конспект урока "Учусь взаимодействовать"
план-конспект занятия по зож (3 класс) по теме

Рассамахина Елена Николаевна

Данный урок разработан в рамках программы "Полезные привычки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_uchus_vzaimodeystvovat_3_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная

школа № 38 г. Томска.

УРОК ПО ПРОГРАММЕ

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»

3 класс

Учитель: Рассамахина Елена Николаевна

 

Тема урока: Учусь взаимодействовать.

Цель урока:

Способствовать пониманию детьми важности уважительных отношений во взаимодействии.

Задачи:

  1. Объяснить роль уважительных отношений во взаимодействии.
  2. Объяснить смысл правила «Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы к тебе относились к тебе»

Теоретические положения:

Эффективное общение предполагает уважительное отношение людей друг к другу. Уважительные отношения формируются в процессе совместной деятельности.

Словарь:

Взаимодействие – это когда человек делает что–то вместе с другими людьми, например: играет, учится, работает.

Агрессивное поведение – это когда один человек так выражает свое мнение, что  другой чувствует себя глупо, пугается или злится.

Материалы к уроку:

Рабочие тетради, цветные карандаши, спички, дощечки, газеты, скотч, ножницы, мягкая игрушка, рисунки с героями урока, картинки для деления на группы.

Ход работы.

0 этап

Упражнение – энергизатор «Комплимент»:

По очереди передаем мягкую игрушку, говорим комплименты.

1 этап. Открытие урока.

  1. Оргмомент.

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в сказку! Послушайте отрывок и определите, в какую сказку попали, кто ее автор?

… В большом городе, где столько домов и людей жили двое бедных детей.  Они не были в родстве, но любили друг друга как брат и сестра…

Однажды на дворе перепархивал снежок.

- Это роятся белые пчелки!- сказала старушка – бабушка.

- А у них тоже есть королева? – спросил мальчик; он знал, что у настоящих пчел есть такая.

- Есть! – ответила бабушка.- Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не остается на земле – вечно носится на черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки; вот оттого-то они и покрываются ледяными узорами, словно цветами!..

- Как называется сказка?

- Кто ее автор?

- Как звали этих детей?

- Случилась беда с нашими героями. Кая похитила Снежная королева. Герда отправилась на поиски своего друга в царство Снежной королевы. И мы отправляемся вместе с ней.

Путешествие будет трудным, нам предстоит выполнить много заданий. Но мы должны все преодолеть, чтобы Герда нашла Кая.

  1. Мозговой штурм

Для того чтобы хорошо выполнять задания  нужно слаженно взаимодействовать друг с другом.

- Что такое взаимодействие?

Записываю все варианты, подвожу итог.

- Итак,  взаимодействие – это когда человек делает что-то вместе с другими людьми, например, играет, учится, работает.

- Кто понял, какая тема нашего урока?

- Чему мы будем учиться на уроке?

3. Работа в тетради:

- Итак, путешествие начинается…

Вот наша Герда к речке подходит.

Где же здесь лодка? Ее не находит.

Чтобы на реку лодку опустить,

Надо тетради быстрее открыть.

- Подумайте и ответьте, с чего начинается общение, совместная работа, игра?

- Откройте тетради на странице 11, задание 7

- Понимание и согласованность очень важны для достижения любой общей цели. Согласованности действий или взаимодействию нужно учиться.

4Упражнение – энергизатор «Водяной» (на основе упражнения - энергизатора «Акула»)

- Ой, кто это? (рисунок с изображением Водяного)

Я Водяной, я Водяной!

Никто не водится со мной.

По кочкам Герду не пущу,

В болоте всех я утоплю.

- По-моему, Водяной заблудился и попал к нам из другой сказки. Но выхода у нас нет. Давайте, выполним его задания:

Заранее приготовьте 4-5 вырезанных из ватмана «островов», можно нарисовать их мелом на полу.

Инструкция: вы все – лягушки, а я (ведущий) – Водяной, вы плаваете, резвитесь в болоте, играете, но как только я кричу «Водяной!», вы должны запрыгнуть на кочки, чтоб вас не утопили. Кто не успел – тот утонул в болоте.

Примечание: проиграйте несколько раз и каждый раз убирайте по одной кочке, так, чтоб в конце осталась только одна кочка. Эта игра позволяет проверить уровень сплоченности группы, сбросить накопившееся напряжение и хорошо поднимает энергетику.

2 этап. Отработка навыков.

  1. Работа в парах:

Маленькая разбойница на пути нас встречает                          (рисунок разбойницы)

И головою лохматой качает:

- Нет, не пройдете дальше вы, детки,

Всех посажу я в железные клетки!

- Чтобы маленькая разбойница не осуществила свои планы в отношении вас, нужно разбиться на пары и выполнить следующее задание:

Упражнение «Фигура из спичек»

Инструкция: поделите участников на пары и посадите рядом спинами друг к другу, каждый получает по 10 спичек и по досточке. Пусть в паре решат, кто будет первым. Первый составляют фигуру из спичек, используя все. Затем, он должен рассказать второму, как построить эту фигуру. Нельзя оборачиваться. Когда фигура построена, пара поворачивается друг к другу и смотрит, совпали ли фигуры. Затем  пара меняется ролями. Можно повторить несколько раз. После упражнения обязательна рефлексия.

Примечание: в комментариях к этой игре и во время рефлексии можно спросить участников, в чем цель игры. А затем сказать, что игра позволяет узнать, на сколько мы/вы понимаем друг друга.

- Всегда ли они понимали, что от них хочет сосед?

- Какое «волшебное» слово помогает быстро и слаженно работать?

- Для эффективного общения и взаимодействия необходимо уважительное отношение к партнеру, вежливость в разговоре.

 

  1. Работа в группах.

- Дальше всем классом на олене мы мчимся,

Но в Снежное царство никак не домчимся.

Что это? Солнце исчезло, посыпался снег

Нас занесло на заснеженный брег.

Мальчик по имени Кай здесь сидит,

А Герда рядышком с Каем стоит.

И остановку нам сделать велит.

- Чтобы расколдовать Кая, мы должны построить башню Дружбы.

Упражнение   «Башня»

До урока дети выбирали рисунки: машинка, цветочек, мячик, ягодка, солнышко. В зависимости от этого разделились на группы.

Полученные  малые группы рассадите так, чтобы они не мешали друг другу. Предложите самому высокому в группе взять роль лидера, самого темноволосого обяжите быть завхозом, и таким образом дайте каждому в группе свою роль, за которую он будет отвечать. Предложите завхозам разобрать для своих групп приготовленные заранее газеты, ножницы, скотч.

Инструкция: «Из предложенных газет постройте башню, вы можете использовать скотч, фломастеры. Начали!  Теперь придумайте название своей башне и как вы ее для всех представите».

Вопросы для рефлексии: кто предложил идею такой башни; все ли принимали активное участие; был ли лидер в группе, довольны ли результатом. После каждого представления лучше всего подбадривать и награждать «строителей» аплодисментами.

3 этап. Отработка навыков.

  1. Работа в тетради

- Чтобы Кай по-прежнему мог смеяться, любить, дружить, нужно выполнить еще одно, самое последнее задание:

- Выполните задание 9, страница 17

  1. Фронтальный опрос:

- В чем выражается уважительное отношение к партнеру?

(Спокойный тон, отсутствие грубых выражений, подбадривание, улыбка, умение замечать хорошее, выслушать партнера)

- В чем проявляется неуважительное отношение к партнеру?

(насмешки, подчеркивание промахов партнера, его недостатков, слабых сторон)

- Какое отношение к себе ученики хотели бы испытывать со стороны других людей? Почему?

- В чем смысл правила «Относись к другим людям так, как тебе хочется, чтобы они относились к тебе»?

- Продолжите мою мысль «Чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, нужно…»

(вести себя неагрессивно)

  1. Подведение итогов урока:

- Итак, что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Пожалуйста, допишите незаконченные предложения с учетом приобретенного опыта:

(детям раздаю листочки с незаконченными предложениями)

- Мне стало известно, что…

- Я полностью понимаю, что…

Низкий поклон всем вам, ребята,

Все так старались, все отвечали.

Столько препятствий смогли вы пройти.

Друга помогли мне найти!

4. Оценивание урока детьми. Игра «Полянка цветов».

Оцените сегодняшний урок: если у вас после урока отличное  настроение, прикрепите к доске красный цветок; если настроение хорошее – желтый цветок. Если настроение плохое – коричневый цветок.

Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась. Кай и Герда будут счастливы иметь столько цветов.

На этом сказке конец, кто слушал, работал, тот молодец!

Литература:

  1. «Полезные привычки» Пособие для учителя.
  2. Рабочая тетрадь для 3 класса «Полезные привычки»
  3. Материалы по упражнениям – энергизаторам из практико – ориентированного семинара – тренинга по профилактике употребления табака и алкоголя учащимися начальной школы по программе «Полезные привычки» в рамках образовательной программы «Система первичной профилактики аддиктивного и девиантного поведения детей и подростков», который проводил МОУ ППМС «Семья».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по технологии диалогового взаимодействия

Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Длительный диа...

Конспект занятия по хореографии "Организация сценического общения и взаимодействия учащихся разных возрастных групп в процессе постановки массового сюжетного танца"

Конспект занятия по хореографии, в процессе которого решаются задачи нравственного воспитания учащихся и культуры поведения в жизни и на сцене путём организации сценического общения и взаимодейст...

Конспект родительского собрания в начальных классах на тему ««Нарушения процессов чтения и письма у учащихся начальных классов: причины, первая помощь» с применением интерактивных форм взаимодействия.

Данный материал в доступной форме познакомит родителей с причинами и формами нарушения письменной речи, а также простыми приёмами  по устранению проблем....

Структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности взаимодействия в образовательном процессе.

Структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности взаимодействия в образовательном процессе....

Конспект речевого досуга «По дороге к сказке» (взаимодействие логопеда и воспитателя группы продленного дня)

Цель: содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речи, развивать интерес к сказке.Коррекционные задачи: - расширять и активизировать словарный запас по теме «Сказочные герои...

конспект родительского собрания «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром»

Родительское собрание по теме: «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром»...