Статья "Проектная деятельность младших школьников"
статья

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  включение учащихся в разностороннюю деятельность, воспитание трудолюбия, способности к преодолению  трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат".

В.А. Сухомлинский.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: включение учащихся в разностороннюю деятельность; воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

При этом возрастает роль проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Основная цель: включение младших школьников в проектную деятельность с целью организации сотрудничества с окружающими, развитие в себе чувства взаимовыручки, взаимопомощи уважительного отношения друг к другу, а в итоге стать социально - адаптированной личностью.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт общения со сверстниками, со взрослыми. Проектная деятельность  значима в воспитании школьника. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, вводя ребенка в реальную жизнь.

Работу над проектом, я, как воспитатель группы продленного дня, выстраиваю следующим образом:

  1. Выявление проблемы.
  2. Постановка цели.
  3. Формирование основной команды.
  4. Работа над проектом в творческих группах.
  5. Объединение творческих групп в общий проект.
  6. Защита проекта.

Проектная деятельность  осуществляется мною во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Целью внеурочной деятельности является создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

В первом классе - это доступные творческие задания, выполняемые в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В 1 классе моими учениками были созданы в рамках направления внеурочной деятельности «Юный эколог», «Мир добрых дел» и «Я пешеход и пассажир» следующие проекты:

1. «Чудеса осени»

Цель проекта:  прививать эстетический вкус через изготовление поделок из природного материала, используя разнообразие природных форм.

Результат: Изготовление поделок. Конкурс поделок.

2. «Моя дружная семья»

 Цель проекта: формировать уважительное отношение к своей семье;

Результат: Создание семейного альбома.

3. «Мои  домашние питомцы»

Цель проекта: создавать условия для восприятия многообразия животного мира (домашние животные)

Результат: рассказы учащихся, коллективная книжка-малышка.

4.Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. Начали с портрета любимой буквы делали её "живой», искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения.  Родители помогали: находили загадки, картинки.

Цель проекта:  поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку .

Результат  проекта: рисунки с аппликацией, стихи о букве, загадки – подарок детскому саду.

5. «Мой класс, моя школа» , «Мой лучший день в школе».

Цель проектов: создать условия для формирования классного коллектива.

Результат: альбомы-книги

6. Участвовали в школьном проекте « Красный, желтый, зеленый».

Цель проекта:  воспитание культуры пешехода.

 Результат: рисунки, поделки.

Второй класс. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе деятельности на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это небольшие творческие, исследовательские задания. Погружение в проект происходит  во время занятий, практическое выполнение начинается группах в классе, завершается дома с  участием родителей.   Так же с учениками  создаем презентации  по материалам  пройденных занятий и внеклассных мероприятий.

1. Один из проектов во втором  классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Мой город» я проводила  в рамках работы  по внеурочной деятельности «Исторический Петербург». Этот  проект совместил в себе знания, полученные на занятиях во внеклассной работе.  Ребята  с удовольствием приносили  материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками в виде газеты, кроссворда и книжки. Также подготовили рисунки и сочинения на тему «Мой город». Лучшие работы  составили выставку класса «Мой Санкт-Петербург».

2. В рамках направления  внеурочной деятельности  «Юный эколог»  учащиеся  создали проект «Осень».

Цель: расширять представления об осенних изменениях в живой и неживой природе, воспитание любви к родной природе.

Результат:  стихи собственного сочинения, загадки об осени, рассказы.  

3. Проект «Комнатные растения»

Цель: воспитывать сознательное отношение к природе, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами, формировать экологическую культуру, чувство ответственности.

 Результат: альбомы-книги

4. В рамках направления внеурочной деятельности  «Успешное чтение» учащиеся  создали проект «Отгадай сказку»

Цель: прививать  интерес и любовь к книге.

Результат:  книжки-малышки с загадками.

Использование метода проекта наиболее целесообразно в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них начинает формироваться критическое и творческое мышление, обогащается опыт общения со сверстниками.

В 3 классе были созданы и реализованы следующие проекты:

1.«Добрые слова» (долгосрочный проект).

Цель: расширять кругозор, прививать любовь к русскому языку, воспитывать культуру поведения.

  Результат: книжки-малышки.

 2. Школьная игра по республикам Российской Федерации, проект «республика Татарстан».

Цель: развивать чувство патриотизма, толерантности.

Результат: альбом, презентация.

Данный проект оказался не по силам всем учащимся, поэтому сформировалась творческая группа, которая в тесном сотрудничестве создала презентацию  и представила остальным учащимся. После этого увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности

В 4- м классе изменилась социальная роль учащихся в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации.

1.Проект - «Невская застава». (долгосрочный)

Цель: воспитание  бережного отношения к родному краю.

Результат презентация, альбом.

2. Проект «Здоровое питание»

Цель:  формировать осознанное отношение к своему здоровью.      

Результат: презентация, альбом.

 В 3- 4 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дают все учащиеся, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, проводится анкетирование.

В 4 классе, благодаря активной проектной деятельности изменилось отношение в классе. По итогам анкетирования было выявлено, что во время работы учащиеся научились помогать друг другу, анализировать свою работу, осознавать свое место, свою роль в этой работе, видеть практическую значимость своих действий, что благоприятно влияет не формирование личной самооценки.

Воспитатель группы продленного дня является равноправным соучастником процесса, становится другом для решения проблемных ситуаций (конфликтов, споров) во время деятельности,  связывающим звеном всех участников процесса и учеников, и родителей, главным помощником в объединении учащихся в одно целое, создание единой команды. От него зависит отношение к данному виду деятельности, их заинтересованности, целенаправленности. Задача воспитателя группы продленного дня: создать доброжелательную обстановку в коллективе, он некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"

      В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...