План-конспект "Музыка души делает мир прекраснее" 2 класс Литературное чтение. С. Махотин "Жук"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Шерстобитова Инна Эмильевна

Художественный образ в литературе, музыке, кинематографе и живописи. Интегрированный урок. Литературное чтение. 2 класс. Изучено стихотворение , Махотина "Жук", знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya.docx21.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шерстобитова Инна Эмильевна,

учитель начальной школы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Десногорска Смоленской области

           Открытый урок на тему:

Музыка души делает мир прекраснее…

Художественный образ в литературе, музыке, кинематографе и   живописи” 2 класс. Литературное чтение

                                           2014 г.

Тема урока: “Музыка души делает мир прекраснее…

Художественный образ в литературе, музыке, кинематографе и   живописи”  . Литературное чтение

  1. Цели урока:

Образовательные: углубить, обобщить и систематизировать знания о художественном образе в произведениях разных художественных жанров: музыке, живописи, кинематографе;  научить создавать собственные художественные образы.

Развивающие: формировать навыки сравнительного анализа,   обогащать речь учащихся, расширять их словарный запас;

Воспитательные: формировать коммуникативные качества школьников через организацию групповой, коллективной и индивидуальной работы на уроке; развивать чувство прекрасного; совершенствовать культуру речи.

  1. Тип урока: урок обобщения и формирования новых знаний.
  2. Форма организации групповой деятельности: фронтальная,   индивидуальная.
  3. Оборудование:   компьютер, проектор, презентация к уроку, видеофрагмент  из фильма “Сказка о царе Салтане”,   музыкальные пьесы: В. Моцарт “Полет шмеля”, Римский-Корсаков “Полет шмеля” (опера “Сказка о царе Салтане”), Ванесса Мэй “Полет шмеля и бабочки”.
  4. Предварительная подготовка: учащиеся разделены на группы, выбран лидер группы. Изучено стихотворение С.А. Махотина “Жук”, знакомство со сказкой А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”

Этапы урока

время

I  Оргмомент  

Тема сегодняшнего урока “Музыка души делает мир прекраснее…

Художественный образ в литературе, музыке, кинематографе и   живописи”

Как вы считаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Верно, о художественном образе и о том, какими средствами создается этот образ в музыке, живописи, кинематографе. Ну, и немножко побудем творцами.

_____________________________________________________

II Чтение стихотворения С.А. Махотина “Жук” подготовленными учащимися (слайд 1)

Сергей Махотин

Жук

 Какого жука я в лесу повстречал!

 Он топал, как бык, и рогами качал,

 И очень серьезным и грозным он был –

 Я даже дорогу ему уступил.

 Мне имя его неизвестно пока,

 Но я не забуду лесного жука.

 Я в городе в библиотеку пойду,

 Жука моего по рисункам найду,

 Узнаю, где водится, как он живет,

 Зачем ему крылья и что он жует.

 И будут страницы, как травы, шуметь,

 И будут трамваи, как птицы, звенеть.

 Я всем расскажу про жука моего.

 Как славно, что я не обидел его.

Опубликовано в журнале "Костер" за август 1983 года

Беседа по восприятию

      -          Каким рисует нам жука автор?

  • Вспомните, почему мы называем жука “маленьким чудом”?
  • Всмотритесь в лицо автора. Каким человеком он вам представляется?
  1. Мир природы всегда привлекает художников, поэтов, композиторов.
  2. Чем привлекателен мир природы для вас?
  3. Давайте посмотрим, какие художественные образы шмеля создавали композиторы и художники, кинематографисты, как   передавали  внутреннее  состояние своих героев, создавали настроение слушателей, читателей и зрителей.

____________________________________________________

III Слушаем отрывок из пьесы  Моцарта  “Полет шмеля” (слайд 2)  

  1. Беседа по восприятию
  2. Какое настроение рождает  у  вас эта музыка? (лирическое, спокойное.)
  3. Какую картину вы представляете себе? (я вижу светлый луг, раннее утро. Цветы чистые и свежие, летают довольные пчелы и шмели.)
  4. В каком состоянии духа находится шмель, летая над поляной? О чем он думает?

Давайте сочиним монолог шмеля.

_____________________________________________________

IV Сравнительная характеристика картины и музыки (слайд №3)

-Что общего в настроении картины  Ольги  Цуриной  “Весна. Шмели на яблоне” и  в музыке Моцарта? (Яркое, красивое, жизнерадостное, светлое, веселое)

__________________________________________________

V Прослушивание отрывка из оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”- “Полет шмеля” (слайд №4) 

1. Обратите внимание, что музыкалльный отрывок “Полет шмеля” –часть оперы “Сказка о царе Салтане”.

-Кто автор слов этой сказки?

-Скажите, что случилось с царицей и ее сыном Гвидоном?

  • Кто был виноват в их злоключениях?
  • Какие волшебные превращения пережил Гвидон, чтобы увидеть своего отца?
  • Кто отговаривал Салтана от поездки на остров Гвидона?
  • Почему все в более крупного и более опасного насекомого превращается Гвидон?
  1. Прослушивание музыки.
    -В каком настроении показан шмель в этой музыке? Охарактеризуйте музыку.

- Удалось ли композитору передать переживания Гвидона? Что царевич в образе шмеля думал в этот момент?

3. Давайте посмотрим отрывок из мультфильма “Сказка о царе Салтане”.

-Когда и как появляется музыка в отрывке?

- Удается ли авторам музыкального оформления мультфильма передать нарастание гнева Гвидона?

-Помогает ли музыка более ярко передать художественный кинематографический образ?

_______________________________________________

VI Прослушивание пьесы “Полет шмеля и бабочки” в исполнении Ванессы Мэй”

  1. Какую картину видите вы перед своими глазами?
  2. Чья музыка, Моцарта или Римского-Корсакова, ближе по настроению к музыке Ванессы Мэй?

__________________________________________________

VIIТворческая работа  

1. Мы будем создавать хокку и рисовать иллюстрации.

2. Я предлагаю вам вспомнить, что такое хокку. Что характерно для этого жанра.

  1. Внимательно послушайте музыку, нарисуйте иллюстрацию к ней.  Чтобы легче было работать, посмотрите, как можно нарисовать шмеля и пчелку.
  2. Напишите хокку  (нерифмованное трехстишие) на тему “Полет шмеля и бабочки”. Слушанье стихов.
  3. Предлагается магнитом прикрепить листочки на доске.

       6. Посмотрите, удалось ли вам передать настроение, атмосферу музыки Ванессы Мэй через иллюстрации?

 

 VII  Заключение. Рефлексия  

-Какое настроение у вас после занятия?

 -Как взаимосвязаны музыка, литература, живопись, кинематограф?

-Можем ли мы утверждать, что и музыка, и живопись, и литература, и другие жанры искусства помогают ярче представить красоту окружающего мира?

Может ли равнодушный человек увидеть красоту вокруг, почувствовать не только мир людей, но и мир природы?

- А теперь давайте вернемся к заглавию урока. Можем ли мы утверждать, что музыка души делает мир прекраснее?

2 мин

________

3 мин

________

4 мин

_______

  1. мин

_______

8 мин

________

2 мин

________

  1. мин

6 мин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (литературное чтение)

Тематическое планирование по УМК "Гармония" 3 класс (литературное чтение)...

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

"Делу время - потехе час" (Литературное чтение, 4 класс)

Проверочная работа по разделу "Делу время - потехе час". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Проверочный тест 3 класс литературное чтение "Литературные сказки"

Данный тест составлен для учащихся 3 класса по теме "Литературные сказки"...