В.Берестов "Хитрые грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Юске Наталья Юрьевна

Сравнение художественного текста и научного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berestov_hitrye_griby.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:       В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Класс: 2 «Школа России»

Цель:

  - познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Ход урока

I. Организационный момент

        - Слышишь, прозвенел звонок

          Начинается урок.

          Поработаем мы дружно,

          Много нам освоить нужно,

          А для этого нужна

          Ти-ши-на.

II. Проверка домашнего задания

 -Произведения какого  раздела учебника  мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).

- Какие произведения мы читали?

III. Речевая разминка

 Доскажи словечко.

-Сейчас мы  попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами

- Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)

         Жёлтое солнце на землю глядит.

         Жёлтый подсолнух за солнцем__________________ ….   .

         Жёлтые груши на ветках _______________________….   .

         Жёлтые листья с деревьев  ____________________ … .

Слова для справок : следит,висят,летят

-Прочитаем  медленно хором, постепенно ускоряясь.

- Кто- нибудь  запомнил стихотворение наизусть? Прочитайте.

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-  «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

- А тут ещё загадка для нас:

        И на горке, и под горкой,

        Под березой и под елкой,

        Хороводами и в ряд

        В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на  уроке чтения?

 (Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)

V. Изучение нового материала

а) Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

1) Первичное чтение,(с.77)

 (  читает подготовленный ученик)

2) Беседа

 – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)

 – Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)

- Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

– Дети, а кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

 – Кто знает, что такое энциклопедия?

– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

 - Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия  помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

- Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов.

Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.

- А какие вы знаете необычные грибы?

Рассказ  подготовленного ученика о плазмодии (Гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается ,перекатываясь с боку на бок.)

Игра «Верите ли вы, что..?» 

- Грибы – это растения? +

- Существует особое царство живой природы? +

- Грибов на свете около 1 млн? -

- Мухомор – это съедобный гриб?-

- Плесень – это гриб? +

- Грибы растут на деревьях? +

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?-

1

2

3

4

5

6

7

VI.Физкультминутка

 VII. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

-  

-  Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

 –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым , отправившимся в лес за  грибами .

- Вам знакомо имя этого автора?

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  

« хитрыми »?

 2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)

3.Беседа.

- Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

-Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

5. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

6. Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(Карточки со словами выставляются на доске)

 

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? 

8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)

-Прочтите выразительно это предложение.

9. Сравнение художественного текста и научного.

Какую информацию о грибах мы можем получить, прочитав стихотворение и текст из энциклопедии?

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. 1 текст –научный , а 2 текст можно назвать научным?

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. А когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

10. Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

 В. Берестов«Хитрые грибы»                                           «Грибы» (из энциклопедии)

 стихотворение   (есть  рифма)                                            проза

 художественное произведение                                          научный текст

 поэт                                                                                       учёный

 чувства, настроение                                                           факты, события

Задания.

«Грибы» и «Хитрые грибы» В .Берестов        

1.«Раньше считалось» - замени первое слово в выражении близким по смыслу словом. ___________________________________________________________________________

2. Плесень и трутовик – это _____________________

3. Грибы, сказано  в тексте, « очень и очень разные». Зачем слово повторяется дважды? Попробуй объяснить ………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

4.Что такое  «лукошко»? ……………………….Если затрудняешься ответить, перечитай стихотворение В.Берестова «Хитрые грибы» .

5. При помощи стрелок распредели слова , которыми воспользуется  учёный и писатель  для составления текста о грибах.

         грибочки

        лукошко

        грибница

        вкусные

        вид грибов

        грибники

6.Запиши, что нового  из текста ты  узнал о грибах……………………………………………

Ответы:

  1. Давно считалось
  2. Грибы
  3. Съедобные / несъедобные, растут по разному
  4. Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев
  5. Писатель (грибочки, лукошко, вкусные, грибники)

Ученый (грибница, вид грибов)

  1. Свободный ответ.

IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

 

X.Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

- Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...