Рабочая программа "Юный добротворец"
рабочая программа (4 класс)

Привалихина Яна Владимировна

Рабочая программа «Юный добротворец» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятиями патриот и  добротворец. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения  школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Добротворец - это человек, который творит добро во благо другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_yunyy_dobrotvorets_24-25.docx52.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа № 5 УКМО

 

ПРИНЯТО                                                                         УТВЕРЖДАЮ

на МО начальных классов                                        Директор МОУ СОШ № 5

Протокол от №1 от 30.08.2024г.                              ___________С.В. Фетцова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный добротворец»

НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 8-11 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

                                                                               

                                                                                 

                                                             Авторы - составители:

                                                         Привалихина Яна Владимировна –

                                                   учитель начальных классов

                                                        Соснина Лилия Алексеевна-

                                                            учитель начальных классов

Г. Усть- Кут

2024г

Пояснительная записка

Рабочая программа «Юный добротворец» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятиями патриот и  добротворец. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения  школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Добротворец - это человек, который творит добро во благо другим.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей малой Родины, стремишься быть похожим на них.

Педагогическая целесообразность программы кружка “Юный добротворец” заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы:

сформировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;

сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как качества конкурентоспособной личности.

Задачи:

-создать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России и родного края;

-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Программа дополнительного образования « Юный добротворец» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ, и в связи с событиями, которые в данное время происходят при проведении специальной военной операции.

Программа  направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Срок освоения

Рабочая программа кружка «Юный добротворец» разработана на

1 год. На реализацию программы отводится 17 часов, 0,5  часа в неделю.

                            ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно- творческую, познавательную виды деятельности.

Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия, виртуальные экскурсии.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Режим занятий

Занятия по Программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций», ФГОС ООО, Устава ОУ.

Занятия проводятся 1  раз в неделю по 0,5 часа (пятница) во второй половине дня продолжительностью 40 минут.

        Планируемые результаты освоения курса

По окончании курса дети должны знать:

-о значимых страницах истории страны,

-о главных символах государства,

-о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,

-о традициях и культурном достоянии своего края,

-о моральных нормах и правилах поведения,

-об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

-традиции и историю своей семьи,

-традиции и историю своей школы.

По окончании курса дети должны уметь:

-различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта -Российской Федерации,

-определять на карте границы и крупные города России,

-рассказывать о родной стране, малой Родине,

-ориентироваться в историческом времени,

-бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,

-уважительно относиться к защитникам Родины,

-читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,

-уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.

                                                       Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

-мотивации к учению и познанию,

-ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

-основы российской, гражданской идентичности,

-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

-учитывать        выделенные         ориентиры        действий,        планировать        свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-узнавать государственную символику своего региона,

-описывать достопримечательности родного края,

-находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая

компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации,

ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

-формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие  качества личности:

патриотизм;

уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;

ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие;

настойчивость; дисциплинированность;

любовь к малой родине.

Формы контроля:

Текущий:

  • оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме     наблюдения;
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до   начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и

последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.

Итоговый контроль:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы обучающихся.

                                      СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Программа представлена четырьмя блоками:

  1. блок –  «Я – гражданин России» ( 4 ч.)
  2. блок – «Живые страницы прошлого » (4ч.);
  3. блок – «Россия – Родина моя» (4ч);

4 блок – «Юные добротворцы» (5 ч.).

   Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое    возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

  1. блок – «Юные Россияне» (4 ч.)

-Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн»,

«символ», значение цветов и образов.

-Родной Усть- Кутский край – частица России. Достопримечательности города. Люди и их занятия. Понятия:

«гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».

  1. блок – «Живые страницы прошлого » (4 ч.)

-Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Понятия: «предки», «друг», «заповедь».

-Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри».

Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь»,

«долг», «бескорыстие».

-Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».

-Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».

  1. блок – «Россия – Родина моя» (4ч);

-Онлайн- путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.

Понятия: «город–герой», «защитник».

-Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.

-Усть- Кутяне в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

           Понятия: «война», «подвиг», «награда».

-Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Понятия: «летопись», «династия».

  1. блок – «Юные Россияне» (5 ч.).

-День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.

Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».

-Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей.

Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».

                          -Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете.              

-Письмо солдату. Акция « Помоги солдату».

- Встреча с воинами специальной военной операции»

Учебно-тематический план кружка «Юный добротворец»  

      на 2024 – 2025 учебный год.

№ п/п

Разделы, темы

Кол- во

часов

Теория

Практика

Вид

деятельности

I блок. Я

гражданин России

(4ч)

1-2

Россия – Родина моя.

Символы государства – герб и флаг. Гимн

России.

2

1

1

Беседа,

прослушивание гимна России, стихотворений

о Родине.

3-4

Родной Усть- Кутский крайкрай – частица России.

Символика области.

2

1

1

Презентация

II. Живые страницы прошлого (4 ч.)

5

Как жили наши предки

славяне.

1

1

Урок-

путешествие

6

Славна богатырями

земля русская.

1

1

Урок-игра

7

Сказочного богатыря

узнаешь на поле брани.

1

1

1

Викторина        по

сказкам

8

Русские полководцы.

Александр Невский и Дмитрий Донской.

1

1

Презентация

III.        блок

– «Россия Родина моя» (4ч);

9

Онлайн-Путешествие        по городам - героям. Город

– герой Москва.

1

1

Презентация

10

Усть- Кутянев годы Великой Отечественной

войны. Земляки – герои.

1

1

Экскурсия в краеведческий музей.

Презентация

11

Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города- герои.

1

1

1

Устный журнал

12

Военная летопись моей семьи. Что такое летопись.        Военная

летопись        семьи.

1

1

Презентация

IV.

«Юные добротворцы» (5 ч.)

13

День Защитника Отечества. История праздника. Есть такая профессия- Родину защищать»

1

1

Урок- путешествие

14

Дети в годы ВОВ. Дети- герои. Современные войны и судьбы детей

1

1

Музыкально- литературная композиция

15

Конкурс рисунков « Мы за мир»! Дети за мир на планете.

1

1

конкурс

16

Письмо солдату. Акция « Помоги солдату». Встреча с воинами СВО

1

1

1

беседа

17

Ветераны        Великой Отечественной войны.

Защита проектов. Бессмертный полк.

1

1

1

Участие в шествии на параде Победы.

Итого

17

17

6

        

                                                 Учебно – методическое обеспечение:

Мультимединый компьютер; Проекционный экран;

компакт диски;

Список литературы для учителя:

  1. Голубева Т.С. Государственная символика России // «Начальная школа»,

№7, 2001.- с. 14-16.

  1. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.
  2. Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.
  3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.
  4. Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.
  6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Проект " Юный добротворец"

Сегодня образцы мужества и стойкости проявляют военнослужащие Российской Армии, участвующие в специальной военной операции на Украине. Прямо сейчас наши современные герои, выполняя свой долг, ока...

Рабочая учебная программа "Занимательный русский язык" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Как хорошо уметь читать" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Занимательная математика" с 1 по 4 класс.

Рабочая учебная программа "Занимательный русский язык" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Как хорошо уметь читать" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Занимател...