Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-Курянин» 3 класс 2025-2026гг
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности на 2025-2026гг
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 62.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я-Курянин»
по духовно-нравственному направлению
для 3 класса
Срок реализации: 1 год
на 2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я – курянин» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования[1], Федеральной образовательной программы начального общего образования[2], с учетом методических рекомендаций Министерства просвещения РФ «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»[3] и направлена на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов соответствующего уровня образования. Ее внедрение в образовательных организациях региона является одним из механизмов реализации областного проекта «Я – курянин» в рамках Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года[4].
Цель курса внеурочной деятельности «Я – курянин»
Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на духовно-нравственное и социокультурное развитие юных курян, их гражданское становление с учётом потребностей и возможностей каждого обучающегося, стремления к самореализации, воспитание патриота своей Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Я – курянин»
- формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общероссийскому культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов России и края;
- формировать у обучающихся представления о природе, истории, культуре, Курской области, обычаях и традициях земляков, современной жизни курского края;
- формировать интерес и личностно-ценностное отношение к историческому наследию своей малой родины, ее истории, культуре, историческим и культурным ценностям;
- способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно как граждан России и жителей своего края, развивать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
- пробудить деятельную любовь к малой родине, видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед краем в будущем;
- укрепить семейные связи посредством изучения истории края через семейные архивы, беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии, совместную деятельность;
- совершенствовать навыки общения со сверстниками и коммуникативные умений в разновозрастной школьной среде;
- повысить общую культуру обучающихся, углубить их интерес к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развивать умения поисковой, исследовательской, аналитической работы на основе широкого круга источников и в первую очередь – на региональном материале;
- развивать навыки совместной деятельности со сверстниками, качества, обеспечивающие успешность участия в командной работе;
- формировать культуру поведения в информационной среде.
Программа внеурочной деятельности по курсу "Я -Курянин" для 3класса рассчитана на 34 часа: 3 класс - 34 часа. Один час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
I.Содержание учебного курса
Азы курсковедения
Введение. Краеведение, цели, задачи изучения курса краеведения. Первые курские краеведы. Курское областное краеведческое общество (президент общества Ю.А. Бугров).
Модуль 1. Природа родного края.
С чего начинается Родина. Я и моя школа, мой дом, моя улица. Город Курск на карте Курской области. Окрестности города Курска. Памятники природы Курской области и малой родины.
Модуль 2. История и культура родного края
Древний Курск. Откуда есть пошла земля Курская. История основания города, поселения людей, проживавших на территории Курска и Курской области до 1032 года. История города: от основания до XIX века. Моя малая родина в далеком прошлом.
Как жили наши предки. Понятия «летопись», «генеалогия», «генеалогическое древо», «архив». Летопись моей семьи. Анализ первоисточников.
Дом, в котором я живу.
Мир старинного дома. Старинные здания нашего города, села. Особенности постройки домов. Традиции и обряды при возведении дома. Особенности курской избы. Символика в строительстве. убранство дома, символика. Особенности внутреннего убранства дома, его традиции. Назначение и история мебели, утвари.
Летопись в камне. Исторические памятники архитектуры города. Истории некоторых памятников архитектуры (по выбору учителя, обучающихся).
Русский народный костюм, его составляющие. Отличия русских костюмов северных и южных областей, женского и девичьего костюма, будничного и праздничного. Символика в костюме. Курский костюм.
Традиционные ремесла Курского края. Курское ковроткачество. Особенности курских ковров. Глиняных дел мастера. История и география гончарного ремесла в нашем крае. Кожлянская и суджанская игрушка, их отличия.
Фольклор – духовное богатство курян. Сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, праздники, обряды, обычаи курян. Неповторимый курский говор. Усадьба Моква.
Курск литературный. Биографии поэтов и писателей, живших и работавших в Курске, Курской области, их творчеством (А. Гайдар, Е. Носов, К. Воробьев, А. Фет, А. Харитановский, В. Чемальский, В. Корнеев и др.)
Курск театральный. История театров Курска, биографии выдающихся актеров, режиссеров прошлых лет и современности (М. Щепкин, Н. Светловидов, Ю. Бурэ, И. Селиванов и др.). Правила поведения в театре.
Курск художественный. Биографии знаменитых художников, скульпторов прошлых лет и современности, их творчество (К. Трутовский, Е. Шварц, К. Малевич, А. Дейнека, Е. Зайцев, В. Кизилов, В. Парашечкин, В. Клыков, О. Радин и др.).
Курск музыкальный. Биографии знаменитых композиторов, исполнителей, музыкантов, хореографов, танцоров (А. Абаза, Н. Плевицкая, И. Суржиков, Г. Свиридов, В. Гридин, Л. Винцкевич, сестры Толмачевы), история создания музыкальных коллективов прошлых лет и современности (фольклорный ансамбль «Тимоня», симфонический оркестр Курской филармонии, «Русский камерный оркестр» и др.). Знакомство с филармонией, музыкальными школами, другими учреждениями, связанными с музыкой.
Модуль 3. Героические страницы истории малой родины.
Курск в годы Великой Отечественной войны. Юные куряне – защитники Родины. Вечный огонь Памяти. Курск и подводный флот. Памятники боевой славы малой родины. Визитная карточка Курского края.
II.Планируемые результаты освоения курса
Освоение программы курса внеурочной деятельности «Я – курянин» направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
В результате изучения курса планируется достижение следующих личностных результатов, которые отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе:
становление ценностного отношения к своей Родине – России и своей малой родине;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к окружающим;
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству народов, проживающих в регионе;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда;
бережное отношение к родной природе, неприятие действий, приносящих ей вред;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Я – курянин» отражают овладение:
- универсальными учебными познавательными действиями
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
с помощью взрослого формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации, использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о курском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с задачей;
- универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, описывать достопримечательности родного края;
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы, оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы;
- универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач деятельности;
корректировать свои действия для преодоления ошибок.
Занятия в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Окружающий мир», «Литературное чтение»:
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам Курской области;
- показывать на физической карте изученные крупные географические объекты Курской области;
- показывать на исторической карте места изученных исторических событий, находить место изученных событий на "ленте времени";
- соотносить изученные исторические события и исторических деятелей, прославивших курский край;
- рассказывать о наиболее важных событиях истории, наиболее известных исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях родного края;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику своего региона;
- находить в произведениях курских авторов отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры;
- демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества курского края;
- приводить примеры произведений курских писателей и поэтов;
- составлять краткий отзыв о прочитанном тексте по заданному алгоритму;
- распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- называть наиболее значимые природные объекты Курской области;
- называть экологические проблемы региона и определять пути их решения;
- создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и общественном развитии курского края;
- соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населенного пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и других);
- использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисловие, приложение, сноски, примечания), в том числе электронного учебного пособия;
- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- выбирать источники для самостоятельного изучения с учетом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанном;
- соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
III.Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | К-во часов | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение | ||||
1. | Вводное занятие. Первые курские краеведы. | 2 | Вводная беседа, цели, задачи изучения курса краеведения. Курское областное краеведческое общество (президент общества Ю.А. Бугров). | Характеристика роли краеведения в сохранении исторической памяти. Примеры из жизни и деятельности курских краеведов. |
Модуль 1. Природа родного края | ||||
2. | С чего начинается Родина | 1 | Родина. Отечество. Курский край. Понятие «малая родина». | Участие в обсуждении, подтверждение своего мнения примерами, соблюдение правил ведения диалога со сверстниками и учителем. |
3. | Я и моя школа, мой дом, моя улица. | 1 | Дружная школьная семья. Школа – второй дом. Имя моей улицы. Достопримечательности вокруг. | Поисковая, исследовательская работа. Постановка задачи исследования, подбор информационного материала, представление результатов работы. |
4. | Город Курск на карте Курской области | 1 | Географическое положение Курска и Курской области на карте России. Рельеф, климат, население. | Практическая работа. Творческая лаборатория. Характеристика особенностей географического положения курского края, работа с картой. |
5. | Окрестности города Курска | 1 | Города, поселки, деревни Курской области. Достопримечательности и их особенности. | Виртуальная экскурсия. Наблюдение, обобщение информации, рассказы о достопримечательностях своей малой родины. |
6. | Памятники природы Курской области и малой родины | 1 | Памятник природы – что это такое? Отличие от заповедников, заказников. Заповедные участки Курской области. | Живая газета. Проектно-исследовательская работа. Использование новых понятий при характеристике памятников природы Курской области и малой родины |
Модуль 2. История и культура родного края | ||||
Древний Курск. Откуда есть пошла земля Курская | 1 | История основания города, поселения людей, проживавших на территории Курска и Курской области до 1032 года. | Характеристика основных вех истории основания Курска, занятий земляков. Участие в обсуждении. | |
Моя малая родина в далеком прошлом | 1 | Экскурс в далекое прошлое нашего края. Исторические сведения о малой родине. | Проектно-исследовательская работа «История моего города (села, поселка) в далеком прошлом», творческая работа «Макет древнего города». | |
Как жили наши предки | 1 | Быт и занятия курян в старину. Сословные различия в жизни курян. | Занятие-исследовательский проект. Характеристика особенностей жизни курян в историческом прошлом. Презентация результатов исследования. | |
Летопись моей семьи | 1 | Знакомство с понятиями «летопись», «генеа логия», «генеалогическое древо». Построение генеалогического древа, способы фиксирования фактов из семейного архива. Анализ первоисточников. | Практическая работа. Долгосрочные проекты (по выбору обучающихся) «Коллекция семейных кулинарных рецептов с комментариями», «Мини-музей семейных реликвий», «Фотоальбомы с комментариями, открытками, письмами и коллажами», «Легенды семьи или традиции семьи» | |
Дом, в котором я живу | 1 | Особенности современного жилища. | Поисковая работа «История моего дома». Творческая работа «Дом, в котором я сейчас живу, дом, в котором хотел бы я жить». | |
Старинные здания нашего города, села | 1 | Знакомство обучающихся с историческими памятниками архитектуры места проживания. | Виртуальная экскурсия. Проектно-исследовательская работа «Свидетели исторических событий». | |
Летопись в камне | 1 | Знакомство обучающихся с историей некоторых памятников архитектуры города. | Обзорная пешеходная экскурсия. Характеристика памятников архитектуры и исторически событий, с ними связанных | |
Мир старинного дома | 1 | Особенности постройки домов. Традиции и обряды при возведении дома. Особенности курской избы. Символика в строительстве. | Проектная работа «Мир старинного дома». Творческая работа «Курская хата-мазанка». | |
Внутреннее убранство дома | 1 | Внутреннее устройство дома, символика. Особенности убранства дома, его традиции. Назначение и история мебели, утвари. Знакомство обучающихся с крестьянским бытом, условиями жизни крестьян. | Занятие-панорама. Проектно-исследовательская работа «Дома, терема, избы, избушки…» (как описывают внешний вид и внутреннее убранство домов в сказках, былинах, русских песнях, изображают на картинах), «История одной вещи» (по выбору обучающихся). Творческая работа «Макет курской избы». | |
Курский костюм | 2 | Знакомство обучающихся с русским (курским) народным костюмом, его составляющими. Показать отличия русских костюмов северных и южных областей, женского и девичьего костюма, будничного и праздничного. Символика в костюме. | Дидактическая игра «Наряди куклу». Проектно-исследовательская работа «Русский (курский) костюм в живописи, поэзии, литературе»; «Традиции русского костюма в современной одежде» (по выбору). Творческая работа «Русский костюм своими руками», «Русские традиции в современной одежде». | |
Традиционные ремесла Курского края | 1 | Знакомство обучающихся с традиционными народными ремеслами курян. | Занятие-встреча с интересными людьми. Участие в обсуждении, подтверждение своего мнения примерами. | |
Курское ковроткачество | 1 | Курский ковер, история курского ковроткачества. Особенности курских ковров. | Лекция-диалог. Творческая работа «Ткацкий стан», «Мой коврик» (по выбору обучающихся). | |
Глиняных дел мастера. Кожлянская и суджанская игрушка | 1 | Знакомство с историей и географией гончарного ремесла в нашем крае, с особенностями Суджанской и Кожлянской народных игрушек, определение их отличий. | Мастер-класс по изготовлению глиняных изделий. Творческая работа «Подарок для семьи» (изготовление игрушек, посуды из глины, их рос пись). | |
Неповторимый курский говор | 1 | Встреча с носителями языка. Особенности курского говора. | Игра «Догада». Долгосрочный исследовательский проект «Как говорят мои бабушка (дедушка, родственники, соседи)» (составление семейного словарика) | |
Фольклор – духовное богатство курян | 1 | Сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, праздники, обряды, обычаи курян. | Анализ первоисточников. Исследовательская работа «Фольклор в моей семье». | |
Усадьба Моква | 1 | Встреча с интересными людьми – хранителями народных традиций курского края. | Участие в обсуждении, подтверждение своего мнения примерами, интервьирование. Дидактический театр. | |
Курск литературный | 1 | Экскурсия в Дом литераторов, литературный музей, библиотеку (по выбору). Знакомство с биографией поэтов и писателей, живших и работавших в Курске, Курской области, их творчеством. | Экскурсия. Литературная гостиная. Исследовательская работа «Писатели и поэты о Курске», «Писатели и поэты в Курске» (по выбору обучающихся). Творческая работа «Проба пера». | |
Курск театральный | 1 | Знакомство с историей театров Курска, биографией и творчеством выдающихся актеров, режиссеров прошлых лет и современности. Беседа «Правила поведения в театре». | Презентация «Традиции театра», «На курских подмостках…». Долгосрочный коллективный творческий проект: создание и постановка пьесы. Семейное домашнее задание: всей семьей посетить какую-либо театральную постановку, составить книгу (альбом) отзывов о спектакле. | |
Курск художественный | 1 | Знакомство с биографией и творчеством знаменитых художников, скульпторов прошлых лет и современности, их творчеством. | Встреча с интересными людьми, беседа. Виртуальное путешествие «Курск на старой открытке». Экскурсия в картинную галерею, галерею «АЯ». Исследовательские проекты «Городская палитра» (изображение городских пейзажей на картинах, открытках). Творческая мастерская «Уголок моего города», фотоколлаж «Мой Курск», альбом «Самые живописные места Курска» (по выбору обучающихся). | |
Курск музыкальный | 1 | Знакомство обучающихся с биографией и творчеством знаменитых композиторов, исполнителей, музыкантов, хореографов, танцоров, историей создания музыкальных коллективов прошлых лет и современности. Знакомство с филармонией, музыкальными школами, другими учреждениями Курска, связанными с музыкой. | Участие в музыкальной гостиной. Исследовательская работа «Песни о Курске», составление песенника. Творческая работа «Моя песня о Курске». | |
Модуль 3. Героические страницы истории малой родины | ||||
Курск в годы Великой Отечественной войны | 1 | Жизнь, судьба, подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | Поисковая работа «Дети войны. Очень рано они повзрослели», «Маленькие герои Курской битвы». | |
Юные куряне – защитники Родины | 1 | Экскурсия в музей "Юные защитники Родины" с целью узнать о подростках, воевавших вместе со взрослыми против фашизма в 1941–1945 гг. | Экскурсия. Описание подвигов юных защитников Родины. | |
Вечный огонь Памяти | 1 | Книга Памяти. Памятники героям-курянам. | Виртуальная экскурсия. Описание памятных мест, посвященных героям-курянам. | |
Курск и подводный флот | 1 | Морские ворота сухопутного Курска. Куряне-моряки. АПРК «Курск» | Встреча с интересными людьми. Участие в обсуждении, подтверждение своего мнения примерами, интервьюирование. | |
Памятники боевой славы малой родины | 1 | Целевая экскурсия к памятнику (памятникам) боевой славы | Описание знакового события, подвига защитников Родины. | |
Визитная карточка Курского края | 1 | Достопримечательности курского края. Топ-10. Курские сувениры. | Конференция. Характеристика достопримечательностей курского края. Выставка курских сувениров. | |
Итого: 34 часа | ||||
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286.
[2] Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372.
[3] Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).
[4] Стратегия развития образования в Курской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Администрации Курской области от 11.11.2022 № 1284-па.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе
Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Шахматы"
Общеинтеллектуальное направление курса "Шахматы" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Проектная деятельность"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Проектная деятельность"...

