урок обучения грамоте "Буква-Ц,звук "Ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Зорина Ольга Владимировна

ТЕМА: «Буква Ц ц, обозначение согласного твердого звука [ц]»

 

ЦЕЛИ: Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Буква Ц ц, обозначение согласного твердого звука [ц]»

ЦЕЛИ: Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Русская азбука» (авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин; карточки со словами; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов; плакат с алфавитом; карточки с буквой ц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Ну – ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

- Здравствуйте ребята! – Садитесь.

II. Повторение изученного материала.

    - Отгадайте загадку.

  Кручусь, верчусь, и

  Мне не лень

 Вертеться даже целый день. (юла)

- Ребята! Какая буква пишется в начале слова юла?

- Какие звуки она обозначает ([й], [у].).

- Где должна стоять буква Ю, чтобы она обозначала два звука? (В начале слова или после гласной.)

- Прочитайте слова «люк», «юрта», «люди», «юрок».

- В каких словах буква Ю обозначает два звука? Почему? (Юла, юркая, потому что буква Ю стоит в начале слова.)

- Какую функцию выполняют гласные с остальных звуках? (Смягчают согласные.)

Давайте немного поиграем и выясним, насколько вы внимательны.

  1. Хлопните в ладоши, если в этих  словах, которые я прочитаю  есть буква Ю: ябеда, ёлка, люди, юмор, Елена, улица, юла, тюльпан, ёжик, юннат.
  2. Отгадайте имя девочки по первым звукам названий: юла, ласка, якорь. (Юля.)

III. Работа над новым материалом.

а) Сегодня мы с вами будем изучать новую букву и новый звук.

- Ваша задача – быть внимательными, терпеливыми, научиться читать слова с новой буквой!

                         Эта буковка-цеплялка

                         С хитрой, цепкой лапкой,

                         «Подходит кому не жалко,

                         Мигом оцарапаю».

                         Вот какая буква Ц:

                         С коготочком на конце.

                         Коготок-царапка,

                         Как кошачья лапка.

Фонетическая разминка:

- Как подзывают хозяйки цыплят? (Цып – цып)

- Какой звук издает лошадка когда бежит? (Цок – цок)

- Какой звук мы слышим в начале слов? ([ц].) Давайте произнесем ещё раз звук [ц] и попробуем охарактеризовать его. (Согласный, глухой, твердый, непарный.)

- Отчего лошадка цокает? (Подкова даёт звук)

- Ребята! А как называют человека, который подковывает лошадок? (Кузнец)

б) Работа по книге. 

- Ребята, откроем учебник на странице 174-175.

- Кто изображен на иллюстрации стр. 175? (Кузнецы)

- А как вы догадались? (В руках кувалда, отбивают подкову.)

- Рассмотрите звуковой разбор слова «кузнец».

- Согласны ли вы с ним?

- На какой звук в слове указывает треугольник? ([ц].)

- Дайте ему характеристику? (Согласный, глухой, твердый, непарный.)

Звук [Ц] на письме обозначается буквой Цц.

(учитель показывает на доске)

                         Буква Ц-

                         Внизу крючок,

                         Точно с краником бачок.

                        Физкультминутка.

-Где место для буквы Ц на ленте букв (Между буквами Х и Ч.)

- Ребята,  есть сосед у этой буквы на верхнем этаже на ленте букв? ( буква непарная).

в) Чтение слогов и слов с буквой Ц. Чтение пословиц.

- Ребята на странице 174 изображена иллюстрация на которой мы видим арену.

- А кто изображен на арене цирка? (Клоуны, жонглёр, животные.)

- Давайте составим предложение о цирке.

- А сейчас мы прочитаем, что можно увидеть в цирке.

- Откроем страницу 176. Чтение стих-я С.Я. Маршака «ЦИРК», учителем.

( чтение стих-я детьми)

Жонглер – человек который одновременно бросает и ловит несколько предметов.

IV. Закрепление пройденного материала.

- Ребята, к нам на урок пришла волшебница.

Чтобы узнать, что она принесла нужно вставить пропущенную букву в слова

…ветик-семи…ветик

      - Какая буква потерялась? (Буква Ц)

      - Что получится, прочитайте.

      - На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы

      их все выполним, то нас ждет сюрприз. Справимся?

Учитель срывает лепесток.

Волшебница предлагает отдохнуть!

     

1 задание: Физкультминутка

Нежный маленький бутон,

Светнут туго-туго он.

(Дети приседают и «закрываются»)

Солнце луч ему протянет,

И бутон гвоздикой станет.

(Встают на носочки и вытягивают руки вверх.)

2 задание: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли:

- Какое слово здесь спряталось? (Получилось слово цапля.)

3 задание: продолжи фразу.

Цы-цы-цы – на столе … (ножницы)

Ци-ци-ци – мы писали … (цифры)

Что вы заметили?

- В слове ножницы после ц стоит буква ы,  в слове цифры после ц – буква и, но звук [ц] звучит твердо.

- Звук [ц] всегда твердый.

4 задание: «Доскажите словечко».

Все мои подружки –

В камышах лягушки.

А сама лягушкой быть

Не хочу ни капли,

Потому что лучше жить

 На болоте… (цаплей)

Страница 178 стих-е (чтение детьми).

5 задание: Отгадайте загадку.

Зовут меня люди

Царицей цветов

За цвет и за запах

Моих лепестков. (роза)

6 задание: Прочитайте текст.

                                     Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.

Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

                                                                                                           (К. Ушинский)

Как называется рассказ?

Почему розу называют царицей цветов?

7 задание: На седьмом лепестке - сюрприз: сказка «Цыпленок Цып». Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

                                    Цыпленок Цып.

 Итог урока.

- С каким новым звуком и новой буквой вы познакомились на уроке?

- Дайте характеристику звуку [ц].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....