Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Рабочая программа и тематическое планирование по ИЗО для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_izobrazitelnoe_ikusstvo_12.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Модульная программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по программе «Школа России» 2004 года по программе 4 класса автора В.С. Кузина и направлена на достижение следующих целей:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

4 КЛАСС (34 ч)

Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю), в том числе:

  • на обучение:
  • рисованию с натуры (рисунок - живопись) – 12 ч;
  • рисованию на темы – 7 ч;
  • рисование по памяти – 2 ч;
  • декоративной работе – 7 ч;
  • выполнению аппликации – 2 ч.
  • на проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.

Беседы об изобразительном искусстве

и красоте вокруг нас:

Основные темы бесед:

  • жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
  • красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
  • великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов;
  • выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников;
  • портреты знаменитых русских писателей и композиторов;
  • русский портретист Валентин Серов;
  • литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
  • люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд в изобразительном искусстве;
  • жизнь деревни на картинах художника Аркадия Пластова;
  • сказка в изобразительном искусстве;
  • в мастерской художника;
  • музеи России;
  • прославленные центры народных художественных промыслов;
  • искусство родного края;
  • орнаменты народов России и народов мира (Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения и т. д.).

Рекомендуемые для бесед произведения искусства

И. Айвазовский. Девятый вал; Кораблекрушение; У крымских берегов; Черное море.

М. Антокольский. Иван Грозный; Петр I.

В. Борисов-Мусатов. Весна; Водоем.

И. Браз. Портрет писателя А. П. Чехова.

К. Брюллов. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова.

        А. Бубнов. Утро на Куликовом поле.

        В. Ван Гог. Подсолнух.

В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный; Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

        А. Венецианов. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

                В. Верещагин. «В штыки! Ура! Ура!» (Атака).

М. Врубель. Портрет С. И. Мамонтова.

А. Герасимов. Розы; Портрет балерины О. В. Лeпешинской.

        С. Герасимов. Автопортрет.

А. Голубкина. Л. Н. Толстой.

К. Горбатов. Псков.

И. Грабарь. Автопортрет; Груши; Натюрморт.

        А. Дейнека. Москва. Пейзаж. Оборона Севастополя; Окно в мастерской; Будущие летчики.

        В. Делфтский. Служанка с кувшином.

Н. Дубовской. Родина.

        А. Дюрер. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.

Е. Зверьков. Весна.

        В. Игошев. Натюрморт с золотой рыбкой.

М. Караваджо. Лютнист.

Д. Кардовский. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

А. Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году.

О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.

П. Клас. Завтрак с ветчиной.

П. Клодт. Укрощение коня.

П. Корин. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.

К. Коро. Воз сена.

К. Коровин. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника; Весна.

П. Котов. Кузнецкстрой. Домна № 1.

И. Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен»; Пасечник.

        А. Куинджи. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Эльбрус. Лунная ночь; Море. Крым.

Б. Кустодиев. Автопортрет; Масленица; Московский трактир; Пасхальный день. Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина; Купчиха за чаем.

Е. Лансере. Святослав на пути в Царьград.

И. Левитан. Осенний день. Сокольники; Ветхий дворик.

Ю. Левицкий. Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

        В. Маковский. В мастерской художника.

К. Маковский. Крестьянский обед во время жатвы; В мастерской художника.

И. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

А. Матисс. Вид из окна.

Ж. Милле. Пастушка со стадом овец.

Г. Мясоедов. Косцы.

Г. Нисский. Осень. Семафоры.

В. Перов. Охотники на привале.

А. Пластов. Колхозные кони; Автопортрет; На гумне; Полдень; Витя-подпасок; Лето.

А. Пушкин. Автопортрет.

Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.

И. Репин. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; "Портрет Нади Репиной; Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу; Портрет П. М. Третьякова; М. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Портрет художника А. И. Куинджи; рисунки.

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.

        А. Рылов. Устье Орлинки.

Н. Сапунов. Вазы, цветы и фрукты.

3. Серебрякова. Автопортрет.

        В. Серов. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово; Иллюстрация к басне И. Крылова «Мор зверей»; Девушка, освещенная солнцем; Портрет Максима Горького; Стригуны на водопое. Домотканово; Портрет художника К. Коровина; Портрет М. Н. Ермоловой.

А. Сотников. Ягненок.

А. Степанов. Лоси; После охоты.

        В. Суриков. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.

        А. и С. Ткачевы. Автопортрет; Детвора.

Д. Торлов. Рысенок.

        В. Тропинин. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.

        А. Тыранов. Портрет И. К. Айвазовского.

Н. Ульянов. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.

        В. Хеда. Ветчина и серебряная посуда.

3. Церетели. Синяя ваза с желтыми розами; Цветы.

Ж. Б. С. Шарден. Атрибуты искусств.

И. Шевандронова. В сельской библиотеке.

Т. Шевченко. Автопортрет.

И. Шишкин. Мухоморы. Этюд; рисунки.

К. Юон. Русская зима. Лигачево; Утро индустриальной Москвы.

Т. Яблонская. Утро.

Учебно – методический комплект

Автор учебника: В.С.Кузин.

Издательство: «Учитель», г. Волгоград, 2010г.

Автор поурочных планов по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе: Доля С.И.

Издательство: «Учитель», г. Волгоград, 2008 г.

Авторы рабочей тетради по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2010 г.

Календарно-тематическое планирование:

п/п

п/п

урока в теме

Наименование разделов и тем программы

Дата

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

«В мире изобразительного искусства» – 12 ч.

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». Рисование на тему.

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке». Аппликация.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками.

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками.

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки.

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».

Рисование с натуры фигуры человека.

Рисование с натуры фигуры человека.

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта.

«Мы любим смотреть картины и рисовать» - 22 ч.

Рисование по памяти животных.

Рисование с натуры птиц.

Сказка в декоративном искусстве.

Сказка в декоративном искусстве.

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Рисование на тему.

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

«В мирное время». Рисование по памяти. Атрибуты армии Вооружённых сил.

Рисование с натуры современных машин.

Рисование на тему: «Народный праздник «Песни нашей Родине».

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

Рисование с натуры животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц».

Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица». Рисование на тему.

Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица». Рисование на тему.

Рисование на тему «Закат солнца».

Рисование на тему «Закат солнца».

Люди труда в изобразительном искусстве. Творческое рисование.

Составление мозаичного панно «Слава труду».

Составление мозаичного панно «Слава труду».

Аппликация. Орнаменты народов мира.

Искусствоведческая викторина.

Таблица соответствия количества часов

рабочей и авторской программы:

п/п

Тема

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе

1

2

3

4

5

6

  1. Рисование с натуры.
  2. Рисование на темы.
  3. Рисование по памяти.
  4. Декоративная работа.
  5. Выполнение аппликации.
  6. Проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

12 ч.

7 ч.

2 ч.

7 ч.

2 ч.

4 ч.

12 ч.

7 ч.

2 ч.

7 ч.

2 ч.

4 ч.

Знания и умения учащихся.

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
  • начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
  • основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  • передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
  • использовать простейшие явления линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликациях и коллективных мозаичных панно.

Критерии оценки по предмету ИЗО

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Литература:

  1. Автор учебника: В.С.Кузин.

Издательство: «Учитель», г. Волгоград, 2010г.

  1. Автор поурочных планов по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе: Доля С.И.

Издательство: «Учитель», г. Волгоград, 2008 г.

  1. Авторы рабочей тетради по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2010 г.

  1. Ушакова О.Д. «Великие художники».

Издательский дом «Литера», г. Санкт- Петербург, 2005 г.

  1. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: ИЗО».

Издательство: «Академия развития, Академия, К0, Академия Холдинг», г. Ярославль, 2001 г.

  1. Литвиненко В. «Учимся рисовать».

Издательство: «Кристалл», г. Санкт-Петербург, 2001 г.

  1. Алленов М., Алленова Е, Астахов Ю, Борисовская Н, Бусева-Давыдова   И, Ельшевская Г., Усачёва С., Чурак Г., Юденкова Т. «Мастера русской живописи».

Издательство: «Белый город», г. Москва, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...