Урок обучения грамоте "Буквы А, а - О, о"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Знакомство с новыми звуками и буквами проходит в игровой форме. 

Тип урока: урок исследовательской деятельности.

Оптимальные методы обучения: мозговой штурм, групповая работа, индивидуальная работа с читающими детьми.

Основной акцент: обучение учащихся умению свободно ориентироваться в массе информации.

Данный урок интегрирован в систему учебного дня. Дети получили первичное представление о том, что гласные звуки обозначаются буквами на письме. Буквы А, а и О, о могут находиться в начале, в середине и в конце слов.  Научились определять безударные гласные в словах. На последующих уроках продолжается работа над гласными звуками и их обозначением на письме, развивается умение определять безударные гласные в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_chtenie.docx67.13 КБ

Предварительный просмотр:

 Зотова Ольга Ивановна

240-442-419

Урок обучения грамоте. Чтение.  1 класс «Б»

Тема: «Буквы А, а - О, о. »

Цель: познакомить учащихся с буквами гласных звуков.

Задачи: закрепить  знания учащихся о звуках, познакомить с «работой»                                 букв;

               развивать память, мышление учащихся, речь;

               воспитывать внимательность, трудолюбие, любовь к животным.

Оборудование:

Презентация PowerPoint, карточки звуков у каждого учащегося, магнитная азбука, медальки для учащихся.

Ход урока.

I. Орг. момент.  Эмоциональный настрой.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.  (Слайд  2)

Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие в сказочные города  Звукоград  и  Буквоград. Там нас ждут самые необыкновенные чудеса. Поезд нас уже ждет, вы готовы отправиться в путь? (Звучит «Песенка паровозика», дети становятся друг за другом –«паровозиком»  и «едут» в  необыкновенный город, по окончанию музыки садятся на свои места, слушают объявление)

1. Дыхательная гимнастика.

- Набираем воздух ртом на счет: 1,2,3,4 задерживаем дыхание на счет: 5,6,7 выпускаем воздух через нос на счет: 8,9,10. (выполняется 2-3 раза)

-Поем гласные звуки:[а],[ о],[у],[ы], [и ].

2. Повторение изученного. (Слайд 3)

-Мы с вами прибыли в  Звукоград.  Давайте вспомним:

-Кто живет в этом городе?

-Почему этот город так называется?

-Какие звуки вы знаете?

-Чем отличаются гласные звуки от согласных?

-Какие бывают гласные звуки?

- Что вы знаете о согласных звуках?

3. Игра «Путаница»(Слайд 4)

-Скажите, пожалуйста, правильны ли эти обозначения? Если нет, исправьте.

(Дети выкладывают на своих столах  правильные схемы-обозначения гласных и согласных  звуков. На доске по 1 ученики собирают правильные схемы звуков. Проверяем! Слайд 4)

   Ударный гласный                 Безударный гласный         Согласный глухой   твердый звук

Согласный  звонкий             Согласный  глухой  мягкий звук                Согласный звонкий  мягкий звук

твердый звук

(Детям вручаются медальки )

4. Знакомство с библиотекой. (Слайд  5.)

- А теперь нам открывает двери еще одна загадочная страна.   Как она называется, попробуйте прочитать? (читают дети, умеющие читать)  

-Как вы думаете, что это такое «библиотека»?

- Зачем в неё идут ребята?

- Кто из Вас хотел бы ходить в библиотеку?

-Составьте предложения по этой картинке.  (Дети составляют и говорят свои предложения. Получают медальки)

II. Работа по теме урока. (Слайд 6-7)

1. -Посмотрите здесь больной, очень просит доктора ему помочь! Приехал врач по вызову, а скажите, что просит врач, когда осматривает горло больного?  (Скажите:«А-а-а!»)

2. - А теперь у нас в гостях девочка с куклой. Скажите, пожалуйста, как девочка укачивает куклу? ( «Аа-аа-а!»)

-Какой звук вы произносили? (Звук [а])

3. Отгадайте загадки. (Слайд 8)

Он большой, как мяч

Футбольный,

Если спелый – все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его….              (арбуз)

Что за чудо-синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!      (автобус)

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный.

Он стеклянный,

Нету номера на нем…

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы

Знаменитые пловцы.             (аквариум)

Что за цветы поместили в корзинку?  (астры)

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий круглый…..                    (барабан)

Этот старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото.        (аист)

-Скажите, пожалуйста, что вы заметили необычного? (Все слова начинаются со звука [а])

-А кто был очень внимательным? Все ли слова начинаются с этого звука? Есть ли здесь лишнее слово? Назовите его.       (барабан)

-Докажите, что оно лишнее?

4.Знакомство с буквами  А-а (Слайд 9)

Всем известна  буква А!

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная!

Обожают этот звук

И Андрей, и Аллочка!

Палка так и палка так,

И в середине палочка!

- Вот так, ребята, на письме обозначают звук [а], это буква А-первая буква русского алфавита.

Придумайте слова, которые будут начинаться со звука [а]. (Дети отвечают и называют с какого звука начинается слово, какую букву будем писать первой)

5. Игра « Доскажи словечко»    (Слайд 10)

Есть одна игра для Вас.

Я прочту стихи сейчас:

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте!

1). Чтоб тебя я повез,

 Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины…

И тогда, поднявши пыль,

Побежит….                           (автомобиль)

2). Всех на свете он добрей.

Лечит  он больных зверей.

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор…..                  (Айболит)

3).   Яростно река ревёт

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришёл?              (апрель)

4). Буквы-значки, как бойцы, на парад.

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё….             (алфавит)

III. Физическая минутка.

Учитель проговаривает стихотворение:

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз- два- три- четыре- пять!

Хомка сильным хочет стать!

(Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия хомки.)

6. Работа с предложением.    (Слайд 11)

На экране появляется картинка с изображением аиста на крыше дома. Дети составляют предложение и чертят  его схему на доске. Проверяем на экране.

Аист на доме свил гнездо.

-Сколько слов в этом предложении? (5 слов)

-Подчеркните «опасные места», поставьте ударение в словах.

- Какая буква понадобится для слова аист в начале предложения?

7. Знакомство с буквой О-о.   (Слайд 12 )

- Как охает больной?   (Ооохх!)

8. -Отгадайте загадки.  (Слайд 13)    (Читает учитель)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная.    (Озеро)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.     (Облака)

По горам, по долам

Ходят шуба да кафтан.   (Овца)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.    (осы)

- С какого звука начинаются все эти слова?  (Со звука [ о])

-Как вы думаете, какой буквой обозначается этот звук на письме?

 (Буквой О-о)            (Слайд 14)

О- как обруч, захочу-

По дороге покачу.

Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

IV. Физ .минутка « Комарики»  (Слайды 15-33)

9. Игра « Доскажи словечко» (Слайд 34)

Летом в огороде - свежие, зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?   (огурцы)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это?     (Олень)

 Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я -……   (Осьминог)

Сер, да  не волк,

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь.      (Осел)

- С какого звука начинаются все эти слова? ( со звука [ о])

- Какой буквой обозначаем этот звук на письме? (Буквой О-о)

-С оставьте предложение об ослике из предложенных слов:  арбуз, ослик, везет.(Слова читают дети, умеющие читать.)

 - Начертите схему этого предложения. Проверьте себя. (Слайд  35)

V. Работа по учебнику «Букварь» с. 50-51.

1.  -Рассмотрите   схемы слов на странице 50: аист, дом, Аня, Ася.

-Дайте характеристику всем звукам.

-Определите место гласных звуков в схеме слов.

2.-Прочитайте слияния: ао, оа, аоа, оао, аооа, оаао.

3.  -Рассмотрите рисунки.  Составьте предложения по рисункам: девочки -  по левому рисунку, а мальчики - по правому. (  а). Алёша падает.  Б). Олег  поймал большую рыбу.)

4.   -Прочитайте предложения ниже рисунков.  (А-а-а!  О-о-о!)

5.  «Хитрое задание»: ловушка.

- В учебнике на странице 50 найдите смешной вопросик: в красной рамочке подчеркните буквы простым карандашом.

- Вы очень устали, поэтому  сделаем остановку на лугу. Там растёт много разных цветов. Давайте отдохнем, а потом соберем из этих цветочков букет.

6.   « Соберите букет», работа по учебнику страница 51.

-Рассмотрите рисунки цветов. Назовите их. (Мак, ромашка, астра, мимоза, пион, шиповник, флокс, роза)

-Определите место положения гласных звуков.  Отметьте безударные гласные.

- Назовите слова, в которых вы услышали звук [а]. Где он может находиться в словах?

7.   Задание для читающих учеников:

-Прочитайте  и дополните предложения.

Ананас, банан, абрикос – это  ……   .

Пила, топор, молоток – это  …..   .

-Отметьте  безударные гласные в предложениях.

- В какой город мы с вами попали? Кто в нем живет? (Слайд 36)

 VI . Рефлексия урока: (Слайд 37-38)

  1.  Я научился…
  2.  Я смогу, если….
  3. Сегодня мне удалось…
  4. Теперь я умею…
  5. Я буду стараться, чтобы…

VII.  Итог  урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему  вы научились сегодня?

- Чем отличаются   звуки от букв?

- Что вы пожелаете друг  другу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....