Звук и буква ш
план-конспект занятия (1 класс)

Багрянцева Анжелика Ивановна

Звук и буква ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звук и буква ш196.5 КБ

Предварительный просмотр:

К нам в гости пришел  Смешарик  Крош. Он посмотрит, как мы будем

      изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы

      скажете мне в конце урока.

А сейчас я попрошу взять вас наши пружинки и поочерёдно надевать их на каждый пальчик как обычно вместе со мной. Сначала на правую ручку.

Ша- ша- ша- мама моет малыша.

Шу- шу- шу- я письмо пишу.

Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.

Аш- аш- аш- у Марины карандаш.

Шо- шо- шо все будет хорошо.

   

А теперь на левую. Можно повторять чистоговорку вместе со мной.

Кладем колечки.

- Как шипят змеи (ш-ш-ш)

- Как шипит гусь (ш-ш-ш)

- Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком ш и буквой ш, его обозначающей.

- Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах-

  отгадках?

- Смешарик слушает как вы работаете.

1. Сегодня всё ликует

    В руках у детворы!

    От радости танцуют

    Воздушные ... .        (шары)

2. И на мачеху стирала,

    И горох перебирала

    По ночам при свечке.

    А спала у печки.

    Хороша как солнышко

    Кто же это?... .         (Золушка)

3. Кот живет у нас на крыше,

     А в подвале живут… .    (мыши)

4. Стоит высокий светлый дом,

     Ребят проворных много в нем:

     Там пишут и считают,

     Рисуют и читают.         (школа)

5. Не поедет без бензина

    Ни автобус, ни … .     (машина)

6. Если ты его заточишь,

    Нарисуешь все, что хочешь

    Солнце, море, горы, пляж,

                                Что же это … .        (карандаш)

- Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны.

- Произнесите слово шишки. Назовите первый звук. ([ш])

- Какой это звук? (Согласный)

- Почему так считаете? (При произношении воздух встречает преграду)

- Закройте уши. Произнесите звук и подумайте, звонкий он или глухой? (Глухой)

- Почему так думаете? (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона)

Какой парный звонкий звук у звука Ш? (Звук[ж])

- Произнесите звук Ш. Скажите, он твердый или мягкий? (Он твердый)

- Дайте характеристику новому звуку. (Звук [ш] согласный, глухой, твердый)

- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет вы сможете открыть сами.

- Найдите слова, где новый звук будет мягким. (Таких слов нет)

- Значит, звук [ш] всегда твердый.

- А сейчас я предлагаю вам найти  на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш].

                (шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)

 А кто знает какой же буквой обозначается на письме наш звук? Буква называетсч ША.

Давайте немного пофантазируем. На что же похожа буква Ш?

                Посмотри на букву Ш –

                Буква очень хороша,

                Потому что из нее

                Можно сделать е и ё.

                        

                        Шура сено ворошил,

                        Вилы в сене позабыл.

         - А теперь будем применять знания о новом звуке. Выполним слого-звуковой анализ слова. А какого- вы сейчас сами отгадаете.

         Стоит дом.

         Кто в него войдет,

         Тот ум приобретет.        (Школа)   

- А теперь послушайте внимательно. Сейчас мы с вами вместе составим звуковую схему к слову школа.

- Кто желает составить звуковую схему к этому слову? Выходи к доске.

- Сколько слогов в этом слове? (2 слога) Докажи. (Проверяет при помощи хлопков.)

- На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.) Как ты это понял? Позови это слово. (шкОла.)

- Произнеси первый слог. (первый слог Шко.)

- Хорошо, назови первый звук в этом слоге. ([ш]) Какой он? (Согласный твердый.) Молодец, каким цветом мы его обозначим? (Синим.)

- Прикрепи карточку первого звука первого слога на доску.

- Хорошо, назови второй звук в первом слоге. ([к]) Какой это звук? (Это согласный твёрдый звук.)

- Назови третий звук в первом слоге. ([о]) Какой это звук? (Это гласный ударный звук)

- Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [к] и [о]? (Слог-слияние) Молодец. Какими двумя цветами мы обозначим слог- слияние? (Синим и красным.)

- Хорошо, прикрепляй слог- слияние на доску.

- Теперь прочитай мне второй слог. (ЛА) 

- Назови мне первый звук слога ЛА. ([л]) Какой он? (Согласный твердый.)

- Молодец, назови второй звук? (Звук [а]) Какой он? (Это гласный безударный звук.)

- Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [л] и гласный звук [а] ? (Да, они образуют слог- слияние.) Какими цветами мы обозначим этот слог? (Синим и красным.)

- Прикрепляй слог- слияние, используя синий и красный цвета. 

- В каком месте мы разделим нашу звуковую схему вертикальной чертой? (После первого слога ШКО.) Молодец!

- Ребята, обратите внимание на доску и проверьте, правильно ли вы записали.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Звездопад». На облаке нарисована буква ш, к ней подлетают  звезды с гласными буквами, получаются слоги, которые мы с вами будем хором читать.

   

А теперь предлагаю прочитать слоги в учебнике.

Давайте прочитаем слова написанные жирным шрифтом.

- Прочитаем их. (Вместе читаем)

- Чем отличаются эти слова? (Они отличаются числом)

- Прочитаем второй столбик выделенных слов. (Читаем вместе)

- Назовите четвероногое животное. (Кошка)

- Где в слове кошка слышится звук ш? (В середине)

- Придумайте кличку кошке с буквой ш. (Пушинка, Крошка)

- Умнички.

- Прочитаем третий столбик. (Читаем вместе)

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей)

Обратите свое внимание на то, что произносим мы ши с буквой ы а пишем с буквой и.  У нас есть даже такое правило ШИ пиши с буквой и.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. (Читаю рассказ)

- О каком времени года упоминается в рассказе? (Об осени)

- Прочитайте это предложение. (Читают первое предложение)

- Как вы понимаете выражение «горели кисти рябин»? (Рябина была красная, спелая)

- Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком)

- Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисти рук)

- Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные слова)

- Молодцы.

- А сейчас мы будем читать рассказ по одному предложению. Будьте внимательны. Когда услышите слова с новой буквой, хлопайте в ладоши. Начинаем читать. (Читают текст по одному предложению)

- Ребята, придумайте имена детям, которые пошли в лес. Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш]. (Шура, Алёша, Миша, Гриша, Саша, Маша, Наташа)

А в каких словах нам встретилось наше правило?

 Обратите свое внимание на то, что произносим мы ши с буквой ы а пишем с буквой и.  У нас есть даже такое правило ШИ пиши с буквой и.

         - Возьмите карточку с раскраской. Я буду читать утверждения. Если утверждение правильное, то вы закрашиваете синим цветом сектор с этим номером.

         1. Звук [ш] – согласный. +

         2. ь обозначает гласный звук. –

         3. Звук [ш] – всегда твердый. +

         4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

         5. Звук [ш] – глухой. +

         6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

         7. В слове кошка нет звука [ш]. –

         8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

         9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

         10. Звук [о] – согласный. –

         - Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета)? (Потому что звук [ш] всегда твердый).

- Умнички.

- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.

                               

                               

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...