Психическое здоровье младшего школьника
статья по зож

Деркова Елена Владимировна

Материал по теме "Психическое здоровье младшего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_zdorove_mladshego_shkolnika.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье младшего школьника

В современных условиях значительно возрастает роль школы в формировании всесторонне развитой личности, сохранении и укреплении физического и психического здоровья школьников.

Здоровье – одна из важнейших ценностей человеческой жизни. Поэтому семья и школа должны создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья школьника и формирования здорового образа жизни.

Одной из важнейших задач современной начальной школы является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Однако в современном мире возникает серьезная проблема воспитания здорового школьника, обладающего надежным физическим и психическим здоровьем, высокой интеллектуальной подготовкой, способного к активной жизнедеятельности.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия». «Здоровье — это динамическое состояние человека, оно постоянно варьируется в зависимости от факторов внешней среды и представляет процесс последовательных переходов организма через разные стадии адаптации. Данная характеристика понятия здоровья человека раскрывает целевую направленность такой модели здоровья, сущностной характеристикой которой является успешное приспособление человека к меняющимся условиям».

Для ребенка здоровье является «важнейшим ресурсом, с одной стороны дающим возможность дальнейшего полноценного развития, а с другой – индикатором, отражающим предшествующие условия развития».

Психическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными и созидательными членами общества.  

К основным критериям психического здоровья С.Ю. Головин относит:

1.Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характеру реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий.

2.Адекватный возрасту уровень зрелости личностных сфер (эмоционально-волевой и познавательной).

3.Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и прочее.

Ухудшение психического здоровья подрастающего поколения в образовательной практике актуализирует проблему реализации здоровьесберегающих технологий обучения в школе на основе психологических явлений и механизмов, обеспечивающих тем или иным образом взаимосвязь всех компонентов здоровья (соматического, психического, социального).      

Для сохранения психического здоровья детей необходимо положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) — это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь человека со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом.

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Увеличивается число детей с наличием «пограничных» состояний здоровья и хронических заболеваний. В связи с этим каждое образовательное учреждение, помимо решения образовательных задач, должно содействовать охране и укреплению здоровья детей. Следовательно, на образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо образовательных задач, задача сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

На состояние психического здоровья школьников могут оказывать влияние разные факторы, такие к примеру, как гигиенические, генетические, экономические, социальное, эмоциональное. Но педагог может программировать, и то не всегда, лишь гигиенические и эмоциональные факторы.

Ситуации, предполагающие к возникновению пограничных расстройств у школьников:

1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой.

2. Враждебное отношение педагога.

3. Смена школьного коллектива.

4. Неприятие детским коллективом.

5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация).

6. Поза во время учебного процесса.

7. Несовершенные методики преподавания.

8. Обедненные учебные стимулы учебной среды.

Частота отклонений в поведении учащихся существенно увеличивается к концу года. Следует отметить, что в это время переутомление находиться на грани патологии. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим (у мальчиков в 2 раза, у девочек - в 3,3 раза).

Школьники как правило, предъявляют следующие виды жалоб:

1. Усталость.

2. Сонливость в дневные часы.

3. Пассивность на уроках, во время игр.

4. Отказ от умственного напряжения.

5. Нестойкость интересов.

Родители и педагоги иногда принимают это состояние за лень, пытаются повысить требования к ребенку, но ни к чему хорошему это не приводит. Провоцирующим фактором является истощение нервной системы, связанное с учебной перегрузкой.

Учитель начальных классов является для младших школьников одновременно и учителем и воспитателем и он совместно с родителями должен успешно выполнять задачи создания здорового в физическом и психическом отношении поколения.

Вхождение ребёнка в школу, в коллектив сверстников эмоционально и психологически непросто. Поэтому задача учителя – научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, дать положительный настрой на учебную деятельность. Мне очень нравится использовать перед началом занятий эмоциональные разминки.

1. Поделись улыбкою своей.

Дети становятся в круг и «дарят» друг другу улыбки, тепло своих рук, хорошее настроение, добрые пожелания, комплименты.

2. Выбери себе настроение.

Учитель просит учащихся:

- нахмуриться, как осенняя тучка, злой волшебник;

- удивиться, как ребёнок, впервые увидевший радугу;

- испугаться, как мышка, попавшая в клетку;

-  заскучать, как от долгого ожидания;

- улыбнуться, как солнышко.

3. Волшебный горшочек.

Учитель ставит в центре круга красивый горшочек. В горшочек дети «складывают» положительные эмоции. Затем учитель «фонтаном выплёскивает» их на всех ребят.

4. «Клеевой дождик» (игра на сплочение коллектива)

Дети строятся в колонну по одному, каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они должны преодолеть различные препятствия.    

Приемы, повышающие интерес ученика к учебному материалу, так называемые приемы «входа в урок».  Один из самых простых и действенных приемов – игра с различными предметами, многофункциональное использование которых дает богатую пищу воображению. Я использую несколько таких «волшебных предметов», позволяющих уйти от их конкретного назначения и отправиться в мир фантазии.

       Цветное стекло поможет увидеть, как меняется восприятие окружающего, если его «окрасить» в другой цвет, понять зависимость поведения от внутреннего состояния, стать более зорким и внимательным.

       Лупа, фонарик, зеркало – скрывают в себе огонь, свет, который с удовольствием извлекут ребята, но поводом для этого послужит та или иная проблемная ситуация.

       Свеча – станет символом времени, которое быстро тает, особенно если им не дорожить. Она создаст особое настроение в классе, когда хочется отрешиться от суеты и шума повседневности, привнесет элемент таинственности и романтики.

Очень важен для сохранения психического здоровья детей психологический настрой на урок. Для этого предлагаю следующие упражнения. Начинать уроки лучше всего, настраивая обучающихся на положительные эмоции. Учитель говорит слова, дети повторяют за ним:

1.Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,

И на уроке этом мы опять все поработаем на пять.

2. Позади уж давно перемена,

Пора всем нам дружно приняться за дело и др.

На каждом уроке обязательно проводить по две  физкультурных паузы,  одну из них – под музыку знакомых мультфильмов или песенки сказочных героев.Физминутка поможет сделать учеников жизнерадостными, веселыми, общительными,  активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более лёгким и радостным.

Обязательно нужно проводить         динамические паузы между уроками и внеурочными занятиями на улице, на спортивной площадке, в гимнастическом зале. Дети двигаются, играют, общаются.

Учителю начальных классов необходимо тесно сотрудничать со школьным психологом. Работа со специалистом позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения. Индивидуальные занятия с психологом, тренинги, групповые упражнения проводятся в классе по мере необходимости.

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка. Зачастую учащиеся начальной школы бывают загружены учебными предметами, домашними заданиями, занятиями в различных кружках и секциях. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.

Обязательно нужно избегать перегрузки детей на уроке, чтобы предотвратить их утомляемость. На уроках применять задания различной степени сложности, менять виды деятельности, подбирать задания развивающего характера, отдыхать вместе с детьми, разряжать обстановку шутками и весёлыми фразами. Учитель должен создавать в классе ситуацию успеха, которая позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей.

Забота о психическом здоровье детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям, к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.Технология В.Ф.Базарного

Ведущая идея  методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»...

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного»

Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного", содержащий доклад и презентацию к нему....

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для ...

Работа с семьёй по охране и укреплению физического, психического и социального здоровья младших школьников.

Укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников....

Упражнения для развития психических процессов младших школьников

Представлены упражнения по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия....

Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.

Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...