гласные звуки
план-конспект занятия (1 класс)

Сабирова Наталия Николаевна

Вданном разделе представлен конспект урока для 1 класса "Гласные звуки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Гласные звуки"17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

«Буквы, обозначающие гласные звуки»

Цели: закрепить основные понятия о гласных буквах и звуках; уметь определять гласные звуки в словах.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

Здравствуйте, ребята, сегодня замечательный день. Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать.

Я иду, когда хочу,

И стою, когда хочу,

Я ''иа-иа'' кричу

И копытцами стучу.

(Ослик)

Ждёт меня подружка  –

На макушке  –  ушко.

Если танцевать пойдёт,

Всё заштопает, зашьёт.

( Иголка )

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(Автобус)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле…

(Ушки)

Мамы деток разбудили.

Дети личики умыли.

Застелив свою кровать,

Будут в детский сад шагать.

Все ответят дружно,

Наступило?..

(Утро)

Буква та служить готова,

Только не в начале слова.

Не найдёте в книгах вы.

Слов с начальной буквой…

(Ы)

А кто мне подскажет, как плачет младенец? (УА)

Запишем это коротенькое слово до конца строки, но сначала запишем сегодняшнее число, классная работа, откройте ваши тетради.

Подчеркните самое красивое слово, которое получилось у вас лучше остальных.

Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о гласных звуках?

(Они бывают ударные и безударные, сколько в слове гласных, столько и слогов)

На доске записаны слова к  р  ндаш, в  рона, л  сица, деревня. Разделите эти слова на слоги и поставьте ударение. (Один человек работает у доски, остальные в тетради)

В каком слове не было пропущенных букв?(деревня)

Это слово мы запишем в словариках с.61

- Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6 звуков)

- А сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв)

Представьте себе, если все гласные вдруг исчезли, что бы случилось? ( человек не смог бы разговаривать)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?(Гласные звуки)

Ребята, у меня для вас есть небольшая сказка, послушайте.

Жили были на самом краю света,  в небольшой деревне гласные звуки. Всего их было 6 :А,О,У,Ы,Э,И.

И жить бы им- горя не знать в своей  сказочной избушке, но не тут-то было. Были наши звуки очень несчастливы. Каждому хотелось доказать остальным, что он самый главный звук, и важнее его нет на белом свете. Они старались показать это своим  громким пением. Но красивой мелодии у них не получалось, пение было нескладным. Долго ли- коротко ли так продолжалось, сказать не могу. Но случилась на ту пору беда. Налетела на их деревеньку сильная буря. И наши буквы вмиг позабыли о своих ссорах. Звук А ещё издалека , почувствовав приближение ужасной непогоды, закричала:"А-А-А!" Все остальные тотчас выбежали из дома. Звук О  произнес:"О-О-О!"-и бросился закрывать ставни, звук Э помогал ему и приговаривал:"Э-Э!" Тут подоспел звук у и помахав ветру кулаком, угрожающе протянул:"У-У-У!"- и тут же захлопнул очередное окно.

    Но тут налетел такой ураган с дождем, что находиться на улице было уже  опасно, и все буквы поспешили в дом. Но страшные порывы ветра не давали звукам даже закрыть дверь. И здесь  всех выручила буква И.  По ее команде все дружно поднажали,  и с третьей попытки  тяжелая дубовая дверь закрылась. Все были спасены! (Каждый раз ребята помогают произнести звуки)

Ребята, скажите, пожалуйста, когда вы произносили звуки и помогали им спастись от непогоды, вам было легко это сделать?(Да)

Почему? ( воздух выходил из легких легко и свободно, не встречая на пути никаких препятствий)

Откройте ваши учебники на с.58 Прочитаем правило (Дети читают)

Посмотрите в упражнении под номером 3 ребята произносят гласные звуки. Что можно сказать по картинкам, если посмотреть на их лица. (они по разному открывают рот.

Да, поэтому звуки получаются разными.

При произнесении гласных звуков помогает ли нам язык, губы или зубы? (нет)

Правильно, при произнесении гласного звука воздух проходит через рот легко и свободно, не встречая преград.

Как вы думаете, что помогает создать, образовать гласный звук? (Слоги, а слоги-слова)

Совершенно верно. Когда мы к гласному добавляем один или несколько согласных- образуется слог. (учитель показывает на доске схемы образования слогов)

Какой можно сделать вывод? (Гласные звуки очень важны в нашей речи...)

Хорошо, сейчас мы это проверим, но сначала немного разомнемся. (Физминутка)

Он большой,         
(
Руки полукругом перед собой.)
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны. (
Поглаживает правой рукой животик )
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (
арбуз)

Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (ученик)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я (осьминог).

Ходит по двору надутый,
Видом злой и даже лютый.
Грозно крикнет: Клюк-клюк-клюк!
Называется … (Индюк!)

Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревет
-Ы-ы-ы-
Покусали меня пчелы!

Он большую яму роет.
Землю сыпет он горою.
Он ковшом - большой лопатой
Роет. Это ..(Экскаватор)

 А сейчас проверим, как вы можете находить гласные звуки в словах и делить слова на слоги. Перед вами на столе лежать конверты со словами. Вам нужно обозначить все гласные красным цветом, разделить их на слоги, ну и конечно поставить ударение.(Работа в группах, ответы учеников)

Молодцы ,ребята, все вы справились с заданиями. Но давайте вернемся к нашим сказочным персонажам. Все звуки после страшной бури остались целыми и невредимыми. Как вы думаете, почему?(Потому что они обьединились, работали дружно, сообща)

 Они затопили печку, обсохли, согрелись,  заварили себе  теплый чай. Впервые за долгое время они сидели вместе за общим столом , пили чай с баранками, разговаривали, шутили. А потом они решили украсить свой домик яркой гирляндой. Ребята, мы сейчас им поможем в этом. У вас на столах лежат лампочки для гирлянд. Если вам было сегодня все понятно, и вы справились со всеми заданиями, то украсим нашу гирлянду желтыми лампочками. Если все-таки есть еще, над чем поработать, то зелеными. Посмотрим , что у нас получилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета (конспект урока 1 класс)

Поурочный план по литературному чтению (обучение чтению)  в 1 классе.  УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...