Методическая разработка урока "литература Дона" для обучающихся с ЗПР 3 класса
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Токова Светлана Павловна

 Урок на тему: Здравствуй, сказка донская!"  по книге Петра Лебеденко "Сказки тихого Дона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatura_dona.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Токова Светлана Павловна 

Урок Литература Дона.

Тема: Здравствуй, сказка донская! (по книге П. Лебеденко  «Сказки Тихого Дона»)

Цели: Расширить круг детского чтения, помочь приобщиться к истории родного края, воспитать социально и культурно адаптированного, любящего и знающего свой край гражданина и патриота большой и малой родины.

Планируемые результаты

 1. Предметные:

- пользоваться в читательской практике приёмами  вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель);   выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя

2. Метапредметные:

 Коммуникативные УУД:

Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства  (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо,  нравственно/ безнравственно и др.).

Познавательные УУД:

Осознавать сущность и   значение казачьих народных сказок, как часть русской национальной культуры.

Регулятивные УУД:

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

3. Личностные:

Осознавать через чтение произведений основные человеческие ценности; свою принадлежность к определённому этносу.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

В работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.

  1. Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя

Звучит мелодия

Родимый край... как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов... Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой, в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой… Родимый край... (Ф.Д.Крюков).

Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат, изобилие зверя и птицы, тихоструйные воды Дона и его притоков, кишащие рыбой, способствовали быстрому заселению Донского края. Но отстаивать своё право на жизнь казакам приходилось в обстановке постоянных военных набегов неприятелей.

Военная организация жизни формировала и нравы казаков. Трусов не терпели. Храбрость признавалась высочайшей добродетелью.

Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки:

(подготовленные ученики читают наизусть поочереди)

«Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет»,

«Казачья смелость порушит любую крепость»,

«И один в поле воин, если он по-казачьи скроен»,

«Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить».

- Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Закрепилось в традициях и уважение к старшим.

Об обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаём из песен, былин, сказок.

Много сказок живет на Дону. И вы уже со многими из них знакомы. Вот и сказки писателя Петра Васильевича Лебеденко для многих из вас стали любимыми авторскими сказками. «Сказки Тихого Дона» - первая книга писателя. Много дорог пришлось прошагать ему по хуторам и станицам Дона, много былей и легенд услышать от старых казаков и казачек. Поэтому язык его сказок напоминает народный хор своей певучестью и простотой.

П. Художественное выборочное чтение отрывка сказки «Петрусь - мальчонка русский»

 «Повадился как-то хищный орел из-за моря летать на Тихий Дон. Прилетит к могучей реке, черные крылья распластает, и повиснет темная тень над Тихим Доном, как тоска на сердце.

Выищет хищник жертву, схватит острыми когтями и унесет в высокие горы, за моря широкие...»

Не уронил Петрусь казачьей чести, освободил Тихий Дон от хищной птицы.

Учитель: Наравне с мужчинами защищали свой дом и родную землю женщины-казачки. Как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, боевую подругу воспитывали девочек-казачек. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например, езду на лошади.

В какой сказке П.Лебеденко за свободу донской земли борется девица-казачка? (В «Сказке о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице»).

III. Театрализация отрывка из сказки от слов:

«...Подплыла  рыбка  к   берегу,   оставила  на  нём  рубашку-кольчужку...» до слов «Надела на себя рубашку-кольчужку Светланка, простилась с красной девицей и скорее в путь обратный пустилась».

Обратили ли вы, ребята, внимание на то, какой он, герой донской сказки? Конечно, в схватке со злом он выходит победителем, но надеется в первую очередь не на волшебную силу, а на свою смелость, ловкость и находчивость.

IV. Викторина по сказкам П.Лебеденко

1. Сколько лет было Петрусю, когда мы впервые с ним встретились?        

2. «Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавца дочка». Назовите ее имя.

3. Какое условие рыбки-стерлядки должна была выполнить Светланка?

4. О каком персонаже, какой сказки эти слова: «Некрасива лицом была девушка, да и горбата. Еще маленькой упала с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине. Зато сердце - сто лёт ищи по всему Дону, не сыщешь такого»? (казачья сказка «Доброе сердце дороже красоты»)

5. Какие слова сказок могли бы продолжить список казачьих пословиц и поговорок: «Доброе сердце дороже красоты», «Не всякие сладкие речи - мед», «Доброму сердцу - добрые дела», «Казаку без коня, как рыбе без воды», «Судьба такая: ты ее за рога, а она тебя об землю»?

6. В какой из сказок казаку удалось победить судьбу, Горе Человеческое и Беду Людскую?    

V.    Исполнение детьми  фольклорного ансамбля «Казачий балаган» казачьей песни  «Как за Доном, за рекой» и танца «Казачий перепляс».

VI. Рефлексия.

Составление синквейна «Донская сказка»

VII. Самооценка.

VIII. Итог урока.

Используемые ресурсы:

  1. Серия «Методические консультации». Литературная карта донского края. Методические материалы для библиотекарей http://pandia.ru/text/78/152/37574.php 
  2. П.Лебеденко. Сказки Тихого Дона http://modernlib.ru/books/lebedenko_petr/skazki_tihogo_dona/read/ 
  3. Сказатель.РФ: Сказочный портал http://klaw.ru/narodnie-skazki/kazach-i-skazki/kazach-i-skazki-dobroe-serdce-dorozhe-krasoti.html 
  4. Казачья сказка «Игнатка» http://skazki.su/content/ignatka 
  5. Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном http://sokrnarmira.ru/index/0-3679 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).

Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка к уроку  Социокультурные истоки  "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...

Методическая разработка занятия для обучающихся 3Г (класс особый ребенок) "Русская изба"

Занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья....