Внеурочная деятельность "Я - волонтер!"
рабочая программа (4 класс)

Зинченко Дарья Генадьевна

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_ya-volonter_6kl_zinchenko_d.g.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП  ООО

утвержденной приказом директора МБОУ СОШ № 4 г. Сальска

№ ______ от ____08.2021 года 

«Рассмотрено»

на заседании школьного методического объединения

протокол заседания   №____от

 «____» _________2021 г.

«Утверждено»

приказом   директора   МБОУ СОШ № 4 г. Сальска  №______ от «___» ______   2021г.                  _______________Э.Г. Клец

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР________ Ткаченко С.Н.

_____________ 2021 года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Мы – волонтеры»

6 «А», «Б», «В» класс

Уровень образования: основное общее образование

Направление курса внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Нормативный срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 12-13 лет

Автор составитель:

Зинченко Дарья Геннадьевна, учитель начальных классов

г. Сальск

2021 год

  1. Пояснительная записка

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы- волонтеры!» в 6 классе разработана в соответствии с ООП ООО , на основе примерной  программы по внеурочной деятельности «Волонтерское движение» под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011.

Актуальность программы

        В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельно-сти. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как пра-вило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  Поэтому программа внеурочной деятельности «Мы- волонтеры!» является актуальной.

 Цель и задачи реализации программы внеурочной деятельности

Цели программы:

  1. Инициировать и развить подросткового добровольческого движения.
  2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

Задачи:

  1. Знакомство с деятельностью волонтерских организаций в мире и России.
  2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
  3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
  4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
  5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.

Формы и виды организации курса внеурочной деятельности:

Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная. Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа, участие в акции. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

 Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей содержания программы курса внеурочной деятельности социальной направленности «Мы волонтёры». На занятиях используются общепедагогические методы, к которым относятся: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий (художественный); метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой.

        Программа по курсу внеурочной деятельности «Мы-волонтеры!» в 6а, 6б, 6в классе рассчитана на 34 часа, общее количество часов в неделю – 1 час. Срок реализации программы - 1 год. Запланированный объем программы – 34 часа.

В соответствии с календарным графиком, расписанием курса внеурочной деятельности 2021-2022 учебный год, государственными праздниками программа рассчитана на 34 часа. Программа направлена   на достижение результатов 1  уровня. Возможна реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий. Режим занятия курса внеурочной деятельности определяется с учетом санитарно- эпидемиологических норм.

Продолжительность одного занятия по курсу внеурочной деятельности – 35 минут.

  1. . Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы «Мы -волонтёры!»:

  •      формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе      нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Метапредметные и предметные результаты освоения программы « Мы-волонтёры» проявляются в:
Регулятивные УУДпланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные УУД

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные
Выпускник получит возможность научится

  • умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;
  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтер-ского отряда (10 часов)

Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. По-знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о во-лонтерском отряде, определят миссию волонтерского отряда, продумают направления ра-боты и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в во-лонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) (10 часов)

Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограничен-ными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучении

позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятель-ности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способ-ствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Учимся работать с документами (3 часа)

Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, ре-гламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию во-лонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров),участие в акциях (11 часов)

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожи-лые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренин-ги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, раз-работку новых программ и проектов. Освоение программы ―Я - волонтѐр‖ обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обуча-ющиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.

4.Тематическое планирование в том числе с учетом рабочей программы воспитания

основные модули программы

Модуль

воспитательной

программы

«Школьный урок»

Общее количество

Часов

часы

аудиторных занятий

часы

внеаудиторных активных занятий

форма контроля (модуля)

1.

Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда

Правила кабинета.

2

2

2

2

2

2

0

0

0

Создание альбома «Волонтерский отряд»

2.

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)  

Внутриклассное шефство.

6

6

6

3

3

3

3

3

3

Участие в акциях

3.

Раздел 3.Учимся работать с документами

«День Учителя»

«День матери»

8

7

8

4

4

4

4

4

4

Участие в акциях

4.

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа)

«День защитника Отечества».

«Международный женский день».

12

12

12

3

3

3

8

8

8

Участие в акциях

5.

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни

«День космонавтики, Космос- это мы»

«День Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945»

6

6

6

2

2

2

4

4

Участие в акциях

Промежуточная аттестация

класс

форма промежуточной аттестации

6а, 6б, 6в

Создание альбома «Волонтерский отряд»

5.Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6а

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности

Дата проведения занятия

1 четверть ( 8 часов)

Название раздела (2 часа)

 Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда

1.

История волонтерского движения в России

7.09

2.

Откровенный разговор о самих себе

14.09

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)  6 часов

3.

1 октября- День пожилого человека ( подготовка к акции)

21.09

4.

1 октября- День пожилого человека (проведение акции)

28.09

5.

5 октября- День Учителя( подготовка к акции)

5.10

6.

6 октября- Всемирный день улыбки

12.10

7.

Мои сильные и слабые стороны

19.10

8.

Человек рождается для добрых дел

26.11

2 четверть

Раздел 3. Учимся работать с документами (8  часов)

9.

13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела»

9.11

10.

Правовые акты и документы волонтерской деятельности

16.11

11.

29 ноября – День матери. Изготовление для мам подарков (подготовка к акции)

23.11

12.

29 ноября – День матери. (проведение акции)

30.11

13.

День волонтера

7.12

14.

Паспорт волонтера

14.12

15.

Акция «Новый год  2022». Изготовление новогодних сувениров

21.12

16.

Акция «Новый год  2022». Изготовление новогодних сувениров

28.12

3 четверть (10 часов)

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров)

Участие в акциях (12 часов)

17

Здравствуй, я твой друг

11.01

18

Тренинг "Ты и команда"

18.01

19.

Акция «Живи, Книга»

25.01

20.

Акция «Подари книгу библиотеке!»

1.02

21.

23 февраля- «Патриотическая открытка» (подготовка к акции)

8.02

22.

23 февраля- «Патриотическая открытка» (проведение акции)

15.02

23.

8марта- «Портрет любимой мамочки» (подготовка к акции)

22.02

24.

8 марта- «Портрет любимой мамочки» (проведение акции)

1.03

25.

5 марта- «День выключенных гаджетов»

15.03

26.

21 марта- «Международный день лесов»

29.03

4 четверть (8 часов)

27.

1 апреля- «День птиц»

5.04

28.

12 апреля- «День космонавтики»

12.04

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни ( 6 часов)

29.

«Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов.

19.04

30.

«Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам.

26.04

31.

Акция «Почта Победы» (подготовка к акции)

3.04

32.

Акция «Почта Победы» (проведение акции)

10.05

33.

Подведение работы отряда- «Мы- волонтеры!»

17.05

34.

Подведение работы, отряда- «Мы- волонтеры!»

24.05

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6б

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности

Дата проведения занятия

1 четверть ( 9 часов)

Название раздела (2 часа)

 Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда

1.

История волонтерского движения в России

1.09

2.

Откровенный разговор о самих себе

8.09

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)  6 часов

3.

1 октября- День пожилого человека ( подготовка к акции)

15.09

4.

1 октября- День пожилого человека (проведение акции)

22.09

5.

5 октября- День Учителя( подготовка к акции)

29.09

6.

6 октября- Всемирный день улыбки

6.10

7.

Мои сильные и слабые стороны

13.10

8.

Человек рождается для добрых дел

20.11

9.

13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела»

27.10

2 четверть

Раздел 3. Учимся работать с документами ( 7 часов)

10.

Правовые акты и документы волонтерской деятельности

10.11

11.

29 ноября – День матери. Изготовление для мам подарков (подготовка к акции)

17.11

12.

29 ноября – День матери. (проведение акции)

24.11

13.

День волонтера

1.12

14.

Паспорт волонтера

8.12

15.

Акция «Новый год  2022». Изготовление новогодних сувениров

15.12

16.

Акция «Новый год  2022». Изготовление новогодних сувениров

22.12

3 четверть (9 часов)

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров)

Участие в акциях (12 часов)

17.

Здравствуй, я твой друг

12.01

18.

Тренинг "Ты и команда"

19.01

19.

Акция «Живи, Книга»

26.01

20.

Акция «Подари книгу библиотеке!»

2.02

21.

23 февраля- «Патриотическая открытка» (подготовка к акции)

9.02

22.

23 февраля- «Патриотическая открытка» (проведение акции)

16.02

23.

8марта- «Портрет любимой мамочки» (подготовка к акции)

2.03

24.

8 марта- «Портрет любимой мамочки» (проведение акции)

9.03

25.

5 марта- «День выключенных гаджетов»

16.03

4 четверть (8 часов)

26.

1 апреля- «День птиц»

30.03

27.

21 марта- «Международный день лесов»

6.04

28.

12 апреля- «День космонавтики»

13.04

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни (6 часов)

29.

«Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов.

20.04

30.

«Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам.

27.04

31.

Акция «Почта Победы» (подготовка к акции)

4.05

32.

Акция «Почта Победы» (проведение акции)

11.05

33.

Подведение работы отряда- «Мы- волонтеры!»

18.05

34.

Подведение работы, отряда- «Мы- волонтеры!»

25.05

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности 6в

Тема раздела\ занятия по курсу внеурочной деятельности

Дата проведения занятия

1 четверть ( 8 часов)

Название раздела (2 часа)

 Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда

1.

История волонтерского движения в России

6.09

2.

Откровенный разговор о самих себе

13.09

Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)  6 часов

3.

1 октября- День пожилого человека ( подготовка к акции)

20.09

4.

1 октября- День пожилого человека (проведение акции)

27.09

5.

5 октября- День Учителя( подготовка к акции)

4.10

6.

6 октября- Всемирный день улыбки

11.10

7.

Мои сильные и слабые стороны

18.10

8.

Человек рождается для добрых дел

25.11

2 четверть

Раздел 3. Учимся работать с документами (8 часов)

9.

13 ноября – Всемирный день доброты. «Наши добрые дела»

8.11

10.

Правовые акты и документы волонтерской деятельности

15.11

11.

29 ноября – День матери. Изготовление для мам подарков (подготовка к акции)

22.11

12.

29 ноября – День матери. (проведение акции)

29.11

13.

День волонтера

6.12

14.

Паспорт волонтера

13.12

15.

Акция «Новый год  2022». Изготовление новогодних сувениров

20.12

16.

Акция «Новый год  2022». Изготовление новогодних сувениров

27.12

3 четверть (10 часов)

Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров)

Участие в акциях (12 часов)

17.

Здравствуй, я твой друг

10.01

18.

Тренинг "Ты и команда"

17.01

19.

Акция «Живи, Книга»

24.01

20.

Акция «Подари книгу библиотеке!»

31.01

21.

23 февраля- «Патриотическая открытка» (подготовка к акции)

7.02

22.

23 февраля- «Патриотическая открытка» (проведение акции)

14.02

23.

8марта- «Портрет любимой мамочки» (подготовка к акции)

21.03

24.

8 марта- «Портрет любимой мамочки» (проведение акции)

28.03

25.

5 марта- «День выключенных гаджетов»

7.03

26.

1 апреля- «День птиц»

14.03

4 четверть (8 часов)

27.

21 марта- «Международный день лесов»

28.03

28.

12 апреля- «День космонавтики»

4.04

Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни ( 6 часов)

29.

«Курить – здоровью вредить» , вручение буклетов.

11.04

30.

«Осторожно! Наркотические вещества!» Изучение и составление буклетов, вручение их школьникам.

18.04

31.

Акция «Почта Победы» (подготовка к акции)

25.04

32.

Акция «Почта Победы» (проведение акции)

11.05

33.

Подведение работы отряда- «Мы- волонтеры!»

18.05

34.

Подведение работы, отряда- «Мы- волонтеры!»

25.05

6.Информационно-методическое обеспечение

Интернет-ресурсы:

1. Практическое руководство для начинающих волонтеров:

http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82

2."Библиотека волонтера" форум: www.charite.org.ua

3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319

4. «Донорство» сайт: http://www.donors.ru

5.http://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/programma-vneurochnoy-deyatel-nostilaquo-my-ndash-volontery-raquo-5-klassy-756554

6. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/03/22/programma-shkolnogo-kruzhka-volontyorov-tvorim-dobro

Литература

1.Ильина И. Волонтерство в России. Интернет советы – http//www/isovet.ru

2.Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам.СПб,200

3.Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный волонтер"

Данная программа внеурочной деятельности составлена с учетом  Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года,которая  указывает на то, что “общеобразовательная ш...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы- волонтеры" 7-9 класс

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Мы волонтёры» 7-9 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы волонтеры»  является частью Основной ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка: «Команда волонтеров»

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка: «Команда волонтеров»...