Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Спидкубинг 4 класс
методическая разработка (4 класс)

Куликова Юлия Андреевна
«Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве» (И.С. Якиманская). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spidkubing_4_klass.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «__»__июня___2022 г

№_____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2022 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

название программы Спидкубинг____________

направление внеурочной деятельности __спортовно-оздоровительное___

______________________________________________________

возраст, класс _____10 - 11 лет, 4 класс___________________

срок реализации программы __________1 год_____________

                        учитель Куликова Юлия Андреевна, первая

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)

                                                       Санкт-Петербург

  1. –2023учебный год

                                               Пояснительная записка

  1. Направление программы внеурочной деятельности

Спортивно - оздоровительное направление.

  1. Педагогическая целесообразность реализации данной программы

   Программа педагогически целесообразна,  призвана обеспечить интеллектуальный рост, развитие творческого потенциала личности через научно-техническую, проектно-исследовательскую деятельность. Основная идея создания программы состоит в том, чтобы объединить обучающихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний в области научно-технических дисциплин.

«Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве» (И.С. Якиманская).

  1. Отличительные особенности программы

Кубик Рубика — уникальный инструмент, который превращается не только в яркую и позитивную игрушку, но и в один из лучших тренажеров для мозга. У этого «магического кубика» нет минусов. Работая с этой головоломкой, ребёнок учится планировать свои действия, за короткий промежуток времени, принимать верные решения. Процесс сборки заставляет мозг активизировать необходимые нервные цепочки, что приводит к их развитию и усовершенствованию. Развивается мелкая моторика. В мозге происходит и планировка последовательности действий на несколько ходов вперёд. Это позволяет удерживать в памяти результат о самых важных действиях. Кубик Рубика — это головоломка, главной фишкой которой является качество высокого интеллекта. Именно это необходимо для тех родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок стал настоящим стратегом и мог чётко планировать и ориентироваться в любой жизненной ситуации.

  1. Нормативные документы:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования Российской Федерации от 06.10.09.  № 373; зарегистрированный Министерством юстиции России 22.12.09., регистрационный номер № 17785 90 (с изменениями);
  • Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» (приложение к письму Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма»);
  • План воспитательной работы ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020/2021 учебный год

  1. Цель программы, задачи

Цель настоящей программы - развитие умения собирать кубик Рубика и его разновидности посредством применения различных алгоритмов решения головоломки и основ спидкубинга, когнитивное, спортивное развитие ребенка и его активная социализация.

Задачи:

Воспитательные:

 1.Пропаганда спорта и здорового образа жизни.

2. Поддержка досуга детей и новых форм дополнительного образования.

Обучающие: 

1. Знакомство с малоизвестными фактами из истории кубика Рубика, алгоритмами его сборки, его новыми модификациями и другими головоломками.

2. Научиться собирать кубик на скорость и участвовать в соревнованиях.

3. Создавать условия для развития творческих способностей детей, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном совершенствовании.

4. Формирование здорового и безопасного образа жизни.

Развивающие: 

1.Выявление и развитие творческого интереса, способностей и умений у учащихся.

2.Содействовать развитию интеллектуальной, эмоциональной, волевой, духовной сферы личности ребенка.

3. Способствовать социализации учащихся и профессиональному самоопределению.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, отраженный в Стандарте образования.

  1. Планируемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

 - выполнять универсальные логические действия,

 - выполнять анализ,

 - производить синтез,

 - выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

 - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

-выстраивать логическую цепь рассуждений

          Регулятивные УУД:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления,

 - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления,

 - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя,

 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,

          Коммуникативные УУД:

- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

2. Организация учебно-воспитательного процесса

2.1. Формы подведения итогов освоения программы:

  • Фиксирование достижений каждого в личную лесенку успеха.
  •  Создание видеоролика «Спидкубинг – это здорово!»
  • практические работы.

-  соревнования по Спидкубингу

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускают сравнения его с другими детьми.

2.2. Формы контроля:

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

2.3. При выполнении учебного плана возможна реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Обучение может проходить с использованием электронной платформы Zoom.

3.Календарно-тематическое планирование

Название раздела и темы

1

Повторение. Базовые вращения кубика Рубика3х3. «Ромашка».Сборка белой стороны.

1 ч

2

Установка рёбер второго

пояса. Сборка второго пояса.

1 ч

3

Сборка желтого креста

1 ч

4

Сборка желтой шапки.

1 ч

5

Отработка скоростной сборки кубика 3х3. Личные рекорды. Лесенка успеха.

1 ч

6

Повторение. Порядок сборки. и устройство кубика 2х2х2,

1 ч

7

Сборка нижней стороны.

1 ч

8

Паритет, и как его решить.

Личные рекорды. Лесенка успеха.

1 ч

9

Чемпионат по сборки кубика2х2х2 среди 4х классов

1 ч

10

Повторение. «Зеркальный кубик Рубика» 3x3x3. Устройство кубика, порядок сборки. Сбор верхнего креста

1 ч

11

Сбор боковых середин. Сбор нижних середин

1 ч

12

 Сбор оставшихся 3-х середин. Сбор верхних углов

1 ч

13

Сбор нижних углов. Отработка скоростной

сборки зеркального кубика3х3х3.

1 ч

14

Личные рекорды. Лесенка успеха.

Чемпионат по сборки зеркального кубика3х3х3 среди 4х классов

1 ч

15

Знакомство с пирамидкой Мефферта. , Азбука пирамидки.

1 ч

16

Алгоритм сборки «цветов» каждого цвета на гранях, постановка уголков. Повторение, решение практических задач.

1 ч

17

Алгоритм постановки смежных треугольников на свои места.

1 ч

18

Повторение сборки пирамидки Мефферта, решение задач

1 ч

19

Математическая эстафета «Кубик Рубика и пирамидка Мефферта»

1 ч

20

Личные рекорды. Лесенка успеха.

1 ч

21

Чемпионат по сборки пирамидки Мефферта среди 4х классов

1 ч

22

Знакомство с кубиком Рубика 4х4, азбука кубика Рубика

1 ч

23

Этап 1. Установление середин граней кубика.

1 ч

24

Этап 2. Сборка первого слоя.

1 ч

25

Этап 3. Нахождение аналога в сборке кубика 3х3.

1 ч

26

Повторение этапов 1-3. Решение практических задач.

1 ч

27

Этап 4. Установление ребер кубика.

1 ч

28

Этап 5. Сборка второго и третьего слоя кубика.

1 ч

29

Повторение этапов 4-5. Решение практических задач.

1 ч

30

Этап 6. Сборка креста на верхней грани кубика.

1 ч

31

Этап 7. Установление углов, правильное положение углов.

1 ч

32

Этап 8. Сборка последнего слоя.

1 ч

33

Повторение всех этапов сборки кубика Рубика 4х4.

Решение практических задач.

1 ч

34

Чемпионат по сборки кубиков  «В мире кубика Рубика»

1 ч

Литература:

  1. Станислав Баранов, Кубик Рубика. Спидкубинг: Метод новичка – читать онлайн полностью – ЛитРес  объём 36 страниц                                                                                                                                             https://www.litres.ru/stanislav-baranov/kubik-rubika-spidkubing-metod-novichka/chitat-onlayn/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxNzQ0MzIyMTs3Mzc0Mzk1NjAyO2dvLm1haWwucnU6Z3VhcmFudGVl&yclid=5206801000653166864&utm_medium=cpc&utm_source=yandex&utm_campaign=DSA_~402475360%7C17443221&utm_term=&utm_content=v2%7C%7C7374395602%7C%7C547796%7C%7C%7C%7C4%7C%7Cother%7C%7Cgo.mail.ru%7C%7Csearch%7C%7Cno&k50id=01000000547796_%D0%92%D1%81%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B
  2. Алексей Баранов «Блаинд 3х3х3 за месяц. Спидкубинг: сборка с закрытыми глазами»  2019  ISBN 978-5-4493-5189-0 Объем: 60 стр,
  3. Станислав Баранов «Метод Фридрих за месяц: F2L. Спидкубинг: Учим F2L (часть 1 и  2)» Объем: 80 стр.
  4. ФОКУСЫ С КУБИКОМ РУБИКА КОТОРЫЕ ВЗОРВУТ МОЗГ - YouTube https://www.youtube.com/watch?v=bE3ud9y1NfE
  5.  Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет https://studfiles.net/preview/5702358/
  6. Категория:Терминология — Speedcubing Wiki
  7. Тесты для диагностики интеллекта и умственного развития методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э. Ф. Замбицявичене

Литература (видео уроки) для детей и родителей:

  1. Узоры для кубика Рубика  https://soberi-kubik.ru/uzor 
  2. Учимся собирать кубик Рубика http://maximchechnev.com/video-tutorials/3x3/
  3. Учимся собирать кубик Рубика вслепую http://maximchechnev.com/video-tutorials/blind/ 
  4. Очень простой способ собрать кубик Рубика. 3-й этап. Максим Чечнёв https://ok.ru/video/282042831267   
  5. Самый простой способ собрать кубик Рубик 3х3. Схемы сборки кубика Рубика 3х3 пошагово. Методы сборки кубика Рубика 3х3, Джессика Фридрих, Максим Чечнёв https://luckclub.ru/kubik-rubika-shemy-sborki-kubika-rubika-3h3-dlya-nachinayushhih-metody-sborki-maksim-chechnev-i-dzhessika-fridrih
  6. http://mamuli.club/kak-sobrat-kubik-rubika-igraem-s-detmi
  7. http://rubikscube.ru/
  8. http://cub-rub.ru/interesnoe.php
  9. http://cub-rub.ru/recordu.php
  10. http://www.rubik-effects.com/history.php
  11. http://www.peoples.ru/art/sculpture/erno_rubik/
  12. http://persones.ru/biography-354.html

http://cub-rub.ru/ErnoRubik.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по курс «Уроки правильного общения» 3 класс

Программа разработана на основе- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ;- авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу общеинтеллектуального направления «Мир логики» для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторских программ  С. Гин «Развитие Творческого Воображения. Мир фантазии. Мир логики»Настоящая программа  внеуроч...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «СИРС» для учащихся 2-х классов

Программа внеурочной деятельности «Система интенсивного развития способностей" (СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления деятельности учащихся 2-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Интегрированный курс «Альбом с кляксами + этические диалоги» 2 класс

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Т. В. Калининой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Спидкубинг 3 класс

laquo;Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве» (И...