
7. | Мои сильные и слабые стороны | 18.10 |
8. | Человек рождается для добрых дел | 25.11 |
2 четверть Раздел 3. Учимся работать с документами (8 часов) | ||
9. | 13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела» | 8.11 |
10. | Правовые акты и документы волонтерской деятельности | 15.11 |
11. | 29 ноября – День матери. Изготовление для мам подарков (подготовка к акции) | 22.11 |
12. | 29 ноября – День матери. (проведение акции) | 29.11 |
13. | День волонтера | 6.12 |
14. | Паспорт волонтера | 13.12 |
15. | Акция «Новый год 2022». Изготовление новогодних сувениров | 20.12 |
16. | Акция «Новый год 2022». Изготовление новогодних сувениров | 27.12 |
3 четверть (10 часов) Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) Участие в акциях (12 часов) | ||
17. | Здравствуй, я твой друг | 10.01 |
18. | Тренинг "Ты и команда" | 17.01 |
19. | Акция «Живи, Книга» | 24.01 |
20. | Акция «Подари книгу библиотеке!» | 31.01 |
21. | 23 февраля- «Патриотическая открытка» (подготовка к акции) | 7.02 |
22. | 23 февраля- «Патриотическая открытка» (проведение акции) | 14.02 |
23. | 8марта- «Портрет любимой мамочки» (подготовка к акции) | 21.03 |
24. | 8 марта- «Портрет любимой мамочки» (проведение акции) | 28.03 |
25. | 5 марта- «День выключенных гаджетов» | 7.03 |
26. | 1 апреля- «День птиц» | 14.03 |
4 четверть (8 часов) | ||
27. | 21 марта- «Международный день лесов» | 28.03 |
28. | 12 апреля- «День космонавтики» | 4.04 |
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни ( 6 часов) | ||
29. | «Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов. | 11.04 |
30. | «Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам. | 18.04 |
31. | Акция «Почта Победы» (подготовка к акции) | 25.04 |
32. | Акция «Почта Победы» (проведение акции) | 11.05 |
33. | Подведение работы отряда- «Мы- волонтеры!» | 18.05 |
34. | Подведение работы, отряда- «Мы- волонтеры!» | 25.05 |
6.Информационно-методическое обеспечение
Интернет-ресурсы:
1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru
5.http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554
Литература
1.Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru
2.Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам.СПб,200
3.Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный волонтер"
Программа для 3-го класса...
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный волонтер"
Данная программа внеурочной деятельности составлена с учетом Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года,которая указывает на то, что “общеобразовательная ш...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы- волонтеры" 7-9 класс
Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Мы волонтёры» 7-9 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы волонтеры» является частью Основной ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка: «Команда волонтеров»
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка: «Команда волонтеров»...