Конспект урока литературного чтения "Б.Л. Пастернак "Золотая осень" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: ознакомление  детей со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», используя приемы технологии развития критического мышления; стимулирование мыслительной и творческой деятельности учеников.

Планируемые результаты:

Предметные:  знать стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая Осень»; уметь осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать этические чувства: сопереживание, взаимоуважение, уважение к чужому мнению.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 08.04.2020 г.                                                                                                ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ                                                                    ФИ студента: Бобровникова А., 45 гр.                                                            

Класс: 4                                                                                                                                   ФИО руководителя практики: Боева С.З.    

Кабинет: 4                                                                  

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Борис Леонидович Пастернак «Золотая Осень»

Цели деятельности учителя: ознакомление  детей со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая Осень», используя приемы технологии развития критического мышления; стимулирование мыслительной и творческой деятельности учеников.

Планируемые результаты:

Предметные:  знать стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая Осень»; уметь осознанно читать с целью удовлетворения интереса; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; находить главную мысль, сформулированную в тексте.

Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; развивать этические чувства: сопереживание, взаимоуважение, уважение к чужому мнению.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Оборудование:  учебник литературное чтение: 4 кл.: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, 2 ч., наглядное пособие.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

2 мин

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический: выраз. Чтение.

Словес.: подводящий диалог.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

2 мин

                    Фронтальная форма работы.

- Ребята, прослушайте отрывок из стихотворения и ответьте на вопросы.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса…

- Какое время года так любил А.С.Пушкин? 

Ребята, давайте с вами посмотрим, как видели это время года русские художники.

- Картина В. Поленова «Золотая Осень». Какие краски здесь увидел художник ярким осенним днем?

- Картина И.Левитана «Золотая Осень». Какая осень изображена на ней?

- Что изобразили художники в этих двух картинах?

- Что можно сказать о чувствах авторов к своей Родине?


Осень.

Желтые, золотые, алые краски.

Художники изобразили период увядания природы, «прощальную красу» русской осени.

Они очень любили свою родину.

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

III.Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог.

5 мин

 Фронтальная форма работы.

- Ребята, вы догадались, о чем сегодня будет идти речь на нашем уроке?

- Тема нашего урока Б.Л. Пастернак «Золотая Осень».

- Какие цели мы поставим на урок?

- Ребята, откройте учебник на стр. 114 прочитайте название стихотворения.

- Посмотрите на иллюстрацию на стр. 115.

- Соответствует ли она названию стихотворения?

- А можем ли мы сюда поместить рассмотренные сегодня картины?

- Кто автор этого произведения?

- Обратите внимание на портрет этого писателя. Сегодня вы впервые встречаетесь с его творчеством.

Фронтальная форма работы. Слово об авторе.

- Сейчас я познакомлю вас с его биографией.

Борис Пастернак,русский поэт, писатель и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из крупнейших поэтов XX векаРодился в конце 19 века. В стихах Б.Л. Пастернака природа занимает первое место. В поэзии он переживает и проживает собственные чувства вместе с природой, с которой он един. Поэтому почти в каждом стихотворении есть упоминание о природном явлении, о дожде, снеге, ветре, солнечном луче, дереве. Среди его произведений можно найти пейзажные зарисовки, которые тонко и точно передают красоту окружающего мира. Стихотворение «Золотая Осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд, кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красой. На самом деле он сравнивает эту пору году с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.

Об осени.

  1. Познакомится с поэтом Б.Л. Пастернак.
  2. Познакомиться со стихотворением «Золотая Осень».
  3. Научиться выразительно его читать.

Нет.

Да.

Борис Леонидович Пастернак.

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

4 мин

 Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы

Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. Предлагаю вам прослушать стихотворение «Золотая Осень» и попытаться ответить на вопрос – какое настроение передает автор?

В этом тексте есть слова, значения, которых вам неизвестны.

Слушают, отвечают на вопрос.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практич: работа со словарем.

Практич.: Выразительное чтение учеников

10 мин

Словарная работа. Индивидуальная и                  фронтальная формы работы

Ребята, на доске вы можете увидеть эти слова: Чертог, просеки, венец, флигеля, каталог.

- Прочитайте эти слова про себя.

- Прочитайте эти слова хором с выделением ударного слога.

- Кто из вас знает значения этих слов?

1 строфа.

- Прочитайте первые две строчки в стихотворении, какое слово выделено?

- Читаем дальше. Что такое просеки?

- На что похожи озера, если в них можно заглядеться?

2 строфа.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

- Чем заполнены залы дворца? 

- Что изображено на картинах? 

- Как вы понимаете смысл выражения «в позолоте небывалой»?

3 строфа.

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Лик берёзы – под фатой

Подвенечной и прозрачной.

- Найдите здесь метафору.

- С кем сравнивает поэт липу и берёзу? 

- Как называется этот приём в литературе? 

- Что надето на липе? 

Динамическая пауза

Легкие прыжки – раз, два, три.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.


Чертог – дворцы или роскошные палаты.

Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.

Венец – славянский девичий головной убор.

Каталог – упорядоченный список.

На зеркала.

Картинами.

Деревья.

Имеется в виду цвет листьев.

Липы обруч золотой.

С девушками – невестами.

Олицетворение.

Обруч золотой.

 

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич: чтение и анализ Т.

Словес.: ответы на вопросы.

6 мин

                 Фронтальная форма работы

4 строфа.

Чтение первых двух строк.

Погребённая земля

Под листвой в канавах, ямах.

- Как понимаете слово «погребённая»? 

- А чем присыпана земля? 

Чтение 3 и 4 строки.

В жёлтых клёнах флигеля

Словно в золочёных рамах.

- С чем сравниваются клёны? 

 - Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту  клёнов? 

5 строфа.

Где деревья в серебре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

- Что такое закат? 

 - Видели ли вы янтарь? 

 - Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? 

6 строфа.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

- Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу? 

- Прочтите про себя 3 строку, выделяя звук [ш].

- Кто хочет нам прочитать вслух эту строку так, чтобы мы услышали, как шелестят листья?

- Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? 

- Как называется этот прием у поэтов?

7 строфа.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишнёвый клей

Застывает в  виде сгустка.

- Что ещё можно услышать в осеннем лесу? 

- С чем сравнивает автор зарю? 

- Почему с вишневым клеем?

8 строфа.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог.

Перелистывает стужа.

- С чем сравнивает осень Пастернак? 

- Что хранится в этом уголке? 

Похоронена, присыпана землей.

Опавшей листвой

С золочеными рамами.

Желтых, золоченных.

Ответы детей.

Закат отражает на коре деревьев красные, коричневые, желтые краски осени.

Ответы детей.

Поэт имеет в виду все листья.

Звукопись.

Эхо.

С вишневым клеем.

С древним уголком.

Ответы детей.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VII.Включение в систему знаний

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений..

9 мин

Фронтальная форма работы

- Ребята, как вы думаете, почему предложили вам зимой стихотворение об осени? 

- В этом заслуга Бориса Леонидовича Пастернака. Он глубоко понимал мир природы, умел донести до читателя звуки и краски осеннего леса, которые он сам увидел и услышал.

- Ребята, расскажите, что вы запомнили о Борисе Пастернаке?

-Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому.

Ответы детей.

Ответы детей.

 П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 мин

Вот вы и познакомились с этим писателем, и думаю, что когда вновь встретитесь с его произведениями, то будете рады ему, словно старому знакомому.

-Изменилось ли ваше настроение после прочтения стихотворения «Золотая осень»? 

- В какую сторону оно изменилось?

- Спасибо за урок, вы хорошо работали

Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения.

Проводят самоанализ деятельности.

Да.

Ответы детей.

Р: осуществление итогового контроля

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. Для данного урока детям был отправлен видео-урок для самостоятельного изучения произведения.
  2. Запишите данные слова в словарь (конец тетради)

Чертог – дворцы или роскошные палаты.

Флигель – это пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.

Просека – узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ.

Венец – славянский девичий головной убор.

Каталог – упорядоченный список.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...