Урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ермакова Наталья Владимировна

Тема урока: «Русская народная бытовая сказка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка» 
Цель урока: вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл.

 Ход урока

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Учитель: Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это  или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.        

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

Д.(Научиться беседовать с книгой

 -Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Понимать позицию автора.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику 

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно 

-Учиться работать с учебником  и   словарями.)

У. Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

У.В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

  • Работа с иллюстрацией.
  • Работа с текстом сказки во время чтения.
  • Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:
  1. Составление плана (блок – схемы) на листочках.
  1. Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните  задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

 -Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)

-Какова главная тема сказок? (- Борьба добра со злом)

- Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?  

…сказках о животных?

…бытовых сказках?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

– Правильно, тема урока – «Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»

-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

 

3.  Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

-   Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске)  (Отгадывание загадки помогает понять героев.)  

– Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

2. Работа с текстом до чтения. •

Откройте учебник  

- Что изображено на картинке?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Что делает герой?

-Какое у него выражение лица?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

  · Работа с заголовком.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

-Обратите внимание на  опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

Телега

Жеребёнок

Спор

Царь

Кума

Мудрая дочь-семилетка

– О чем вам говорят эти опорные слова?

 1)     Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2)     К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

3)      Кто герои сказки?

4)     Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5)     На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Медленное «вдумчивое» повторное самостоятельное чтение

Постарайтесь увидеть  в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Догадались почему? 

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились  к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой,  злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

 Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность, глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1)     Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2)     Найдите просторечные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3)     Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

 

8.Подведение итогов урока.

-С какой сказкой познакомились? Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

-   Зачем в сказках нужны загадки?  Отгадывание загадки помогает понять героев.

-Чему учились на уроке? - Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

-Какая задача стояла на нашем уроке?  Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

- Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои  настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

- Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец  разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

   Пересказ сказки по плану.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...