Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства. образования РФ  от 05.03.2004 года №1089;

- авторской программы» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлет­ней начальной школы», 3 класс (Школа России. Концепция  и программы для нач. кл.:  пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства. образования РФ  от 05.03.2004 года №1089;

- авторской программы» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлетней начальной школы», 3 класс (Школа России. Концепция  и программы для нач. кл.:  пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010).

Цель:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Задачи:

—   развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

—  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

—  формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

—  развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

—  формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

—   обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

—  формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

—   обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

—   расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

—   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

—  работать с различными типами текстов;

—   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

В авторскую программу не внесено изменений.

Учебно –методический комплект:

Литературное чтение.  3 класс. Учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /сост. Л. Ф. Климанова и др.

/С.-7-е изд. - М. : Просвещение, 2011.

   Рабочая программа рассчитана  на 105  часов   (35 недель по 3часа в неделю), внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут.

Изменения внесены  в рабочую программу в соответствии с Уставом МОУ «Майская гимназия» согласно календарно-годовому учебному графику. Продолжительность учебного года в 3 классе 35 учебных недель. Содержание программного материала  скорректировано в соответствии с данными изменениями.

   Формы организации учебного процесса, контроль знаний, умений, навыков

- работа с текстом;

- развитие речи (работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика);

- работа с различными источниками информации (в учебнике, в справочной литературе);

- творческая деятельность учащихся:  устное и письменное высказывание на свободную тему (сочинение); выражение собственного отношения к прочитанному (отзыв); собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов);

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);

- умение выразительно читать и пересказывать текст;

- учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый учащийся. Задания на карточках могут быть общими и дифференцированными.

■  в 3 классе - наряду с проверкой форсированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 70-75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений.

Контрольные работы, проводимые в начальной школе по литературному чтению, можно разделить на две группы:

текущие контрольные работы;

итоговые контрольные работы.

                            Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу;

средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения),

образность и выразительность слов        

различать  на слух произведения различных жанров.                                                            

К  концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

правильно, сознательно, достаточно бегло читать целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не ниже 70-75 слов в минуту;

соотносить темп чтения с содержанием высказывания и текста;

уметь убыстрять и замелять темп речи и чтения; увеличивать и уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания;

читать художественные произведения по ролям;

отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану;

ориентироваться в учебной книге с помощью содержания, уметь пользоваться заданиями и вопросами, помещенными к учебнике.

Календарно- тематическое планирование

№ п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения программы

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

Домашнее задание

по плану

фактически

1

1.Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси.

1

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Подготовить пересказ текста стр.6-7 по вопросам учебника.

2

Первопечатник Иван Федоров

Внеклассное чтение

Устное творчество русского народа

1



-работа с текстом: чтение, выполнение заданий в учебнике; работа с сюжетом; выполнение заданий в тетради;

Перечитать текст стр.10-12,разделить его на части, озаглавить каждую из них; выбрать одну часть, подготовить пересказ, близкий к тексту.

3

2.Устное народное творчество

 Малые фольклорные жанры.

Русские народные песни.

Внеклассное чтение

Устное творчество русского народа

1

Написать небольшой текст 5-6 предложений на тему «Первые русские книги»

4

Диалог в сказке Небылицы.

Докучные сказки

 Внеклассное чтение

Устное творчество русского народа

1

Подготовить выразительное чтение песни «Как на тоненький ледок…» стр.17 или сочинить свою докучную сказку.

5

Народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

1

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;

-определение смысла (главной мысли сказки).

-рассказывание сказки от лица одного из  героев

Дочитать сказку стр.24-27,составить план.

6

Диалог в сказке

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

Пересказ сказки, нарисовать иллюстрацию к любой части сказки.

7

Диалог в сказке 

Иван-царевич и Серый волк

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

Подготовить пересказ 1 и 2 частей сказки с использованием сказочной лексики, выразительное чтение 3 части сказки.

8

 Диалог в сказке

Иван-царевич и Серый волк

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;

-рассказывание знакомых сказок с разными присказками;

-определение смыла (главной мысли)сказки;

 -рассказывание сказки от лица одного из  героев

Подготовить краткий пересказ сказки от лица Ивана-царевича или Елены Прекрасной.

9

Нравоучительный характер сказки.

Сивка-бурка

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

Подготовить пересказ 1 и 2 частей сказки с использованием сказочной лексики.

10

Нравоучительный характер сказки

Сивка-бурка.

1

Отгадать кроссворд стр.51,ответы записать в тетрадь; стр.52 вопрос №8.

11

Устное народное творчество. Обобщение.

Внеклассное чтение

Знакомые волшебные сказки

1

Составить рассказ о художниках Викторе Васнецове, Иване Билибине, используя слова на стр.58.

12

Контрольная работа №1

Тема: «Устное народное творчество»

1

-выполнять самостоятельно задания контрольной работы

Подготовить рассказ о поэте; выразительное чтение стихотворения «Весенняя гроза»

13

Поэтическая тетрадь 1

Олицетворение в стихотворении

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» , «Листья»

Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов об осени

1

умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

Выучить наизусть стихотворение «Весенняя гроза» стр.62, стр 63 выразительное чтение.

14

Олицетворение в стихотворении

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

Внеклассное чтение

Родные поэты

1

Выучить  наизусть одно из стихотворений А.А. Фета

15

Ритм – особенность стихотворного произведения

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

1

Нарисовать иллюстрации к стихотворению и выучить наизусть те строки, которые могут служить подписями  к иллюстрациям.

16

Ритм – особенность стихотворного произведения

И. С. Никитин « Встреча зимы»

Внеклассное чтение 

Стихи русских поэтов об осени

1

умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

Выразительное чтение стихотворения «Встреча зимы» стр. 68-70.

17

Сравнение стихотворений

И. З. Суриков «Детство»

Внеклассное чтение 

Стихи русских поэтов об осени

1

умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

Выучить  наизусть первые четыре четверостишия из стихотворения «Детство» и переписать их в тетрадь.

18

Поэтический образ зимы в произведениях.

И. З. Суриков « Зима»

Внеклассное чтение

Стихи русских поэтов об осени

1

Выучить  наизусть первые четыре четверостишия из стихотворения «Детство» и переписать их в тетрадь.

19

«Проверь себя!»

 Внеклассное чтение

 Игра «Угадай героя» .

1

Подготовиться к контрольной работе.

20

Контрольная работа 2 по разделу

  « Поэтическая   тетрадь 1»

1

Нарисовать иллюстрацию к любимой сказке А.С. Пушкина; подготовить сообщение о биографии поэта.

21

Великие русские писатели

А.С.Пушкин -великий русский писатель. «За весной, красой природы», «Уж небо осенью дышало…»

Внеклассное чтение 

 «Волшебные сказки»

А С. Пушкина».

1


-умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)

Выразительное чтение стихотворений на стр.85-87.

22

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» Сравнение.

Внеклассное чтение

«Волшебные сказки

А С. Пушкина»

1

Выучить  одно из двух стихотворений: «Зимнее утро» или «Зимний вечер», предварительно переписав его в тетрадь.

23-24

Литературная сказка.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

Внеклассное чтение

Волшебные сказки«А С. Пушкина».

2

– читать осознанно текст;

– определять тему, главную мысль произведения;

– пересказывать текст

1)Дочитать сказку; ответить на вопросы №1-5,стр.128-129;

2)стр.129,вопросы №6-9,нарисовать иллюстрацию к сказке.

25

Мораль в басне 

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Внеклассное чтение 

Басни И.А.Крылова

1

-отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства произведения;

-сравнение героев положительных и отрицательных

Стр.134-135,выучить басню наизусть.

26

Комичность ситуации в басне

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Внеклассное чтение 

Басни И.А.Крылова

1

Стр.137-138,выучить басню наизусть; выразительное чтение басни «Зеркало и обезьяна»

27

Мораль в басне 

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

Внеклассное чтение 

Басни И.А.Крылова

1

-отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства произведения.

Стр.137-138,выучить басню наизусть;

28

М. Ю. Лермонтов  «Горные вершины».

Понятие о жанре. 

Внеклассное чтение

Произведения русских писателей.

1

чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф; заучивание наизусть.

Выразительно прочитать стихотворение «Утёс», сделать иллюстрацию к нему.

29

М. Ю. Лермонтов «Утес», «Горные вершины»

1

чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф; заучивание наизусть.

Выучить стихотворение «Осень» наизусть; ответить на вопросы стр147.

30

Сюжетная линия рассказа

А. Н. Толстой «Акула.

Внеклассное чтение Л.Н.Толстой для детей: сказки

1

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

Перечитать рассказ; пересказать его от лица старого артиллериста.

31

Сюжетная линия рассказа А. Н. Толстой « Прыжок»

1

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

Перечитать рассказ; пересказать его от лица мальчика, нарисовать иллюстрацию к тексту.

32

Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве»

Внеклассное чтение

Л.Н.Толстой для детей: рассказы

1

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

Подготовить пересказ были близко к тексту; составить (устно) картинный план произведения.

33

Обобщение.

Л. Н. Толстой

Внеклассное чтение 

Произведения о животных.

1


-участвовать  в диалоге при обсуждении произведения; выражать  личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать  свою позицию с привлечением текста произведения; пересказывать произведение.

Найти дома или в библиотеке книгу, в которой  на доступном языке сообщались научные сведения; прочитать в ней 1-2 рассказа и принести на следующий урок.

34

Контрольная работа3

Тема «Великие русские писатели»

1

Сочинение на тему «Славная осень»(5-6 предложений)

35

Поэтическая тетрадь 2

Сравнение в стихотворении А. Н. Некрасов «Славная осень». « Не ветер бушует над бором…».

Внеклассное чтение .

Знай и люби родную природу

1

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)


-беседа   по  вопросам; работа в группах; сравнение рассказа-описания  и  рассказа-повествования.

-выполнение заданий в учебнике; упражнение  в   выразительном чтении.

Выучить стихотворение на стр.169 наизусть.

36

Отношение автора к своему герою.А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Внеклассное чтение

Диалоги о животных

1

Выразительное чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»

37

Поэтическое изображение весны.

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1

выполнение заданий в учебнике; упражнение  в   выразительном чтении.

Выразительно  читать стихотворение «Золотое слово», нарисовать к нему иллюстрацию.

38

Эпитеты в стихотворении.

И. А. Бунин «Детство» . А. Бунин «Полевые цветы»

Внеклассное чтение .

Знай и люби родную природу

1

- отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

Выучить стихотворение «Детство» наизусть.

39

Обобщение. Поэтическая тетрадь2

Внеклассное чтение .

Знай и люби родную природу

1

-чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, сравнение строф;

Ответить на вопросы стр.178 учебник.

40

Контрольная работа4

по разделу «Поэтическая тетрадь2»

1

-выполнять самостоятельно задания контрольной работы

Самостоятельно прочитать стр.180-182, ответить на вопрос стр182.

41-42

Объяснение заглавия рассказа и поступка Д. И. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Внеклассное чтение .

Знай и люби родную природу

2

-помнить названия, основное содержание изученных литературных произведений. 

Найти и прочитать самостоятельно сказку про «Комара- Комаровича»,подготовить  её пересказ.

43

Образы сказочных героев.

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». 

Внеклассное чтение              Д.М. Мамин - Сибиряк.

«Комар- Комарович»

1

-чтение рассказа, выполнение заданий

в учебнике; беседа по вопросам.

Дочитать сказку, разбить её на кадры воображаемого диафильма, наметить границы этих кадров и озаглавить каждый из них.

44

Образы сказочных героев. 

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Придумать смешную историю, употребив поговорку «Хвастовство само  себя наказывает»; самостоятельно прочитать сказку «Морозко»

45

Образы сказочных героев.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Внеклассное чтение. 

Русская народная сказка «Морозко»

1

-чтение рассказа, выполнение заданий

в учебнике; беседа по вопросам

Дочитать сказку  до конца; приготовиться читать в лицах отрывок как Ленивица  жила в доме  Мороза Ивановича.

46

Сравнение  героев  рассказа

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Внеклассное чтение

 Игра «Литературные герои»

1

-чтение рассказа, выполнение заданий

в учебнике; беседа по вопросам

Подготовиться к чтению сказки Одоевского по ролям.

47

Обобщение. Литературные сказки

Внеклассное чтение

 Игра «Литературные герои»

1

– оценивать события, героев произведения;
- выполнять самостоятельно задания контрольной работы

Подготовиться к контрольной работе; стр208 вопросы  № 9-10.

48

Контрольная работа№5

Тема «Литературные сказки».

1

Выразительное чтение стр 210-211;

49

Были и небылицы

Реальное и сказочное в сказке. М. Горький (А. М. Пешков)

«Случай с Евсейкой»

1

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

- пересказывать текст; работа  с  иллюстрациями; работа  в группах  по   исследованию текста


Подготовить краткий пересказ прочитанного от лица Евсейки.

50

Реальное и сказочное в сказке. М. Горький (А. М. Пешков)

«Случай с Евсейкой»

Внеклассное чтение.

Произведения Горького для детей.

1

Познакомиться с другими произведениями Горького, написанными для детей, принести одно из произведений на урок.

51

Отношение автора к героям сказки

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

-работа  с  иллюстрациями; работа  в группах  по   исследованию текста

Прочитать 2 часть сказки – до слов «Должно, быть ворона воровала…», выбрать наиболее интересный эпизод и сделать к нему иллюстрацию.

52

Отношение автора к героям  сказки

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Внеклассное чтение Игра «Счастливый случай»

1

-чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике; беседа по вопросам

Стр. 24 ответить на вопросы.

53

Работа с  сюжетом 

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

-чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике; беседа по вопросам

Подготовить пересказ 2 части рассказа с использованием лексики Паустовского.

54

Отношения детей и взрослых в произведении. А. И. Куприн «Слон»

Внеклассное чтение.

О животных -артистах

1

-чтение рассказа, выполнение заданий в учебнике; беседа по вопросам

Составить план рассказа; пересказать произведение Куприна от лица Нади.

55

А. И. Куприн «Слон

Составление краткой аннотации к рассказу.

Внеклассное чтение 

О животных-артистах

1

-работа  с  иллюстрациями; работа  в группах  по   исследованию текстов

Подготовиться к выразительному чтению рассказа, подготовиться к инсценировке.

56

Обобщение. Проверочная работа  по теме «Были-небылицы»

1

-работа  с  иллюстрациями; работа  в группах  по   исследованию текстов

Самостоятельно прочитать стр.46-47, ответить на вопросы.

57

Поэтическая тетрадь 1

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?» «Воробей», «Слон»

 Внеклассное чтение 

О животных-артистах

1

-чтение и сравнение двух   отрывков; выделение    эпитетов.

Выучить (по выбору) одно стихотворений С.Чёрного наизусть.

58

Эпитеты в стихотворении.

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

-чтение и сравнение двух   отрывков; выделение    эпитетов.

Выучить (по выбору) одно стихотворений  «Ветхая избушка» или «Ворона»

59

Эпитеты в стихотворении 

С. А. Есенин «Черемуха»

Внеклассное чтение Знай и люби родную природу

1

- читать стихотворные произведения наизусть.

Выразительное чтение стихотворения С.А. Есенина «Черёмуха»

60

Обобщение «Поэтическая тетрадь 1» Внеклассное чтение.  

Знай и люби родную природу

1

-сравнение   описания   поздней   осени  и наступающей весны.; выделение эпитетов, сравнений,    олицетворений

Сделать иллюстрации к стихотворению С.А. Есенина «Черёмуха»

61

Люби живое

М. М. Пришвин «Моя Родина»

 Внеклассное чтение.  Знай и люби родную природу

1

работа  с титульным листом, предисловием, обращением к читателю; знакомство    с    художниками – иллюстраторами.

-выполнение   упражнений   учебника.

Выразительно прочитать отрывок «Моя Родина»; самостоятельно найти и прочитать произведения Пришвина и принести их в класс.

62

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 

Внеклассное чтение произведения Пришвина

1

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Перечитать сказку, сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

63

 План рассказа.  И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 

1

Придумать и записать в тетрадь продолжение приключений Листопадничка (6-7 предложений)


64

План рассказа

 В. И. Белов «Малька провинилась»

 Внеклассное чтение. Рассказы и загадки про зверей и птиц

1

чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам;

 -аналитическое чтение; выделение эпизодов описаний героя, его жизни; выполнение  заданий   в учебнике и тетради.

Перечитать рассказ «Малька провинилась» , придумать свою историю из жизни Мальки.

65

В. И. Белов «Еще про Мальку»

1

Пересказать произведение

В. Белова от  имени Мальки.

66

Составление плана.

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

Внеклассное чтение Рассказы и загадки про зверей и птиц

1

чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам. -аналитическое чтение; выделение эпизодов описаний героя, его жизни; выполнение  заданий   в учебнике и тетради.

Самостоятельно прочитать стр.79-81, ответить на вопросы  стр. 81-82 №1-6.

67

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Найти и прочитать продолжение истории о мышонке Пике.

68

Сжатый пересказ.

Б. С. Житков «Про обезьянку» Внеклассное чтение  В. В. Бианки «Мышонок Пик»

 ( продолжение)

1

чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам.

-аналитическое чтение; выделение эпизодов описаний героя, его жизни; выполнение  заданий   в учебнике и тетради.


Самостоятельно дочитать произведение Б.С Житкова «Про обезьянку».

69

Сжатый пересказ.

Б. С. Житков

«Про обезьянку»

1

Задание по выбору учащихся :пересказать  рассказ или создать иллюстрации к рассказу.

70

Деление текста на части

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

Внеклассное чтение

 Рассказы и загадки про зверей и птиц

1

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему


Пересказ рассказа своими словами.

71

Диалог в рассказе.

В. П. Астафьев «Капалуха»

Внеклассное чтение

Рассказы и загадки про зверей и птиц

1

Самостоятельно найти и прочитать рассказ  В.Астафьева «Пищуженец»

72

Диалог в рассказе.

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Внеклассное чтение рассказ  В.Астафьева «Пищуженец»

1

- создавать небольшой устный текст на заданную тему


Подготовить ответы на вопросы стр.109-110

73

Обобщение.

«Люби живое»

Внеклассное чтение

Рассказы и загадки про зверей и птиц

1

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;


Подготовиться к контрольной работе.

74

Контрольная работа 6

по разделу «Люби живое»

1

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
самостоятельная работа.

Самостоятельно подготовить сообщение о биографии С.Я. Маршака, записать его в тетрадь.

75

Поэтическая тетрадь 2

Олицетворение.

С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной.. »

Внеклассное чтение

Что говорят стихи (поэзия)С.Я.Маршака

1

-работа с текстом стихотворения; комплексный анализ стихотворения.


Выучить одно из стихотворений С.Я.Маршака   ( по собственному выбору)

76

Отношение автора к героям.

А. Л. Барто «Разлука», «В театре»  Внеклассное чтение.

Весёлые стихи А. Л. Барто

1

-работа с текстом стихотворения; комплексный анализ стихотворения.


Подготовиться к выразительному чтений стихотворений А.Л. Барто.

77

С. В. Михалков «Если»

Внеклассное чтение

Веселые произведения Бориса Заходера

1

-работа с текстом стихотворения; комплексный анализ стихотворения.


Выучить наизусть стихи С.В.Михалкова «Если»

78

Ключевые слова стихотворения.Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

-работа с текстом стихотворения; комплексный анализ стихотворения.

Ответить на вопросы стр.122

Самостоятельно найти и прочитать произведения Б.Заходера.

79

Обобщение. «Проверь, себя!»

Внеклассное чтение

Веселые произведения Бориса Заходера

1

-выполнение заданий в учебнике; упражнение  в   выразительном чтении

Самостоятельно прочитать стр.124-128, ответить на вопросы  стр. 128 №1-5

80

Собирай по ягодке –наберешь

кузовок

Диалог в произведении Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1



– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Перечитать произведение Б.Шерегина и составить рассказ о бабушке.

81

Суждение о герое произведения. 

А. П. Платонов «Цветок на земле»

Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н.Носова

1

Подготовиться к выразительному чтению рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле»

82

Суждение о герое произведения.

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

Нарисовать  цветок, о котором поведал дед, подготовить рассказ об Афоне.

83

Основная мысль рассказа

А. П. Платонов «Еще мама».

Внеклассное чтение. Рассказы Н.Н.Носова

1

Подготовиться к выразительному чтению понравившегося отрывка из произведения «Ещё мама» и своими словами рассказать о жизни маленького Артёма.

84

Основная мысль рассказа

М. М. Зощенко «Золотые слова»

Внеклассное чтение

Игра «Литературные тайны»

1

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

85

План рассказа 

М. М. Зощенко «Великие путешественники» 

Внеклассное чтение

Игра «Литературные тайны»

1

-работа с иллюстрациями; выразительное чтение; инсценирование

86

Н. Н. Носов «Федина задача»

Внеклассное чтение 

Рассказы Н.Н.Носова

1

- создавать небольшой устный текст на заданную тему

87

План рассказа 

Н. Н. Носов «Телефон».

1

- создавать небольшой устный текст на заданную тему

88

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

Внеклассное чтение. Весёлые рассказы

 В.Ю .Драгунского

1

- создавать небольшой устный текст на заданную тему

-помнить названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

89

«Проверь себя!»

 Внеклассное чтение. Весёлые рассказы В.Ю. Драгунского

1

90

Контрольная работа 7

По разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
самостоятельная работа.

91

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Внеклассное чтение

О чем рассказывают журналы

1

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

92

Г. Б. Остер «Вредные советы»,

«Как получаются легенды» 

Внеклассное чтение Стихи Г.Б.Остера

1

-работа с иллюстрациями; выразительное чтение; инсценирование

93

Р. Сеф «Веселые стихи»

Внеклассное чтение 

О чем рассказывают журналы

1

работа с иллюстрациями; выразительное чтение; инсценирование

94

«Проверь себя!» 

Внеклассное чтение 

О чем рассказывают журналы

1

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

95

Итоговая контрольная  работа

1

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
самостоятельная работа.

96

Зарубежная литература

Древнегреческий миф  «Храбрый Персей».

Внеклассное чтение. Мифы древней Греции.

1

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

97

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

Внеклассное чтение. Мифы древней Греции.

1

98-100

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Внеклассное чтение

Урок-игра «Мы – читатели»

3

чтение фрагментов сказки; - беседа по вопросам.

-аналитическое чтение; выделение эпизодов описаний героя, его жизни; выполнение  заданий   в учебнике и тетради.

101

«Проверь себя!» 

Внеклассное чтение

Урок-игра «Мы – читатели»

1

102

Анализ книг для чтения летом. 

1

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
самостоятельная работа.

103

Литературная викторина

1

104-

105

Любимые сказки

2

Ill КЛАСС (105ч)

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо   осенью   дышало...»,   «В   тот   год   осенняя   погода...».

«Опрятней модного паркета...». «Зимнее утро». «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..». «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Ми-китов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. И. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 21. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок1. Б. В. Шергин. «Собирай но ягодке - наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок па земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства»

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература

«Храбрый Персей».

Г. X, Андерсен. «Гадкий утенок».

. Формы и средства контроля:

1четверть

2четверть

3четверть  

4четверть

Контрольные работы

2

2

2

2

Приложение 1 –контрольные работы.

Перечень учебно – методических средства обучения:

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество учащихся

Необходимое количество

Фактическое

 количество

% оснащённости

1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Школа России. Концепция  и программы для нач. кл.: ш67 пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 ч.Ч.1/ М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова,  С.И.Волкова и др.-5-е изд.-М.: Просвещение,2010.-159 с.

25

1

100%

1.2

Литературное чтение.  3 класс. Учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /сост. Л. Ф. Климановаи др./С.-7-е изд. - М. : Просвещение, 2011.

25

25К

25

100%

1.3

Уроки литературного чтения: Метод.пособие к учеб. «Родная речь 3 класс»/ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.Н.Голованова.-М.:Просвещение,2005.

25

1

100%

2. Печатные пособия

2.1

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

25

Д

-

0%

2.2

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.

25

Ф

-

0%

2.3

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

25

Д

-

0%

2.4

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

25

Д/К

2.5

Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом).

25

1

100%

3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

3.1

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

25

Д

3.2

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

25

Д

0%

3.3

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения  

25

Д

0%

3.4

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения


Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийное энциклопедическое издание.  ООО «Кирилл Мефодий»2009





25








100%

4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

4.1

Телевизор

-

0%

4.2

Видеомагнитофон/ видеоплейер

25

Д

-

0%

4.3

CD / DVD-проигрыватели

25

Д

-

0%

4.4

Музыкальный центр

25

Д

-

0%

4.5

Слайд-проектор

25

Д

-

0%

4.6

Мультимедийный проектор

25

1 Д

1

100%

4.7

Экран для мультимедийного проектора

25

1 Д

1

100%

4.8

Экран для оверхед - проектора

25

Д

-

0%

4.9

Экран для слайд-проектора

25

Д

-

0%

4.10

Столик для слайд-проектора

25

Д

-

0%

4.11

Столик для оверхед -проектора

25

Д

-

0%

4.12

Столик для мультимедийного проектора

25

Д

-

0%

4.13

Мультимедийный компьютер

25

1 Д

1

100%

4.14

Оверхед-проектор

25

Д

-

0%

4.15

Сканер

25

Д

-

0%

4.16

Принтер лазерный А4

25

1 Д

1

100%

4.17

Принтер струйный цветной А4

25

Д

-

0%

4.18

Фотокамера цифровая

25

Д

-

0%

4.19

Видеокамера цифровая со штативом

25

Д

-

0%

5. ИГРЫ И ИГРУШКИ

5.1

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

25

Ф

-

0%

 Приложение 1    (контрольные работы)

Контрольная  работа  1

К разделу «Устное народное творчество»

     

1.   Отметь жанры, которые не относятся к устному народному творчеству.

      1) песня

      2)  потешка  

      3) рассказ

      4) сказка        

      5) прибаутка

      6) стихотворение

      7) басня.

      8) пословица

      9) считалка

     10) закличка

     11) литературная сказка

     12) пестушка

      13) повесть

2. Запиши признаки сказки_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

3.  Узнай  произведение по  группе слов. Запиши  название.______________________________________

1)  Иванушка,  Елена Прекрасная,  конь,  перстень, терем._________________________________________

2)   Иван-царевич,   Елена  Прекрасная,  Жар-птица, серый волк, царь берендей.

4.   Определи зачины и концовки. Запиши._________________________________________

1)   Жили-были... — _______________\_______________

2)  Стали они жить поживать и добра наживать...- __________________________________________________

3)   В  некотором   царстве,  в  некотором   государстве... — ___________________________________________

4)   Я  там  был,   мёд-пиво  пил,   по бороде  текло, а в рот не попало... — ____________________________

5)   К кому  были обращены песни – заклички? О чем в них просили ?________________________________________

__________________________________________________________________________________________________

6)Для чего нужны скороговорки?_____________________________________________________________________

7.   Чему учат нас сказки? Приведи пример.______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Контрольная работа 2.

 К разделу «Поэтическая тетрадь 1» (часть 1)

1. Стрелками соедини имена поэтов с фамилиями.

1)  Тютчев                            а) Афанасий Афанасьевич

2)   Никитин                         б) Иван Захарович

3)  Суриков                          в) Федор Иванович

2.   По   рифмующимся   словам   узнай   произведение и его автора. Запиши.

1)    Из окошка — кошка,

        одело — побелело,

         нос — мороз,

         синий — иней,        _______________________________________________

         тороватый — ватой,

          ты — кусты.

2)   Росою — муравою, покажись, нарядись, наступает — утопает,  летят —  шумят.

________________________________________________________________________

3.  По ключевым словам узнай  произведение  и его автора. Запиши.

1)  Дождь, туман, рассвело, снег, алмазы слёз, гостья зима, раздолье, мороз.

___________________________________________________________________________

2)   Деревня, санки, сугроб, смех, вьюга, печь, бабушка, прялка, сказка, жар-птица, волк, сон.

__________________________________________________________________________________

3)   Снег, кружится, ложится, поле, лес, прина-крылся, заснул, снеговые горы, ребятишки, соломой укрыл.

______________________________________________________________________________________________

4. Напиши, что такое стихотворение? Как правильно читать стихи?_________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

5. Запиши название стихотворения, которое тебе больше всего понравилось.  Кто его автор? О чём оно?                              __________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа 3  

К разделу «  Великие русские писатели»

1.Ответить на вопросы теста  

Вариант 1

А1.  Какое произведение написал Л.Н. Толстой?        *

1) «Прыжок»                     3) «На севере диком...»

 2) «Зимний вечер»          4)  «Ворона и Лисица»

 А2. Из какого произведения приведённые строки? *

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем

1)   «Прыжок»

2)   «Акула»

3) «Лев и собачка»

 4) «Какая бывает роса на траве?»

A3. Сколько братьев и сестёр было у Л.Н. Толстого?

 1) два брата и  две сестры

 2) один брат и одна сестра

 3) три брата и одна сестра

 4) четыре брата и одна сестра

 В1.   О недостатках людей иносказательно рассказал:

1) А.С. Пушкин                3)  М.Ю. Лермонтов

 2) Л.Н. Толстой              4)  И.А.  Крылов

В2.   Узнай произведение по ключевым словам.

 Шляпа, забавляла, сын, капитан, ружьё, страх.

1)   «Акула»

 2)   «Прыжок»

 3)   «Куда девается  вода из  моря?»

 4)   «На севере диком...»

С1.   Как  ласково  называла  няня   маленького  Сашу Пушкина?

1) мой свет                       □ 3) милый ангел

 2) солнышко                     □ 4) мой внучек

2.  Попробуй  восстановить  стихотворение,  переделав данный  текст.  Запиши  получившееся  четверостишие.

А с рассветом на село;

На пруды, на пустынный сад;

3. Стрелками соедини автора с его произведением.

1)   А.С.  Пушкин                   а)  «Ворона и Лисица»

2)   И.А.  Крылов                   б) «Зимнее утро»

3)   М.Ю. Лермонтов           в)  «Лев и собачка»

4)   Л.Н. Толстой                  г) «Утёс»

 Вариант 2

1.Ответить на вопросы теста  

А1. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?

1)  «Акула»                       3) «Зимний вечер»

 2)  «Утёс»                         4) «Осень»

А2. Из какого произведения приведённые строки?

На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын...

 1)   «Куда девается  вода  из  моря?»

 2)   «Лев и собачка»

 3)   «Прыжок»

 4)   «Какая бывает роса на траве?»

A3. В каком произведении говорится о дружбе животных?

  1) «Прыжок»                    3) «Лев и собачка»

  2) «Акула»                       4) «Котёнок»

В1.  Узнай произведение по ключевым словам.

Мальчики, артиллерист, купание в парусе, морское

чудовище, страх отца.

 1)  «Прыжок»

 2)  «Акула»

 3)  «Лев и собачка»

 4)  «Куда девается вода из моря?»

В2.   Кто написал  книгу «Азбука»,  в которую  вошли многие рассказы и басни самого автора?

 1) А.С.  Пушкин               3)  М.Ю. Лермонтов           2) И.А.  Крылов               4) Л.Н. Толстой

С1. В каком произведении иносказательно описываются пороки людей?

 1) в рассказе                   3) в стихотворении

 2) в сказке                       4) в басне

2.  Попробуй  восстановить  стихотворение,  переделав данный  текст.  Запиши  получившееся  четверостишие.

А с рассветом на село;

На пруды, на пустынный сад;

3. Стрелками соедини автора с его произведением.

1)   А.С.  Пушкин                   а)  «Ворона и Лисица»

2)   И.А.  Крылов                   б) «Зимнее утро»

3)   М.Ю. Лермонтов           в)  «Лев и собачка»

4)   Л.Н. Толстой                  г) «Утёс»

Контрольная работа 4

 К разделу«Поэтическая тетрадь 2»  (часть 1)

Запиши, о ком  идёт речь в приведённых отрывках.

_______________________________________________________________________________________________

2)  Этот поэт родился в с.  Немирово  Каменец-Подольской  губернии.  Детство  его  прошло на  Волге,

близ Ярославля. Отец поэта, отставной офицер, был ярым крепостником, внушавшим страх и крестьянам,

и собственной  семье.

_________________________________________________________________________________________________

3) Родился этот писатель в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года

из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством

старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте

 начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. пошёл работать корректором

в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле вышел его первый сборник стихотворений.

_____________________________________________________________________________________________________

2.    Восстанови   текст   стихотворения   И.А.   Бунина по  рифмам.

Играет - замирает, мотылёк - лепесток, теплом -кругом.

Сегодня целый день играет

В траве последний ...

И, точно белый ...,

На паутине ...,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло ... .

3.   Кому принадлежат приведённые строки? Запиши.

1) Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...

_______________________________________________________________________________________________________

2) Славная осень!  Морозные ночи,

 Ясные, тихие дни...

_______________________________________________________________________________________

3) Родилась на воле, залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.

________________________________________________________________________________________

4) ...В них шел олень, могучий, тонконогий,

 К спине откинув тяжкие рога...

___________________________________________________________________________________________

4.  Является  ли  это  произведение  стихотворением? Запиши признаки стихотворения.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую

Хвастливую песню поёт.___________________________________________________________________________________________

 Контрольная работа 5.  

 К разделу «Литературные сказки»

1. В чём отличие литературной сказки от фольклорной? А в чём их сходство?________________________________________________________________________________________________2.Ответить на вопросы теста  

Вариант 1

А1. Кто автор «Алёнушкиных сказок»?

1) А.С. Пушкин

 2) В.Ф. Одоевский

3) В.М.  Гаршин

  4) Д.Н. Мамин-Сибиряк

А2. Найди лишнее в определении Рукодельницы.

 1) отзывчивая                    3) трудолюбивая

 2) равнодушная                 4) заботливая

A3. Какие герои из одной сказки?

  1) Ленивица и рыбак

  2) рыбак и лягушка-путешественница

  3) лягушка-путешественница и утки

  4) заяц и утки

В1.    Почему   не   состоялось   путешествие   лягушки из сказки

 В.М. Гаршина?

   1) из-за её хвастовства и зазнайства

  2) лягушки не умеют летать

  3) утки отказались её взять

  4) она не удержалась на своём прутике

В2.   Какую сказку написал В.Ф. Одоевский?

 1) «Морозко»                    3) «Мороз Иванович»

 2) «Два Мороза»              4) «Иван Морозович»

С1.  Что  из  перечисленного относится  к  народным сказкам?

1) они появились давным-давно

 2) долгое время их рассказывали устно и не записывали

 3) у них нет автора

 4) они всегда оригинальны, индивидуальны и необычны

3. Прочитай пословицы. К героям каких прочитанных тобою сказок  их  можно отнести?

1)  Смелость  города берёт.

2)  Смелый  приступ  —  половина  победы.

3) Терпенье и труд всё перетрут.

4  Допиши пропущенные слова в названиях произведений и укажи их авторов.

1)   «_____________ про храброго ______________ —

______________________ Уши,_________________Глаза,

_________________ Хвост».

Автор: ___________________________________________

2)   «Лягушка-________________________________».

Автор: ___________________________________________

3)   «____________________________  Иванович».

Автор: ___________________________________________

5.  Какие черты характера есть у всех отрицательных

героев сказок? Напиши.______________________________________________________________________

6. Напиши  название своей любимой  сказки.  Кто её автор?___________________________________

Вариант 2

1. В чём отличие литературной сказки от фольклорной? А в чём их сходство?

2.Ответить на вопросы теста  

А1.  По опорным  словам узнай  сказку.

Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, любопытная, болтливая, неунывающая.

  1)  «Алёнушкины  сказки»

  2) «Лягушка-путешественница»

  3)  «Мороз Иванович»

  4) «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши,

   Косые Глаза,  Короткий Хвост»

 А2.  Найди  лишнее  в определении  Ленивицы.

 1)  самонадеянная            3)  добрая

 2)  равнодушная                4)  неблагодарная

A3.  Кто написал  сказку «Лягушка-путешественница»?    

 1) Л.Н. Толстой                3) Д.Н.  Мамин-Сибиряк

 2) В.М.  Гаршин                4)  В.Ф. Одоевский

В1. Какая авторская сказка похожа на русскую народную?

1) «Морозко»

2)  «Мороз Иванович»

3)  «Алёнушкины сказки

 4) «Лягушка-путешественница»

В2. Какой вопрос Рукодельница не задавала старику?

 1) про зелёную травку

 2) про колодец

 3)  про снежинки зимой

4) про стук в окошки зимой

С1. Какое слово пропущено в пословице?

... и железо рвёт, и на лету птицу бьёт.

 1) мороз                             3) хищник

 2) охотник                           4)  вьюга

3. Прочитай пословицы. К героям каких прочитанных тобою сказок  их  можно отнести?

1)  Смелость  города берёт.

2)  Смелый  приступ  —  половина  победы.

3) Терпенье и труд всё перетрут.

4  Допиши пропущенные слова в названиях произведений и укажи их авторов.

1)   «_____________ про храброго ______________ —

______________________ Уши,_________________Глаза,

_________________ Хвост».

Автор: ___________________________________________

2)   «Лягушка-________________________________».

Автор: ___________________________________________

3)   «____________________________  Иванович».

Автор: ___________________________________________

5.  Какие черты характера есть у всех отрицательных

героев сказок? Напиши._________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Напиши  название своей любимой  сказки.  Кто её автор?_______________________________________________

 Контрольная работа 6  

 К разделу «Люби живое»

Тест. « Люби живое»

(В.И.  Белов,  И.С.  Соколов-Микитов,М.М.  Пришвин,  В.В.  Бианки)

Вариант 1

А1. Узнай произведение по ключевым словам.

Мать, солнце, природа, Родина.

 1) «Мышонок Пик»

 2)  «Листопадничек»

 3)  «Моя  Родина»

 4) «Малька провинилась»

 А2.  Зачем   маленький  зайчонок  убежал   из  родного гнезда?

1) чтобы искать журавлиные тёплые страны

2) чтобы найти другую семью

3) чтобы не замёрзнуть зимой на болоте

 4)  чтобы  найти  жилище бобров

A3.  Кого  не слышал  зимой  около хатки  Листопадничек?

 1) хитрую лисицу                        

 3) злую рысь

 2) сердитого медведя                

 4) жадную росомаху

В1.   Куда делась лава?

 1) брёвна утонули

 2) брёвна подняло водой и унесло

 3) брёвна убрали  местные жители                 4) брёвна сломались

В2.   Кто вытащил  Мальку из воды?

  1) Федя                               3) Лидия

 2) автор                               4) выбралась сама

С1.  Как,  ругаясь, Лидия  называла Мальку?

  1) кривоногая                    3) батявка

 2) шельма                         4) бесстыдница

 Вариант 2

А1. Кому принадлежат слова?

Охранять природу - значит охранять Родину.

   1)   В.И.  Белову

  2)   В.В.  Бианки

 3)   М.М.  Пришвину

 4)   И.С.  Соколову-Микитову

А2. Что означает слово листопаднички?

 1)  опадающие листья

 2)  время листопада

 3)  птицы,  которые улетают  на юг

 4)  так охотники  называют осенних  зайчат

A3. О чём мечтал Листопадничек в бобровой хатке?

 1) о сочной свёкле

 3) о сладкой морковке

2)  о сладкой  репке      

 4) о хрустящей  капусте

В1.   В чём беспомощно барахтались два крохотных новорождённых  кутёнка?

  1) в корзинке                  

 3) в корыте

 2)  в  шапке-ушанке            

4)  в  полушубке

В2.   Что такое лава?

 1) лавина

 2) маленький мостик

 3) два  стёсанных  бревна,   перекинутые  с  одного

 берега  на другой

4)  дорога по льду

С1. О чём  часто  вспоминал Листопадничек  зимой?

    1) о своём лесе              

    2) о тёплом гнезде        

   3) о братьях и сестрах            

    4) о матери-зайчихе

Контрольная работа 7.

 К разделу «Собирай по ягодке – наберёшь    кузовок»

 1.  Узнай  произведение  по  отрывку.  Запиши  его  автора и название.

Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь

 кажется богато украшенной.__________________________________________________________

Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа,

 а за школой начинался лес. До школы отсюда ещё было далеко.___________________________________________

3)   Мы   продолжали   идти   в   плохом   настроении. И   только  у  Тузика  настроение  было  ничего  себе.

Задрав хвост, он  гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний  шум  в наше путешествие.

____________________________________________________________________________________

4) Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и,

схватив салфетку,  стал  кашлять  и  плеваться.

_________________________________________________________________________________________

5) Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так,

 будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели  уснуть.

_______________________________________________________________________________________

2. Из данных  слов  составь  пословицы  и  поговорки. Узнай по ним загаданный рассказ.  Кто его автор?

 1)  А,  не,  плотник, топор,  тешет._______________________________________________

2)  Не,  дурная,  голова,  ногам,  покоя._____________________________________________________

3)  Рядком,  потолкуйте, да,  садитесь,  рядком._________________________________________________

 3. Восстанови деформированный план. Узнай по нему

название произведения и его автора._____________________________________________________

 1) Помилование и папины условия._____________________________________

 2)  Ужин со  взрослыми.________________________________________________

 3)  Папин  совет,  или  Золотые слова.____________________________________

 4) Плохое воспитание.__________________________________________________

 5) Наказание._________________________________________________________

 6) Случай с маслом в чае.______________________________________________

 7) Золотые слова в жизни._______________________________________________

4. Напиши по нескольку произведений этих писателей.

 1) Н.Н.  Носов_______________________________________________

2)  В.Ю. Драгунский____________________________________________

3)  М.М. Зощенко______________________________________________

Итоговая  контрольная работа№8

Долг

Принес Ваня в класс коллекцию марок.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
– Бери, конечно! – согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
– Кругом я у тебя в долгу!
– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
– За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!

(282 слова)

(Э. Шим)

Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи основных героев произведения.А) Ваня, Петя;
Б) Ваня, Петя, отец Пети;
В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.2. Где, в каком месте происходит начало событий, описываемых в тексте?А) Во дворе;
Б) в классе;
В) в парке.

3. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.

А) «Потом верну»;
Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»;
В) «Куплю другие марки и верну тебе».\

4. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?

А) Стало жаль своих марок;
Б) не разрешил отдать коллекцию отец;
В) не хотел обидеть друга.

5. Кто первым из мальчиков употребил слово долг (в долгу)?

6. Какое значение вкладывает Петя в слово долг?

А) То, что взято с условием возврата;
Б) то, что отдано с условием возврата;
В) обязанность перед кем-либо.

7. Какое значение вкладывает Ваня в слово коситься?

А) Становиться косым;
Б) смотреть искоса, сбоку;
В) относиться недружелюбно.

8. Почему Ваня на грубости Пети не смог ответить?

А) Обидно ему стало;
Б) стало жалко Петю;
В) не смог найти нужных слов.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

А) Ванино недоумение.
Б) Петю гложет совесть.
В) Долги растут.
Г) Конец дружбы.
Д) Марки взаймы.

10. О какой пропаже говорит Ваня?_______________________________________

11. Выпиши главную мысль рассказа._________________________________________________________________

12. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?_______________________________

13. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________

14.     Понравилось  ли  тебе это произведение и чем? Сформулируй свой ответ и запиши его.______________________________________________________________________________________________________

2 вариант    

Суд Соломона

Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
«Да будет так».
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.

(356 слов)

(Пересказала В. Смирнова)

Прочитай библейскую легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время происходят события, описанные в тексте?

А) В очень далёкие времена;
Б) в наше время;
В) в недалёком прошлом.

2. Кому сделал предложение во сне неведомый голос?

А) Мудрому властителю;
Б) прославленному воину;
В) молодому царю.

3. Какое значение вкладывает голос в слово судьба?

А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.

4. Какие соблазны предлагал Соломону неведомый голос? Восстанови их последовательность с помощью цифр.

А) Прожить долгую-долгую жизнь;
Б) прославиться на земле военными подвигами;
В) покорить себе все народы;
Г) приобрести много золота и сделаться первым богачом.

5. Что попросил Соломон у неведомого голоса?

6. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?

А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.

7. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?

А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.

8. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?

А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.

9. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.

10. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?

А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.

11. Почему Соломон приказал отдать ребёнка первой женщине?________________________________________

12. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?______________________________

13. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?__________________________________

14. Объясни значение выражения соломоново решение.___________________________________________

15 .     Понравилось  ли  тебе это произведение и чем? Сформулируй свой ответ и запиши его.______________________________________________________________________________________________________

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....