Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для классов кадетской направленности
рабочая программа (3, 4 класс)

Герцен Лилиана Ивановна

 Рабочая  программа внеурочной деятельности "Музыкальная история Отечества" для начальных классов кадетской направленности. Воспитывает патриотические чувства через песни военных лет. Программа может использоваться на любых классках в рамках внеурочной деятельности  патриотической направленности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка Хабаровского края района имени Лазо

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

ОТЕЧЕСТВА»

3-4 класс

Учитель Герцен Л.И.

2021-2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Данная образовательная программа «Музыкальная история Отечества» является модифицированной и разработана на основании следующих нормативных документов:

 1. Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);

2. Федеральным законом «Об образовании» № 273 -ФЗ 2019 (последняя действующая версия);

3. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.;

 4. «Всеобщая декларация прав человека»;

5. Гражданский кодекс РФ;

6. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726- р);

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008);

8. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.

    Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания и детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В последние годы в силу разных причин – экономических и социальных, мало уделялось должного внимания организации свободного времени. В российском обществе значительно усилились националистические настроения, нигилизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла молодежная и подростковая преступность. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития гармоничной личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. С целью реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей патриотической программы заключается в развитии у воспитанников активного гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к культуре, к себе как к здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и защите интересов Отечества.

Актуальность программы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.

     Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.

      Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну.

  Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

    Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и ценить памятники культуры.

Данная программа направлена на достижение следующих целей:

˗  возрождение национального самосознания;

˗  развитие личности воспитанника;

˗  сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей;

˗  идей преемственности поколений и исторической памяти.

Для достижения данных целей сформулированы следующие задачи:

• формирование личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту Отечества, на основе боевых традиций наших Вооруженных Сил, славного военноисторического прошлого России, многочисленных примеров мужества и героизма российских воинов, проявленных при защите Отечества;

• формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны;

• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

• приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, воспитание патриотизма и формирование гражданственности;

• профилактику асоциального поведения;

• воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к памяти погибших. Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа, 9 – 10 лет (3-4 классы).

Описание места программы в плане внеурочной деятельности:

Срок реализации программы - 1 год. Программа рассчитана на 34 часа в год. Режим занятий: 1академический часа в неделю. Ведущей формой организации обучения является групповая.

 Основной формой работы с учащимися является групповые занятия. Занятия могут  проводиться в учебном кабинете, музее.  Духовно-нравственная деятельность включает проведение экскурсий, викторин.  Предусматривает  поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.

Общая характеристика

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.

     Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.

     Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.

      Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.

    Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствует воспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детям познакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природе родного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своей стране.

     Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся начальной ступени общего образования.

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельного, компетентного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.)

Личностные результаты:

˗  осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

˗  осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

˗  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

˗  уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

˗   способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

˗  способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

˗  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

˗  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).

˗  способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

˗  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

˗  совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Предметные результаты:

˗  усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

˗  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;

˗  знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

 Формами контроля и подведения итогов реализации данной программы являются:

     • Фронтальная и индивидуальная проверка усвоения знаний

     • выступления  .

     • викторины

Методическое обеспечение программы:

Материально-техническое оснащение занятий:

  1. Компьютер.
  2. Экран / интерактивная доска
  3. DVD-видео, телевизор

Дидактический материал представлен:

1. презентации о ВОВ.

2. видеофрагменты фильмов о войне, видеохроника.

3. фотографии с изображением исторических памятников, героев.

4. аудиозаписи песен и музыки

Содержание занятий

Рассказ о начале Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики. «Весь народ, как один…». История  песен войны и о войне. Гимн, его история.

Что такое оккупационный режим и как жили взрослые и дети  на тех территориях, которые были завоеваны немцами. Дети-герои войны. Фильмы о войне.

 Страшные голодные годы. Воспоминания «блокадников», «Дневник Тани Савичевой», «Дорога жизни». Битва за Москву. Моряки- герои.

Моя малая родина в годы войны. Освобождение и память. Бессмертный полк. Поэты и композиторы – о войне. Артисты – фронту. Золотые голоса для победы.

Проявление творческих способностей обучающихся. Рефлексия пройденного материала.

Список литературы:

  1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.
  4. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2001.
  5. Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010
  6. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
  7. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
  8. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. - М.: АПК и ПРО, 2001.
  9. .Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб.: Каро, 2004. - 224 с

Календарно-тематическое планирование:

№ п\п

Дата

план

Дата

факт

Кол-во часов

Тема занятия

 Теоретич.

    часть

Практич.

часть

1

Гимны. Гимн России

 Беседа, презент-я,

видео

Разучивание,

исполнение

1

Канты. Солдатская песня. Солдатушки

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Александр Невский.

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Святые русской земли

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Священная война

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

В землянке

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Синий платочек

 Беседа, презент-я,

видео

Разучивание,

исполнение

1

Прощание славянки

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Смуглянка

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Эх, дороги

 Беседа, презент-я

видео

Разучивание,

исполнение

1

Темная ночь

 Беседа, презент-я,

видео

Разучивание,

исполнение

1

Моя Москва

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Казаки в Берлине

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

День Победы

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Журавли

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

На безымянной высоте

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Алёша

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Катюша

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Памятник. В  селе под тополями

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Сережка с Малой Бронной

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Дети- герои В.О.войны

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Дети- герои В.О.войны

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Бессмертный полк

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Шуми, Амур

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Амурские волны

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Песни о Родине. Сторонка

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Песни о Родине.

Россия

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Символы России. Флаг.

Три цвета

 Беседа, презент-я, видео

Разучивание,

исполнение

1

Служу России. Моряки.

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Служу России. Марш десантников.

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Варяг. Фрегат «Паллада»

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Солдат молоденький

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Наша армия сильная

 Беседа, презент-я

Разучивание,

исполнение

1

Викторина по военным песням

Презент-я

исполнение

                                                                                                                                                    Итого : 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»

Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 4 классе направление: общекультурное «В мире книг »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности в 4 классенаправление: общекультурное«В мире книг »...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» духовно-нравственная направленность 3 класс

Направленность программыРабочая программа внеурочной деятельности “Я – гражданин!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ ...