Статья " Залог успеха - комплексный подход к здоровьесбережению"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Смирнова Эльвира Худаёровна
Исследованы  нетрадиционные средства здоровьесбережения. Нынешнее поколение детей имеет много проблем со здоровьем. Проблема, рассматриваемая в статье, актуальна как для обычных детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zalog_zdorovya-_kompleksnyy_podhod.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация: в данной статье автором исследованы  нетрадиционные средства здоровьесбережения. Нынешнее поколение детей имеет много проблем со здоровьем. Проблема, рассматриваемая в статье, актуальна как для обычных детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: нетрадиционные средства, здоровьесбережение, методические приемы, тренажёры.

Залог успеха - комплексный подход к здоровьесбережению

Смирнова Эльвира Худаёровна,  Республика Марий Эл, МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа», учитель начальных классов, elviras2603@gmail.com

Здоровье  - важнейший компонент человеческого благополучия, успеха и счастья. Мощным фактором, влияющим на здоровье детей, является школьная среда, т. к. ребенок проводит в школе большую часть времени. Поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка, помогающей ему не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его.  Назрел переход к организации обучения параллельно с оздоровлением и профилактикой заболеваний.

Одним из путей решения этой задачи может быть использование комплексных инновационных здоровьесберегающих подходов при работе с обучающимися.  

 Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды в начальной школе, мы пришли к необходимости в первую очередь увеличения двигательной активности детей.

Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся. В нашей школе успешно осуществляется здоровьесберегающая программа «Азбук здоровья», где дети в режиме третьего оздоровительного часа физической культуры, проводимого на свежем воздухе,  обучаются народным играм.

 Занятия  с детьми проводятся в индивидуально - групповой  форме.

 Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физкультуры, в образовательном процессе нашей школы  обеспечивается за счет подвижных игр, проводимых на переменах; спортивного часа во внеурочной деятельности, игр на свежем воздухе после уроков, внеклассных спортивных мероприятий  и соревнований.

Для сохранения здоровья детей на уроках нами были введены следующие методические приемы:

1.Проведение физкультминуток и упражнений для глаз. Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (танцевально-ритмические, физкультурно-спортивные, двигательно-речевые, когнитивные (познавательные).

2. Использование дыхательной гимнастики. Детский организм особенно чувствителен к недостатку кислорода, что ведет к повышению утомляемости, снижению работоспособности, нарушению обмена веществ, поэтому в один из  этапов урока мы включили элементы дыхательной гимнастики (по А. Н. Стрельниковой), которые помогают насытить организм кислородом.  Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой состоит  из 12 упражнений, при выполнении которых не только тренируется дыхание, но активно включаются в работу все части тела человека.

3. Использование релаксационных упражнений.

Умение вовремя расслабляться позволяет человеку устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии, что важно для сохранения и укрепления психического здоровья человека в современном мире. Эта тренинговая система используется нами на заключительном этапе урока.

4.Работа с тренажерами. Мы широко используем самодельные тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутки и динамические перемены. Причем дети делают их на внеурочных занятиях «Чудесной мастерской»  а мы применяем их на различных уроках.

Для тренировки глазных мышц мы изготовили зрительные тренажеры.

С целью проведения дыхательной гимнастики мы приготовили несколько тренажеров. Машинка, изготовленная методом оригами, легко скользит по парте, если подуть на задний бампер. На перемене ученики, с удовольствием соревнуются в том, чья машинка дальше уедет.

Наши ученики любят заниматься с тренажерами и сами придумывают их.

5. Использование массажа и самомассажа. Существенную помощь в улучшении самочувствия оказывает массаж и  самомассаж, особенно полезно воздействовать на активные точки стопы, ладони, так как   здесь находятся проекции всех частей тела.  

6. Использование игровой технологии. Снятию  эмоционального и физического напряжения способствует игра. Она выступает одним из эффективных средств организации физического и духовного воспитания, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников.

Создавая на своих уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающую среду, мы видим, что комплексное использование вышеперечисленных методик  и приемов работы положительно влияет на здоровье детей.  

По результатам мониторинга мы видим, что у детей  в  начальной школе повысилось качество обучения, повысился иммунитет, что снизило  процент простудных заболеваний, уменьшились  последствия гиподинамии и утомляемость детей,  улучшилось состояние опорно-двигательной системы. Ушли и некоторые психологические проблемы детей: нервная возбудимость, чувство страха, дети стали толерантны по отношению к окружающим. Появилась уверенность в своих силах, желание  укреплять и сохранять  свое здоровье.

Таким образом, мы можем сказать, что, используя в своей работе зоровьесберегающие технологии,  школа может успешно решать вопросы  не только сохранения здоровья детей, но и вопросы профилактики различных заболеваний, а также  привития здорового образа жизни детям и их родителям.

     Мы  считаем, что все обучение в школе должно быть ориентировано на здоровьесберегающие технологии.    Формирование физически, нравственно, духовно здоровой личности младших школьников - дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему творчески, обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и при необходимости  его корректируя.

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 — 5 классы. — М.: ВАКО, 2004. — 152 с. —  (Мастерская учителя).
  2. Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе. Начальная школа плюс до и после.2006. №12.
  3. Зайцев Г.К. Твое здоровье. С-П.: Детство - пресс, 2001.
  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.-Москва.-2007.
  5. Шеффер М. Язык лошади. — М.: ООО Аквариум — Принт, 2004. —  336 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Презентация "Поиск и увлечённость - залог успеха в обучении"

В презентации представен опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении младших школьников...

Качественное образование - залог успеха школы

В докладе раскрывается политика, миссия школы по проекту: «Внедрение  модели  системы  управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»,  р...

Родительское собрание. Содружество семьи и школы -залог успеха в формировании ЗОЖ.

Забота о сохранении здоровья учащегося - важнейшая обязанность школы, отдельного  учителя, педагогического коллектива, родителя и самого ребенка....

«Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников»

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход при решении вопросов здоровьесбережения младших школьников" (проект на один учебный год). ...

Статья: Профилактическая работа по проблемам нравственно-гигиенического просвещения в школе: комплексный подход

Здоровье людей всегда стоит на первом месте. Это подтверждают и молодые, и зрелые люди....