Конспект урока литературного чтения "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: знакомство с  рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;  ознакомление  с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;                                                                                            

уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения; 

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        06.04.2020                                                                                                                 ФИО учителя:  Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ                                                                          ФИ студента: Бобровникова А.. 45 гр.

Класс: 4                                                                                                          ФИО руководителя практики: Боева С.З

Кабинет: 4

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»»

Цели деятельности учителя: знакомство с  рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;  ознакомление  с жизнью и творчеством В.П. Афанасьева.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;                                                                                            

уметь: выбирать нужную смысловую интонацию при чтении; понимать глубину содержания произведения;  

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: УМК Школа России», учебник Литературное чтение: 4 кл.: Учебник: В 2 ч. Климанова Л.Ф: Академкнига\ учебник 2ч, 2016 год, презентация;

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Фронтальная форма работы

-Доброе утро, ребята
- Мне приятно вас видеть.

- Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

        

Словесный:

Подводящий диалог.

4-5мин

Фронтальная форма работы

Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

- Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф "Чуткому сердцу откроются тайны". Прочитайте его про себя.

- Что помогают понять эти слова?

- Ребята, какие произведения В.П. Астафьева вы знаете?

Высказывают предположения

- В.П. Астафьев

Рассматривают портрет

- добрые, внимательные, мудрые
- Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться

- «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

П:- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

К:-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

4-5м

Повторение изученного

Фронтальная форма работы

- Посмотрите на слайд, кто это?

-Что вы знаете о такой птице, как стриж?

- А как можно назвать детеныша стрижа?

- Кто догадался, как называется произведение, которое мы будем сегодня изучать?

- Кто его написал?

– Какой жанр этого произведения?

Ребята, а какова тема нашего урока?

А какие задачи мы поставим перед собой?

–Почему же стрижонка назвали Скрип? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

- птица стриж

- это птица, которая обитает на территории России, она не умеет ходить или плавать, а лишь летать.

- стрижонок

Высказывают предположения

- Рассказ

Тема: В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»;                                                                                            

Цель: познакомится с рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;                                                                                            

П:- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Р:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

К:- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Открытие нового знания

Практич: слушание и чтение текста

10м

Первичное знакомство с текстом.

Фронтальная форма работы

- Осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- сейчас несколько человек на оценку прочитают это произведение, а остальные будут следить за текстом.

 - Чтобы получить пятерку нужно читать выразительно и стараться без запинок.

Чтение текста

К:- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

V. Первичное закрепление

Практич: чтение Т,

 сам.работа со словарем

Практич:  чтение и анализ Т

        Словарная работа.

Индивидуальная и фронтальная формы работы

- Ребята, давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились нам в тексте.

- Какие слова вызвали у вас затруднение в понимании?

- Кто знает хотя бы примерное значение этих слов?

Бесцеремонно – развязно, выходя за границы вежливости

Заполошно- беспокойно.

Лепиться – располагаться, прилепиться к чему-то наклонному.

Яр –обрыв

Мерцала –значит светилась

Угревшись -согревшись

Чтение и первичный анализ.

Фронтальная форма работы.

 Для того, чтобы лучше запомнить текст давайте ответим на вопросы:

- О чем этот рассказ?

– Скажите, что вы почувствовали, читая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главного героя рассказа.  

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

- почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент, найдите ответ в тексте  и зачитайте.

 - Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх Скрипа?

 – Как вы относитесь к поступку мальчиков?

- Если бы вы были на их месте, как бы вы поступили?

- Отчего стрижата стали беспокоиться?

- почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Найдите подтверждение в тексте.

- Для чего автор выбрал именно эти слова?

-Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

В.П. Астафьев чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

– Какой конец в этой истории?

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

Эта история доказывает нам то, что животные, так же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, могут быть внимательными и заботливыми друг к другу.

- Бесцеремонно, заполошно, лепиться, яр, мерцала, угревшись

Определяю значение слов

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

- о жизни стрижонка Скрипа

Отвечают на вопросы.

- Стрижонок Скрип

- Маму стижонка.

Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

- пропала их мама в начале. А позже нужно было улетать на зимовку.

- Чтобы мы бережно относились к живой природе и любили так же птицы свой родной край.

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Частично-поисковый: выборочное чтение, характеристика героев, выразительное чтение,

 само- и взаимоанализ чтения;

Практический: выборочное чтение, чтение в группах с анализом, поиск авторских оценок;

8-10мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Фронтальная и групповая формы работы.

-Теперь нам нужно разделить текст на части и микротемы.

Вы будете работать в группах, поэтому нужно повторить правила работы в группах.

Посовещайтесь в паре 3 минуты и предложите свое разделение текста на части. Озаглавьте каждую часть.

- На сколько частей вы решили разделить рассказ?

- Как называли первую часть? 2? 3? 4? 5? 6? 7? 8?

После каждого ответа учитель обобщает и предлагает свой, более подходящий вариант названия части.

- Теперь поделитесь на 7 групп. Каждая группа в своей части определяет 2-3 микротемы. Озаглавьте их.

- Что у вас получилось?

- Давайте, подведем итог и посмотрим на план текста, который у нас получился.

https://pp.userapi.com/c850632/v850632207/b5e94/g7kVDwgtUwc.jpg

https://pp.userapi.com/c850632/v850632207/b5e6a/Vf3luptfnaU.jpg

Самооценка участия в групповой работе.

-Сейчас каждый из вас оценит свою работу. 

Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по

пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по названию части\микротемы – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Выбирают из текста материал

- На 7.

1)Новорожденные стрижи

2) Жизнь стрижиной семьи

3) Птенцы подросли

4) Случилась беда

5)Учатся летать

6) Новое жилье

7) Пора в дорогу

Выступление представителей каждой группы.

Самооценка.

(Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.)

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: взаимодействие с партнерами

П: осмысленное чтение худож. текста

К: контроль действий партнера

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

П: осуществляют синтез

VII. Включение в систему знаний, повторение

Частично-поисковый: чтение и анализ

Сопоставление эпизода из рассказа и иллюстрации к эпизоду, сравнение словесного и живописного изображения;

4-6мин

Работа с иллюстрацией (синтез).

Фронтальная форма работы

- Откройте станицу 104 и посмотрите на иллюстрацию к рассказу.

- Какой момент рассказа изобразил художник? Перечитайте его.

-  Рассмотрите и опишите героя в следующей последовательности:

- Чем занят персонаж?

- Какова поза героя, что она выражает?

- Каково общее впечатление от изображенного?

Как выглядит птица?

- Совпадает ли, по-вашему, отношение к герою автора рассказа и художника?

Рассматривают иллюстрацию

- Когда стрижонок учился летать.

- он летит

- Он повернут в сторону своих крыльев и смотрит на них.

- Он большой и гордый, как орел.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: планирование учебного сотрудничества;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: оценка результатов;

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений.

2-4мин

- Мы сегодня не случайно составляли план рассказа, вашим домашним заданием будет пересказ этого текста. Помочь вам может наш план.

– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель?

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо В.П. Астафьеву за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

•  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!

- Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными.

 Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

- Чтобы мы пожалели птиц… Посочувствовали им...

- К нашим чувствам.

Отвечают на вопросы.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

П:- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Л:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Р:- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Задания, разработанные для дистанционного обучения:

  1. На данный урок была самостоятельно составлена и отправлена презентация детям для самостоятельного изучения произведения.
  2. Составьте у себя в тетради план текста и по плану расскажите его кому-нибудь из семьи.
  3. Запишите данные слова в словарь (конец тетради)

Бесцеремонно – развязно, выходя за границы вежливости

Заполошно- беспокойно.

Лепиться – располагаться, прилепиться к чему-то наклонному.

Яр –обрыв

Мерцала –значит светилась

Угревшись -согревшись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс программа "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...