Конспект урока чтения. М.Шпагин. Как баклуши били.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Методическая разработка урока чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М. Шпагин. Как баклуши били.

Цели:

1. Раскрыть содержание произведения, познакомить детей с выражением «бить баклуши», формировать выразительность и  осознанность чтения, расширять кругозор обучающихся.

2. Развивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении понятий;  корригировать  процессы мышления на основе установления причинно-следственных связей в прочитанном произведении.

 3. Воспитывать желание добросовестно трудиться. 

Оборудование: учебники, предметные и сюжетные картинки по теме рассказа, слоговая таблица, карточки с пословицами, натуральные поэтапные образцы изготовления ложек, предметы расписной деревянной посуды, компьютер.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок.

    Встали все у парт красиво.

Мы друг другу улыбнёмся.

Будем вместе мы трудиться.

И не будем мы лениться.

Тихо сели – спинки прямо.

Начинаем наш урок.

   

II. Речевая разминка.

1. Дыхательные упражнения.

   Вдох носом, выдох через рот.

   Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох порциями.

   2. Чтение слоговой таблицы.

На доске буквы - слоги (открываются справа налево).

П Р А

С Н И

С Т О

М К У

Д В А

    1) Чтение гласных.

    2) Чтение открытых слогов

    3) Чтение слогов со стечением согласных

- Что мы прочитали?

- Найдите слоги, которые являются словом?

   3. Прочитайте и скажите, что не подходит. Почему?

- а  у  и  к  о

- по мо ры ко

- осень  декабрь весна  лето  

   4. Работа над чистоговоркой.

Та - та - та - в нашем классе чистота.

Ту - ту - ту - наводим сами чистоту.

Ты - ты - ты - поливаем мы цветы.

Ят - ят - ят - парты ровненько стоят.

Ют - ют - ют - очень любим мы уют.

   5. Чтение с различным логическим ударением.

-  Прочитайте, выделяя голосом обозначенные слова.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

Я сегодня работаю отлично.

- Молодцы, на уроке вы действительно работаете отлично. А как вы справились с домашним заданием?

III. Проверка домашнего задания.

-  Какой рассказ мы читали на прошлом уроке? О чём он?

   1. Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте, как выглядел плуг, который был у земледельца.

- Как выглядел плуг, который пролежал в лавке?

- Что спросил заржавевший плуг?

- Что ответил плуг, который работал в поле?

   2.  Пересказ текста.

   3. Мы вспомнили рассказ о двух плугах, а теперь вспомним пословицу, которую разучили на прошлом уроке.

- Какие ещё пословицы о труде вы помните?

- Рассказ был о плугах, но то же самое можно сказать и о человеке. Человек, который работает, любит работать - становится лучше. Ваша работа, ваш основной труд - это учёба. Но чтобы хорошо учиться - надо быть здоровым.

IV. Физминутка

Я позвоночник берегу,

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку:

Сначала сделаю зарядку,

Нагнусь,

Прогнусь,

И выпрямлюсь,

И вправо, влево повернусь.

И буду помнить я всегда:

Должна прямою быть спина!

V. Объяснение новой темы.

   1. Вводная беседа.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом. Прочитайте, как он называется (дети читают название рассказа с книги).

- Какое непонятное слово вы встретили?

  2. Словарная работа.

- Я вам объясню и даже покажу, что такое баклуши (демонстрируется наглядный образец, объясняется значение слова).

В рассказе есть ещё и другие непонятные слова.

Объясняемые слова фиксируются на доске, прочитываются хором.

- Ребята, кто знает, кто такие рабы? Кто думает по-другому? (демонстрируется картинка, поясняется значение слова).

- Яства (демонстрируются картинки, дети называют обобщающее слово: еда, вкусная пища, поясняется значение незнакомого  слова).

 3. Чтение рассказа учителем (книги учеников закрыты).

 4. Первичная беседа по содержанию рассказа.

- Ребята, всегда ли были ложки?

- А как же обходились без ложек, чем ели?

- Из чего раньше делали ложки?

- Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? Для чего мальчик делает заготовки?

- Как называются ложки, сделанные из дерева?

- А сейчас люди едят деревянными ложками?

В наше время деревянная посуда используется, как сувенир, для красоты. (Демонстрируются образцы деревянной расписной посуды.)

    - Сейчас мы будем читать  рассказ вместе, но перед этим выполним гимнастику для глаз.

VI. Зрительная гимнастика.

     - Для чего мы делаем зарядку для глаз? (чтобы глаза внимательно следили, не уставали).

VII. Закрепление.

    1. Повторное чтение рассказа учителем (дети следят).

2. Жужжащее чтение.

3. Чтение по цепочке.

4. Работа по содержанию рассказа.

5. Работа по карточкам.

- Прочитать слова первого и второго столбиков, соединить подходящие по смыслу парами.

6. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте, каким были первые столовые ложки.

- Как в старину делали деревянные ложки?

7. Восстановить последовательность серии сюжетных картинок.

- Как вы думаете, что было труднее - делать заготовки для ложек или вырезать ложки и их раскрашивать?

- Поэтому сейчас, про человека, который хочет выполнять работу полегче, делает всё кое - как или просто бездельничает, говорят, что он бьёт баклуши.

- Значит, выражение бить баклуши означает…

- А можно ли про нас сказать, что мы сегодня на уроке били баклуши?

VIII. Оценка деятельности обучающихся.

Вы сегодня работали очень хорошо. Вы молодцы.

Ы

Д

Ц

О

Л

О

М

IX. Объяснение домашнего задания. 

Подготовить выразительное чтение рассказа, разрисовать заготовки деревянных ложек – картинок.

X. Итог урока.  

- С каким рассказом мы познакомились сегодня на уроке?

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Предлагаю вам послушать весёлую песенку, которая очень соответствует теме нашего урока:

Не бей баклуши, друг,

Лучше делом займись.

Дел полно вокруг

Только оглянись.

Даже рыбку из пруда

Не достанешь без труда.

Это правда, а не ерунда.

                                        (из мультипликационного фильма «Маша и медведь»)

- Урок окончен. Всем спасибо за работу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...