Рабочая программа "Юный добротворец"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа «Юный добротворец» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятиями патриот и добротворец. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Добротворец - это человек, который творит добро во благо другим.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа № 5 УКМО
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на МО начальных классов Директор МОУ СОШ № 5
Протокол от №1 от 30.08.2024г. ___________С.В. Фетцова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Юный добротворец»
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 8-11 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Авторы - составители:
Привалихина Яна Владимировна –
учитель начальных классов
Соснина Лилия Алексеевна-
учитель начальных классов
Г. Усть- Кут
2024г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный добротворец» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятиями патриот и добротворец. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность. Добротворец - это человек, который творит добро во благо другим.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей малой Родины, стремишься быть похожим на них.
Педагогическая целесообразность программы кружка “Юный добротворец” заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
сформировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как качества конкурентоспособной личности.
Задачи:
-создать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России и родного края;
-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;
-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Программа дополнительного образования « Юный добротворец» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ, и в связи с событиями, которые в данное время происходят при проведении специальной военной операции.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Срок освоения
Рабочая программа кружка «Юный добротворец» разработана на
1 год. На реализацию программы отводится 17 часов, 0,5 часа в неделю.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно- творческую, познавательную виды деятельности.
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия, виртуальные экскурсии.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Режим занятий
Занятия по Программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций», ФГОС ООО, Устава ОУ.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 0,5 часа (пятница) во второй половине дня продолжительностью 40 минут.
Планируемые результаты освоения курса
По окончании курса дети должны знать:
-о значимых страницах истории страны,
-о главных символах государства,
-о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
-о традициях и культурном достоянии своего края,
-о моральных нормах и правилах поведения,
-об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
-традиции и историю своей семьи,
-традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
-различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта -Российской Федерации,
-определять на карте границы и крупные города России,
-рассказывать о родной стране, малой Родине,
-ориентироваться в историческом времени,
-бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
-уважительно относиться к защитникам Родины,
-читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
-уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
-мотивации к учению и познанию,
-ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
-основы российской, гражданской идентичности,
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
-учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-узнавать государственную символику своего региона,
-описывать достопримечательности родного края,
-находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие;
настойчивость; дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Формы контроля:
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представлена четырьмя блоками:
- блок – «Я – гражданин России» ( 4 ч.)
- блок – «Живые страницы прошлого » (4ч.);
- блок – «Россия – Родина моя» (4ч);
4 блок – «Юные добротворцы» (5 ч.).
Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
- блок – «Юные Россияне» (4 ч.)
-Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн»,
«символ», значение цветов и образов.
-Родной Усть- Кутский край – частица России. Достопримечательности города. Люди и их занятия. Понятия:
«гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».
- блок – «Живые страницы прошлого » (4 ч.)
-Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Понятия: «предки», «друг», «заповедь».
-Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри».
Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь»,
«долг», «бескорыстие».
-Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».
-Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.
Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».
- блок – «Россия – Родина моя» (4ч);
-Онлайн- путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.
Понятия: «город–герой», «защитник».
-Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.
-Усть- Кутяне в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Понятия: «война», «подвиг», «награда».
-Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Понятия: «летопись», «династия».
- блок – «Юные Россияне» (5 ч.).
-День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.
Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».
-Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей.
Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».
-Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете.
-Письмо солдату. Акция « Помоги солдату».
- Встреча с воинами специальной военной операции»
Учебно-тематический план кружка «Юный добротворец»
на 2024 – 2025 учебный год.
№ п/п | Разделы, темы | Кол- во часов | Теория | Практика | Вид деятельности |
I блок. Я – гражданин России (4ч) | |||||
1-2 | Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 2 | 1 | 1 | Беседа, прослушивание гимна России, стихотворений о Родине. |
3-4 | Родной Усть- Кутский крайкрай – частица России. Символика области. | 2 | 1 | 1 | Презентация |
II. Живые страницы прошлого (4 ч.) | |||||
5 | Как жили наши предки славяне. | 1 | 1 | Урок- путешествие | |
6 | Славна богатырями земля русская. | 1 | 1 | Урок-игра | |
7 | Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. | 1 | 1 | 1 | Викторина по сказкам |
8 | Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. | 1 | 1 | Презентация |
III. блок – «Россия Родина моя» (4ч); | |||||
9 | Онлайн-Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. | 1 | 1 | Презентация | |
10 | Усть- Кутянев годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. | 1 | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Презентация | |
11 | Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города- герои. | 1 | 1 | 1 | Устный журнал |
12 | Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. | 1 | 1 | Презентация |
IV. «Юные добротворцы» (5 ч.) | |||||
13 | День Защитника Отечества. История праздника. Есть такая профессия- Родину защищать» | 1 | 1 | Урок- путешествие | |
14 | Дети в годы ВОВ. Дети- герои. Современные войны и судьбы детей | 1 | 1 | Музыкально- литературная композиция | |
15 | Конкурс рисунков « Мы за мир»! Дети за мир на планете. | 1 | 1 | конкурс | |
16 | Письмо солдату. Акция « Помоги солдату». Встреча с воинами СВО | 1 | 1 | 1 | беседа |
17 | Ветераны Великой Отечественной войны. Защита проектов. Бессмертный полк. | 1 | 1 | 1 | Участие в шествии на параде Победы. |
Итого | 17 | 17 | 6 |
Учебно – методическое обеспечение:
Мультимединый компьютер; Проекционный экран;
компакт диски;
Список литературы для учителя:
- Голубева Т.С. Государственная символика России // «Начальная школа»,
№7, 2001.- с. 14-16.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.
- Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.
- Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...

Проект " Юный добротворец"
Сегодня образцы мужества и стойкости проявляют военнослужащие Российской Армии, участвующие в специальной военной операции на Украине. Прямо сейчас наши современные герои, выполняя свой долг, ока...

Рабочая учебная программа "Занимательный русский язык" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Как хорошо уметь читать" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Занимательная математика" с 1 по 4 класс.
Рабочая учебная программа "Занимательный русский язык" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Как хорошо уметь читать" с 1 по 4 класс. Рабочая учебная программа "Занимател...
