Рабочая программа "Преемственность"
рабочая программа на тему

Никитина Елена Васильевна

Программа предшкольной подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_predshkoly.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Туендатская основная общеобразовательная школа

Согласовано                                                                «Утверждаю»_______________

на заседании                                                                 Директор  МАОУ Туендатской ООШ                                                                                                                

метод. объединения                                                    Скирточенко И.А. 2016 г.

____________2016 г.                                                                                      

Председатель МО                                                                          

 ________________                                                        

                                                                     

Рабочая программа

предшкольной подготовки

                                                 на 2016/2017 уч.г

(Программа «Преемственность»:

ПРОГРАММА по подготовке к школе детей 5-7 лет.  

научный руководитель Н. А. Федосова - М.: Просвещение, 2015  

рекомендована Министерством образования РФ.)

                                                                          Разработчик программы:

                                                                                             учитель начальных классов

                                                                                                Никитина Елена Васильевна

                                                                          Педстаж: 35 лет

                                                                                                  Квалификационная категория

                                                          первая

        

 

2016 г

Пояснительная записка

       Рабочая программа «Подготовка к школе» предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет,  научный руководитель Н. А. Федосова

(М.:Просвещение, 2015),  рекомендованной Министерством образования РФ.

      Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:

  1. Н.А. Федосова. «От слова к букве». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2016.
  2. С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2016.
  3. А.А. Плешаков. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2016.
  4. Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова. Н.Р.Макарова и др. «волшебный мир народного творчества» Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2016.

     Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

      Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребёнка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

       При разработке данной рабочей программы были использованы следующие нормативно-правовые документы:

- Устав МАОУ Туендатской ООШ  Первомайского района Томской области;

- образовательная программа начального общего образования МАОУ Туендатской ООШ  Первомайского района Томской области;

     Программа «Подготовка к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

     Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

     Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является ещё одной не менее важной целью программы.

Основные задачи программы:

  • сохранение и укрепление здоровья;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование ценностных установок и ориентаций;
  • развитие творческой активности;
  • формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

    Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.

    Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

     Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
  • систематичность и последовательность;
  • вариантность и вариативность;
  • доступность и достаточность;
  • наглядность;
  • достоверность;
  • комплексность;
  • взаимосвязь с окружающим миром;
  • использование произведений искусства;
  • разнообразие игровых и творческих заданий;
  • многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

   Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.

Место занятий в учебном плане

     Программа «Подготовка к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов:

  • «От слова к букве»;
  • «Математические ступеньки»;
  • «Зелёная тропинка»;
  • «Волшебный мир народного творчества»;
  • «Физическая культура»

   

      Адаптационные занятия организуются на базе МАОУ Туендатской ООШ и имеют следующую временную структуру: не более 3-х занятия в день, 3-4 дня в неделю. Продолжительность занятий 35 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 32 недели.  Общее количество занятий – 256.

Количество занятий в неделю:

Название курса

Число занятий в неделю

«От слова к букве»

2

«Математические ступеньки»

2

«Зелёная тропинка»

1

«Волшебный мир народного творчества»

1

«Физическая культура»

2

ИТОГО

8

Ценностные ориентиры программы

      На основании требований к ребёнку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

     Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:   физически развит; владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается, ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;   знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

     К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе.

Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии здоровья ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные с систематической учёбой.

Социальная готовность к обучению в школе — готовность ребёнка к новым формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней позиции.

Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития ребёнка и уровнем развития качеств, необходимых для учения. В возрасте
6 –7 лет у ребёнка возникает новая структура переживаний, при которой он начинает понимать, что значит «Я радуюсь», «Я голоден», «Я сердит», «Я добрый», «Я злой»
и т. д. Ребёнок открывает сам факт своих переживаний. Отсюда вытекают некоторые особенности, характеризующие кризис 6–7 лет. Также кризис связан с потерей детской
непосредственности. Если принять во внимание смену ведущей деятельности, одним из критериев психологической готовности будет появление позиции школьника. В этом
смысле проявление кризиса 6–7 лет является одним из показателей готовности ребёнка к школе.

        Курс «От слова к букве» (автор -  Н.А.Федосова)  помогает практически                   подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

          Курс «Математические ступеньки»  направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.

          Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления  общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

           Курс «Волшебный мир народного творчества» направлен на художественно-эстетическое развитие ребёнка, расширение его кругозора и воспитание любви к родной земле.

           Курс «Физическая культура» направлен на преобразование моторной сферы детей на основе совершенствования движений, развития двигательных способностей.

Планируемые результаты освоения программы

     В ходе освоения содержания программы «Подготовка к школе»  предполагается  обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

     Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

      Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки, положительное отношение к школьному обучению.

    Предметные результаты.

        Ребёнок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

       Ребёнок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты со взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
  • рисовать, лепить, делать простейшие аппликации из бумаги;
  • придумывать узоры и учиться творить на плоскости и в объёме.

Курс  «От слова к букве»

Пояснительная записка

         Рабочая программа по курсу «От звука к букве» разработана на основе программы 

Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы  Н. А. Федосовой «От слова к букве», программы предшкольной подготовки.

   Рабочая программа рассчитана на 64 часа в год (по 2 занятия в неделю продолжительностью 35 минут).

    Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

  • Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе. В двух частях. Часть 1 - М.: Просвещение, 2016.
  • Н. А. Федосова. «От слова к букве». Учебное пособие для подготовки детей к школе. В двух частях. Часть 2 - М.: Просвещение, 2016.
  • Н. А. Федосова. «Я готовлюсь к письму». Тетрадь 1. От рисунка к букве.- М. : Издательство ГНОМ, 2015
  • Н. А. Федосова. «Я готовлюсь к письму». Тетрадь 2. Мои первые буквы.- М. : Издательство ГНОМ, 2015

      Курс «От звука к букве» помогает практически подготовить детей в возрасте 5 – 7 лет к обучению чтению, совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребёнка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения литературного чтения в школе.

     Содержание ориентировано на решение следующих задач:

— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

—  практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

      В данном курсе прослеживается  интеграция работы по подготовке детей к обучению чтению  и письму с работой по развитию их устной и письменной связной речи.

     Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

— формирование грамматического строя речи ребёнка;

— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование);

— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других?); повествования (пересказ, рассказывание).

      Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись).

       Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи. При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы. В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.

       Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.

       Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям. Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Литературное чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы).

         В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов);

— восприятие на слух стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения (без использования терминологии));

— разучивание наизусть и выразительное чтение.

        При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение и особенности.

       Ведётся работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчётливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.

      При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.

        Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово». Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы.

Содержание программы

Развитие и совершенствование устной речи

       Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном учителем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

        Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.

       Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

      Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну) по плану, предложенному учтелем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

         Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с этим в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

          Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Подготовка к обучению чтению

     Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение                   артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре. 

Подготовка к письму

      Рисование декоративных узоров разных форм.

      Конструирование по образцу, по заданию, по условию, по замыслу с учётом пространственного расположения частей и деталей.

     Ознакомление с гигиеническими требованиями к посадке. Положению рук, тетради. Ручки во время письма.

Учебно-тематический план по разделам:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Добуквенный период

20

2.

Буквы, обозначающие гласные звуки

11

3.

Буквы, обозначающие согласные звуки

24

4.

Литературная страна

9

Итого:

64 часа

Планируемые результаты:

— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно;

— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;

— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

— правильно произносить все звуки;

— отчетливо и ясно произносить слова;

— выделять из слов звуки;

— находить слова с определенным звуком;

— определять место звука в слове;

— соблюдать орфоэпические нормы произношения;

— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям.

     

Календарно-тематический план курса «От слова к букве»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Добуквенный период (20ч)

1

«Осенние странички». Вводное занятие. Речь.

1

2

«Осенние странички». Составление рассказа по картинке.

1

3

«Осенние странички». Составление рассказа на заданную тему.

1

4

«Осенние странички». Фрукты и овощи.

1

5

«Осенние странички». М.Горький «Воробьишко»

1

6

«Зимние странички». Звуки

1

7

«Зимние странички». Схема слова.

1

8

«Зимние странички». Схема слова.

1

9

«Зимние странички». Схема слова.

1

10

«Зимние странички». Схема слова.

1

11

«Весенние странички».

1

12

«Весенние странички».

1

13

«Весенние странички».

1

14

«Весенние странички».

1

15

«Весенние странички».

1

16

«Летние странички».

1

17

«Летние странички».

1

18

«Летние странички».

1

19

«Летние странички».

1

20

«Летние странички».

1

Буквы, обозначающие гласные звуки (11ч)

21

Звук [о]. Буквы О, о.

1

22

Звук [а]. Буквы А, а. Предложение.

1

23

Звук [у]. Буквы У, у.

1

24

Звук [ы]. Буква ы . Слово.

1

25

Звук [и]. Буквы И, и.

1

26

Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение. Схема слова.

1

27

Буквы, обозначающие два звука. Звуки [а], [й’а]. Буквы Я, я.

1

28

Звуки [у],  [й’у]. Буквы Ю, ю.

1

29

Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е.

1

30

Звуки [о], [й’о]. Буквы  Ё, ё.

1

31

Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие гласные звуки.

1

                                             Буквы, обозначающие согласные звуки (24 ч)

32

Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки. Твёрдые, мягкие согласные звуки.

1

33

Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.

1

34

Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.

1

35

Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.

1

36

Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.

1

37

Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.

1

38

Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.

1

39

Звуки [с], [с’]. Буквы С, с.

1

40

Звук  [ш]. Буквы Ш, ш.

1

41

Звук  [ж]. Буквы Ж, ж.

1

42

Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.

1

43

Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.

1

44

Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.

1

45

Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.

1

46

Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г

1

47

Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.

1

48

Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.

1

49

Звук [ц]. Буквы Ц, ц.

1

50

Звук  [щ’]. Буквы Щ, щ.

1

51

Звук [ч’]. Буквы Ч, ч.

1

52

Звук  [й’]. Буквы Й, й.

1

53

Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.

1

54

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

55

Обобщающее занятие. Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

                                                 Литературная страна (9 ч)

56

Песенки. Потешки.

1

57

Песенки. Потешки.

1

58

К.Ушинский. Рассказы

1

59

«Три медведя». Русская народная сказка

1

60

«Пузырь, соломинка и лапоть». Русская народная сказка

1

61

Скороговорки.

1

62

Пословицы и поговорки.

1

63

Рассказы Л.Толстого и К.Ушинского

1

64

Обобщающее занятие.

1

Курс «Математические ступеньки»

Пояснительная записка

      Рабочая программа по курсу «Математические ступеньки» разработана на основе программы

Н. А. Федосовой «Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», авторской программы  С.И. Волковой «Математические ступеньки», рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

       Рабочая программа рассчитана на 64 часа в год (по 2 занятия в неделю продолжительностью 35 минут).

      Для реализации программного содержания используются:

Волкова С.И. «Математические ступеньки»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.

•  Н. А. Федосова. Программа «Преемственность Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет». - М.: Просвещение, 2015.

      Данный курс определяет содержание работы по математической подготовке детей 5 – 7 лет к обучению в школе и задаёт основные направления реализации общих психолого-педагогических идей их развития на математическом материале.

        Главные цели курса математики подготовительного периода – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.

      Развитие познавательных способностей у детей будет более эффективным, если в процессе работы с математическим материалом систематически будут включаться задания, направленные на развитие логического мышления (проведение сравнений, анализа, разбиение объектов на группы, выделение части и целого, проведение доступных обобщений), пространственного воображения и речи ребёнка.

        Развитие познавательных процессов – восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи – позволяет целенаправленно и систематически развивать познавательные способности дошкольников, а это необходимое условие их подготовки к школе.

       Программа  "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы. 

         В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

         Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

         Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

         В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (цифры и числа от 0 до 9, число 10, счёт десятками, основные свойства чисел натурального ряда; равенство, конкретный смысл арифметических действий сложение и вычитание и их обозначение: знаки «+», «-«, «=»); геометрическая (пространственные представления, простейшие геометрические фигуры и их прообразы  в окружающем мире, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве объектов и простейших геометрических фигур, изготовление моделей геометрических фигур из бумаги); содержательно-логическая, построенная на основе математического материала двух первых линий и создаёт  условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления  детей.

         В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

         Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются: практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

   На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира – методом моделирования (работа с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).

      Более активное использование разнообразных дидактических игр математического содержания позволяет не только углублять математические знания, но и способствует формированию умений общаться с преподавателем, развивает навыки сотрудничества со сверстниками, формирует умения оценивать свои действия, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.

Содержание программы

      Признаки (свойства) предметов  (цвет, размер, форма). Сравнение трёх и более предметов (фигур) по размеру (больше-меньше, длиннее-короче, такой же по длине, выше-ниже, шире-уже и др.), по форме (круглый, некруглый, треугольный, прямоугольный, квадратный, такой же по форме и др.), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов).

     Определение правила, по которому составлен предложенный ряд предметов, геометрических фигур. Составление (продолжение) ряда по заданному правилу.

     Длина. Упорядочивание предметов по длине. Уравнивание длин двух предметов.

     Подбор предметов по заданной длине. Свойство транзитивности отношений: длиннее-короче, выше-ниже, шире-уже и др., его использование при выполнении заданий.

     Построение (дополнение) ряда предметов, геометрических фигур (таблиц) по заданному правилу.

     Сравнение предметов по массе (на руках и с помощью чашечных весов без гирь).

    Пространственные отношения: взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.)

    Простейшие геометрические фигуры: точка, отрезок, круг, многоугольник (треугольник, четырёхугольных, в том числе прямоугольник, квадрат). Отличие многоугольника от круга.

        Получение отрезка прямой сгибанием бумаги. Отрезок как сторона многоугольника. Линейка – инструмент для вычерчивания отрезка.

        Продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу.

      Временные представления: раньше-позже; вчера, сегодня, завтра.  Неделя. Дни недели. Отсчет дней недели по порядку от любого дня недели. Времени года. Их последовательность. Неделя, месяц год. Уточнение понятия «месяц» (как правило, четыре недели составляют месяц). Определение времени по часам (по часовой стрелке). Простейшее сравнение времени (больше трех часов, меньше пяти часов и т.п.).

    Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.

    Счет предметов. Сравнение групп предметов по количеству(больше, меньше, столько же). Устная нумерация: названия, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка двумя способами.

      Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда:  наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов в этом ряду, возможность продолжить числовой ряд дальше от любого элемента.

      Счет в прямом и обратном порядке. Независимость количества предметов в группе от их свойств, способа и порядка перерасчета. Порядковый счет, его отличия ль счета количественного.

      Моделирование цифр из плоскостных элементов(треугольников, прямоугольников и др.)

      Десяток. Счет десятками.

      Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

       Сложение и вычитание чисел: смысл аритмических операций сложение и вычитание, название и обозначение этих действий (знаки «+», «-»)

       Целое и часть.

        Состав чисел первого десятка из двух слагаемых.

        Задача. Отличие задачи от рассказа. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал.

         Составление задачи по схематическому рисунку и схематического рисунка по задаче. Формирование начальных представлений об универсальности математических способов познания мира (одна и та же модель для задач с различными сюжетами)

       

Учебно-тематический план по разделам:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа              

18

2

Цифры и числа

38

3

Дополнительные задания

8

Итого:

64 часа

Планируемые результаты: 

   В результате изучения курса по развитию математических представлений учащиеся должны

Знать:

- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц),

- состав чисел из двух меньших,

- различать геометрические фигуры,

- правую и левую сторону,

- понятия вчера, сегодня, завтра,

- называть месяцы года

Уметь:

- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;

- соотносить цифру и число предметов,

- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,

- сравнивать числа в пределах 10,

- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),

- различать форму предметов,

- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,

- называть части суток, время года, дни недели.

- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);

- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);

- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;

- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);

- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;

- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения и вычитания;

- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в окружающем мире;

     

 Календарно-тематический план курса «Математические ступеньки»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Пространственные и временные представления.

Подготовка к изучению числа(18ч)

 

1

Ознакомление детей с пособием, особенностями работы в нём. Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа и др.)

1

2

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой, маленький, больше, меньше.

1

3

Сравнение предметов по размеру: высокий, низкий, выше, ниже

1

4

Ориентация на плоскости: слева, справа.

1

5

Длина. Длинный, короткий. Длиннее- короче

1

6

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. Счёт предметов

1

7

Закрепление пройденного материала

1

8

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник

1

9

Прямоугольник. Квадрат

1

10

Закрепление пройденного материала

1

11

Пространственные отношения предметов: справа, слева, вверху, внизу.

1

12

Закрепление пройденного материала

Сравнение объектов по массе: легкий- тяжелый, легче- тяжелее

1

13

Ориентация во времени: позже, раньше

1

14

Сравнение объектов по массе: легкий- тяжелый, легче- тяжелее

1

15

Закрепление пройденного материала.

Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же.

1

16

Счёт предметов. Сравнение групп предметов по количеству

1

17

Ориентация на плоскости: слева, справа

1

18

Закрепление пройденного материала Цифры, числа от 1 до 10, счёт предметов.

1

Цифры и числа (38ч)

19

Числа и цифры от 1 до 10, счёт предметов

1

20

Счёт предметов. Число и цифра 1. Понятия «один- много»

1

21-22

Счёт предметов. Число и цифра 2. Понятие «пара»

2

23

Счёт предметов. Число и цифра 3. Состав числа 3

1

24-25

Счёт предметов. Число и цифра 3.  Треугольник

2

26-27

Повторение пройденного материала. Числа и цифры 1, 2, 3

2

28-29

Число и цифра 4. Прямоугольник, квадрат

2

30

Число и цифра 0.

1

31-32

Число и цифра 5. Состав числа, счёт предметов

2

33

Понятие «равенство». Знак «=»

1

34-35

Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложение» «+».

2

36-37

Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитание» «-».

2

38-39

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

40-41

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

42

Число и цифра 6

1

43-44

Число и цифра 7

2

45-46

Число и цифра 8

2

47-48

Число и цифра 9.Решение примеров на сложение и вычитание

2

49-50

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

51-52

Число 10. Состав чисел первого десятка. Особенности записи числа 10

2

53-54

Повторение и закрепление пройденного материала.

2

55-56

Решение примеров на сложение и вычитание

2

                                                 Дополнительные задания (8 ч)

57-58

Числа от 1 до 10. Решение задач и примеров

2

59-60

Решение задач и примеров. Закрепление изученного

2

61-62

Сравнение математических выражений, знаки  >, <, =

2

63

Таблица +1, +2. Знакомство

1

64

Повторение и закрепление изученного материала

1


Курс «Зелёная тропинка»

Пояснительная записка.

        Рабочая программа  «Зелёная тропинка» разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы  А.А.Плешакова « Зелёная тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2012 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

        Рабочая программа рассчитана на 32 часа в год (по 1 занятия в неделю продолжительностью 35 минут).

Для реализации программного содержания используются:

•  А.А. Плешаков « Зелёная тропинка» Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016.

•  Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015

    Программа «Зелёная тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребёнка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создаётся достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы

         Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.

         В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности - умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.     

       Цель программы: Развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.

      Задачи программы:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания;
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях окружающего мира, о планете Земля как общем  доме людей, об особенностях её природы.

     Программа является развивающей, в процессе её реализации у воспитанника формируются универсальные предпосылки учебных действий (УУД) с учётом предметного содержания:

     Личностные – умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

     Регулятивные – осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; осуществлять контроль своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

     Познавательные – знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков; анализ объектов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации.

     Коммуникативные – овладение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; ориентация на партнёра по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

        Данная программа основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарными эксперименты, которые проводятся в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»

Звёзды, Солнце и Луна

     Наблюдение звёздного неба (с помощью взрослых), выделение отдельных созвездий (двух-трёх). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе (с помощью взрослых). Моделирование расположения Солнца, Земли и Луны относительно друг друга. Игра «Путешествие на Луну».

     Приключения солнечного зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о солнечном зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

     Радуга – украшение мира. Рассказы детей о своих впечатлениях от наблюдения радуги. Докрашивание радуги на рисунке.

     Правила безопасности при наблюдениях за звёздами, Луной, Солнцем, играх с солнечным зайчиком. Как солнечный луч может поджечь лес и как этого избежать.

   

Чудесный мир растений и грибов

     Растения нашей местности: распознавание их в природе (с помощью атласа-определителя). Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян. Съедобные и ядовитые растения, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков. Лекарственные растения.

     Мхи и папоротники – тоже растения. Рисование мха и веточки папоротника по натуральному образцу.

     Грибы – не растения. Разнообразие грибов, их распознавание на рисунках, муляжах и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Съедобные и ядовитые грибы, их сравнение, выявление важнейших отличительных признаков.

      Отношение человека к растениям и грибам: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или  Первые уроки экологической этики».

     Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

Наши друзья животные

     Животные нашей местности. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Породы собак. Рисование своего домашнего питомца.

     Насекомые (бабочки, жуки и др.), их распознавание на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя), раскрашивание изображений. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» (склеивание изображений бабочек, украшение ими картины или макета цветущего луга).

     Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Мысленное достраивание изображений «спрятавшихся» рыб.

     Наблюдение за поведением воробьёв, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т.д.). Разнообразие изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров.

     Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе (с помощью атласа-определителя).

     Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Раскрашивание изображений улитки и дождевого червя.

     Отношение людей к животным: каким оно должно быть? Рассуждения с опорой на наблюдения и материалы книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».

     Правила безопасности при встречах и общении с животными.

Круглый год

     Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Моделирование последовательности времён года. Выявление причинно- следственных связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных, занятия людей), их отображение с помощью простейших моделей).

     Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения и материалов книги «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики»). Оценка поведения человека в природе (собственного и окружающих), простейшие правила поведения.

     Правила безопасности в различные сезоны года. Безопасность на воде, на льду, на скользкой дороге. Предупреждение простудных заболеваний.

Окружающий мир и наша безопасность

     Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях.

Правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Противопожарная безопасность. Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми.

              Учебно-тематический план по разделам:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Звёзды, Солнце и Луна

3

2

Чудесный мир растений.

12

3

Наши друзья – животные

9

4

Круглый год  

5

5

Окружающий мир и наша безопасность

3

Итого:

32 часа

                  ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

    Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:

  1. ребёнок обладает   элементарными представлениями из области живой природы, естествознания: ребёнок интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей ,обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт, склонен наблюдать, экспериментировать;
  2. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  3. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

     Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.      

Планируемые результаты:

      Владеть универсальными предпосылками учебной деятельности – уметь работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

      Распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки;

     Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач, предлагать собственный замысел конструктивной деятельности и воплощать его в рисунке, поделке, модели и т.д.;

      Проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы;

       Проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе

Календарно-тематический план курса «Зелёная тропинка»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Звёзды, Солнце и Луна (3 ч)

1

Звёздное небо.

1

2

Солнце и Луна.

1

3

Радуга. Народные приметы.

1

Чудесный мир растений (12 ч)

4

Как узнать растения?

1

5

Травянистые растения.

1

6

Кустарники.

1

7

Деревья.

1

8

Декоративные растения.

1

19

Овощи и фрукты.

1

10

Овощи и фрукты.

1

11

Съедобные и ядовитые растения.

1

12

Лекарственные растения.

1

13

Мхи и папоротники.

1

14

Грибы.

1

15

Растения в твоей «мастерской».

1

Наши друзья – животные (9 ч)

16

Как узнать животных?

1

  17

В живом уголке.

1

18

Домашние животные.

1

19

Породы собак.

1

20

В мире насекомых.

1

21

В мире рыб.

1

22

В мире птиц.

   1

23

В мире зверей.

   1

24

Какие ещё бывают животные?

1

Круглый год  (5 ч)

25

Времена года.

1

26

Времена года. Осень.

1

27

Времена года. Зима.

1

28

Времена года. Весна.

1

29

Времена года. Лето.

1

Окружающий мир и наша безопасность (3 ч)

30

Правила безопасности дорожного движения.

1

31

Пожарная безопасность.

1

32

Обобщающий урок

1

Курс «Волшебный мир народного творчества»

Пояснительная записка.

Интегрированный курс «Волшебный мир народного творчества» разработан на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Шпикаловой Т.Я. «Волшебный мир народного творчества», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Для реализации программного содержания используются:

• Т.Я. Шпикалова. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М: Просвещение, 2016г.

• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2015г.

Курс «Волшебный мир народного творчества» предназначено для подготовки детей 5—7 лет к школе в соответствии с требованиями программы «Преемственность». Курс спланирован с учётом природного цикла: осень, зима, весна, лето. Работая в творческой тетради, ребёнок как бы листает календарь, и день за днём наблюдает, как жили, трудились, отдыхали на Руси.

Творческая деятельность помогает связать прошлое время с настоящим, раскрыть секреты народного мастерства.

Детям предлагаются самые разные виды деятельности, которые имеют интегрированный характер, отражающий связи народного искусства с другими видами искусств (фольклор, музыка, танец, народные календарные праздники). Создаются педагогические условия для развития детского творчества и формирования качеств личности, необходимых для учебной деятельности в школе. Ребёнку предоставляется возможность рисовать и лепить, придумывать узоры и учиться у мастеров, творить на плоскости и в объёме. Дети  в процессе творчества переживают сюжеты добрых и мудрых народных сказок, узнают о традиционных игрушках из дерева, соломы, глины, ткани; об узорах народной вышивки, о кружеве, о знаменитых старинных народных промыслах — Хохломе, Гжели, Дымкове, Каргополе, Городце, Полховском Майдане; о традиционном интерьере и предметах быта. Использование игровых ситуаций помогает ввести ребёнка в мир традиционной культуры.

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

             Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
-
задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
-
рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
-
конструировать словосочетания и предложения;
-
определять количество слов в предложении;
-
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
-
выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
-
делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
-
различать звуки и буквы;
-
узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно
держать ручку и карандаш;
- аккуратно
выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
-
называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
-
вести счет предметов в пределах 10;
-
соотносить число предметов и цифру;
-
сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
-
составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
-
классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
-
 устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;
-
распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
-
обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;
-
ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.

Содержание курса «Волшебный мир народного творчества»

Раздел «Осень»

В разделе «Осень» дети в игровой форме узнают об осенних народных праздниках и событиях, связанных с уборкой урожая: встреча осени, выпечка хлеба из нового урожая, заготовка овощей, сбор грибов.

Дети знакомятся с различными видами народного декоративно-прикладного творчества: деревянная бабенская игрушка, соломенная игрушка, хохломская роспись, народный костюм, ткачество половичков.

Дети овладевают изобразительными и прикладными техниками: лепка, аппликация, гуашь, акварель.

Творческая деятельность детей происходит на основе интеграции разных видов искусств: фольклора (загадки, пословицы, сказки), музыки (наигрыши, народные песни, танцы), народного декоративно-прикладного искусства.

Раздел «Зима»

С декоративными образами зимней природы дети знакомятся, рассматривая снежные узоры народного кружева, голубую Гжель, самостоятельно выполняют зимний пейзаж в техниках графики и аппликации, а также на основе отпечатывания. На страницах раздела дошкольники знакомятся со знаменитой каргопольской игрушкой, народными праздничными пряниками, элементами зимнего народного костюма, теремной архитектурой.

В разделе «Зима» большое внимание уделено заданиям, связанным с подготовкой к весёлым новогодним и рождественским праздникам: игрушки из бумаги, фольги, природных материалов, изготовленные в различной технике.

Продолжается интеграция разных видов искусства в творческую деятельность детей: народного декоративно-прикладного искусства, фольклора, народной музыки и танца.

Раздел «Весна»

В начале весны дети знакомятся с традиционными календарными праздниками: широкой Масленицей (февраль), Грачевником (март). Весной отмечается и женский праздник. Подготовка и проведение весенних праздников связаны с новыми видами творческих работ: народный костюм, традиционные пряники и печенья, поздравительные открытки для родных.

Дети знакомятся с новыми видами народного декоративно-прикладного творчества: русские матрёшки, птица-ковш и птица-корабль, глиняная дымковская игрушка.

Создаются  весенние пейзажи и панно в разной технике: гуашь, акварель, графика, аппликация. Творческая деятельность детей строится на основе интеграции разных видов искусств: фольклора, народной музыки и танца, народного декоративно-прикладного творчества.

Раздел «Лето»

Лето — это время, когда природа расцветает всеми красками. Неслучайно к этому времени приурочено знакомство дошкольников с новыми видами народной росписи: жизнерадостной по колориту городецкой, игрушек из Полховского Майдана и села Бабенки; северными росписями с изображением чудо-дерева — вечного образа в народном искусстве.

Дети узнают о летних народных календарных праздниках — Троице и дне Ивана Купалы, знакомятся с обычаями и традициями, связанными с этими древними праздниками.

В данный раздел включён наряду с лепкой, росписью, аппликацией и блок моделирования, предназначенный для самостоятельной деятельности ребёнка, способствующей развитию творческой активности.

В разделе продолжена линия по интеграции разных видов искусства в творческой деятельности детей: народного декоративно-прикладного искусства, фольклора, народной музыки и танца.

             

 Учебно-тематический план по разделам:

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Звёзды, Солнце и Луна

3

2

Чудесный мир растений.

12

3

Наши друзья – животные

9

4

Круглый год  

5

5

Окружающий мир и наша безопасность

3

Итого:

32 часа

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
•     установление контакта с учащимися, с учителем;
•     формирование адекватного поведения;
•     овладение навыками учебной деятельности.

Программа рассчитана на детей  5-7 летнего возраста. Подготовка к школе проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит  ребенку избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и создают ситуации успеха для них. День за днем  ребенок будет самостоятельно делать «открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

 — единство развития, обучения и воспитания;

 — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

 — комплексный подход;

 — систематичность и последовательность;

 — вариативность и вариантность;

 — сознательность и творческая активность;

 — наглядность;

 — доступность и достаточность.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению.

Планируемые результаты:

В результате освоения программного материала по курсу «Волшебный мир народного творчества» дети должны:

-  различать выразительные средства  знаменитых старинных народных промыслов.

В рисовании:

- изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов;

- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов;

- украшать силуэты игрушек элементами знаменитых старинных народных росписей.

В лепке:

- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную  композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

- создавать изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации:

- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямо-

угольник); вырезать круг из квадрата, овал - из прямоуголъника, плавно срезать и закруглять углы.

- аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

- составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

- изображать предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы обрезания, а также обрывания.

Виды и формы контроля освоения курса

При освоении курса предусмотрена начальная, промежуточная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты.  Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками. С помощью мониторинга образовательного процесса оценивается степень продвижения дошкольника в усвоении образовательной программы. Проведение мониторинга предполагает:

- наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в группе;

-анализ продуктов детской деятельностью;

- специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе.

Мониторинг детского развития  проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала.

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Волшебный мир народного творчества»

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Осень (10ч)

1.

Вспоминаем лето красное

2.

В осеннем лесу. Грибы для ёжика

3.

В гостях у сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

4.

Будет хлеб – будет и праздник. Осень-припасиха.

5.

Золотая хохлома

6.

Хохломская роспись. Петушок – золотой гребешок

7.

В гостях у сказки. «Лиса и журавль»

8.

Осенний букет .Улетают гуси-лебеди

9.

В гостях у сказки. «Гуси-лебеди». Половички для тепла и уюта

10.

В царстве пёстрых ковриков

Зима (10ч)

11.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

12.

Заснувшая природа

13.

Вырос лес белый весь

14.

Каргапольская глиняная игрушка

15.

В гостях у сказки «Волк и семеро козлят». Сладкие сувениры

16.

Готовимся к празднику. Сувениры к празднику.

17.

Голубая гжель

18.

Мой любимый кот

19.

В гостях у сказки

20.

Сказочный терем

Весна (9ч)

21.

Широкая масленица

22.

Светлая красота русского костюма

23.

Дружная семья матрёшек

24.

Поющее дерево

25.

Грач на горе – весна на дворе

26.

Птица-пава на полотенце. Считаем клеточки

27.

Птица-ковш и птица-корабль. Флот славного царя Салтана

28.

Весна цветущая

29.

Радуга дымковских узоров. Раскрась лошадку

Лето (5ч)

30.

Цветущий летний лужок

31.

В царстве городецких цветов. Весёлая карусель

32.

Игрушечные птички из деревни Бабенки. Птичка в лесу

33.

Удивительные превращения красочных пятен. Дивные цветы. Цветок-дерево.

34.

Троица – земля травой покроется. Зелёная неделя. Ой, да на Ивана-купала

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Физическая культура (М.В. Малыхина).
2. Зелёная тропинка (А.А. Плешаков)
3. Математические ступеньки (С.И. Волкова).
4. От слова к букве (Н.А. Федосова).
5. Развитие речи (Н.А. Федосова).
6. Волшебный мир  народного творчества (Т.Я.Шпикалова).

«ПРОГРАММА по подготовке к школе детей 5–7 лет» авторы Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.

 «Методические рекомендации к программе «Преемственность», авторы Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.

CD с компьютерными развивающими заданиями к комплексной программе развития интеллекта для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Пономаренко А.С (1, 2 части)

http://games-for-kids.ru/ - главная страница

http://games-for-kids.ru/x/shkola.php - занимательные уроки для подготовки к школе

http://games-for-kids.ru/x/matematika.php - игры для обучения математике

Оборудование:

       презентации к занятиям,

       компьютер с подключением к Интернету)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...