Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Невольникова Елена Викторовна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1 класс, УМК "Перспектива". Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.

3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

4. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2009.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели). Предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе может быть интегрирован с предметом «Технология» в единый курс.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий и представлена в табличной форме.

Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

содержание учебного предмета

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).

Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

СОДЕРЖАНИЕ И  Планируемые результаты изучения учебного предмета.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами обучающихся являются:

– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

– познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

– трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

 умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

 ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

 трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

– значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;

– некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

– отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);

– ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

– отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

– основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

– основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

– эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

– организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

– применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

– передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

– составлять композиции с учетом замысла;

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

– рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);

– различать теплые и холодные цвета;

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельной творческой деятельности;

– обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

– проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

– проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

– проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.

Целевая ориентация  рабочей программы

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В1-в классе  учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

1. Дополнительная литература.

1. Каменева, Е. Какого цвета радуга / Е. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.

2. Интернет-ресурсы.

1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа :

http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа :

http://www.4stupeni.ru 

3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :

http://www.pedsovet.su

4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :

http://pedsovet.org

5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :

http://festival.1september.ru

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

2. Большая электронная энциклопедия (CD).

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

4. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства:

Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстера. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства:

Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы, С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскина; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино; А. Журавлева. Рисунки к месяцеслову.

5. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Мультимедийная доска.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

3. Шкаф для хранения картин.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по изобразительному искусству

1 –«В» класс УМК «Перспектива» Шпикалова Т. Я.

на 2012-2013 уч.год

Учитель: Невольникова Е.В.

№ урока

Тема урока

Цели и задачи

Планируемые результаты

Вид  контроля

Материально-техническое обеспечение

Дата

знания

умения

УУД

Восхитись красотой нарядной осени (9 ч)

1

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи

Познакомить детей с понятиями: живопись, пейзаж, научить пользоваться приёмом «красочное пятно и линия»

Произведения И.Левитана

Использовать   художественные материалы

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Познавательные:

Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.


Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.


Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Картина «Золотая осень»

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс.

(акварель, гуашь)

2

Твой   осенний   букет.   Декоративная композиция

Познакомить с понятиями: композиция, коллаж, научить пользоваться приемом «печатание» (листьев).

Живописные материалы. Сходство и различие в создании образа осени в произведениях разных видов искусства

Объяснять смысл понятий изобразительное  искусство, живопись, пейзаж, художественный образ.

Выполнять упражнение: наносить кистью красочные пятна акварелью или гуашью.

Текущий

Точность построения изображения Декоративная композиция «Осенний букет»

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс.

(акварель, гуашь)

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы

 Научить применять приём «раздельный мазок» точкой и удлиненный.


Выражать свое

отношение.

Композиция

Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж.

Создавать декоративную композицию «Осенний букет» приемом отпечатка с готовой формы


 

Текущий

Сложность и завершенность сюжета. Рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс.

(акварель, гуашь)

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция

Закрепить умения использовать в своей работе изученные приемы рисования.

Прием раздельного мазка

Кистью и красками наносить удлиненные и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Рисунок.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

Урок- экскурсия

5

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция

Познакомить детей с понятием «натюрморт», научить рисовать натюрморт.

 Натюрморт

Способы организации композиции натюрморта

Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него

Текущий

Точность построения изображения.

Натюрморт

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

6

В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России.

Познакомить детей с понятием «орнамент»,  с элементами травяного орнамента, научить использовать орнамент в своей работе.

Хохлома

Жестово

Объяснять смысл понятий живопись и декоративно-прикладное и народное искусство

Текущий

Точность передачи цвета натюрморта

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

7

Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы

Познакомить с понятием « ритм», декоративно – прикладное искусство, учить использовать приемы росписи в своих работах.

Народный мастер – хранитель древних традиций кистевого письма

Узнавать основные элементы татарского национального орнамента

Текущий

Творческое осмысление задания.

Орнамент

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

8

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Коллективный проект

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта

Текущий

Творческое осмысление задания.

Проект

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

Любуйся узорами красавицы зимы ( 6 ч.)

9

О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России.

Познакомить с каргопольским  узором, учить  рисовать элементы  каргопольского узора.

Произведения народных мастеров из

Каргополя игрушечников И. и Е. Дружининых и зодчих 17 века


Произведения народных мастеров из

Каргополя игрушечников И. и Е. Дружининых и зодчих 17 века Приемы лепки из целого куска

Рассматривать изображения

знаков солнца,

земли, зерен, находить знаки-символы.

Повторять элементы каргопольского узора.


Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Узор

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

10

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка.

Учить лепить из глины.

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Лепка.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (лина, пластилин)

11

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж  в графике.

Познакомить детей с понятием «графика», учить рисовать с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей.

Зимняя природа в произведениях И.Шишкина, И.Билибина, С.Никиреева, П.А.Вяземского

Графические приемы

Рассматривать порядок и приемы лепки каргопольской игрушки из целого куска глины, пластилина

Текущий

Творческое осмысление задания.

Графический рисунок.

Урок – экскурсия.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

12

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике.

Научить выполнять рисунок в графической технике.

Зимняя природа в произведениях И.Шишкина, И.Билибина, С.Никиреева, П.А.Вяземского

Объяснять смысл понятия графика.

Сравнивать произведения разных художников-графиков, находить сходство и различие в изображении зимней природы

Текущий

Сложность и завершенность сюжета.

Графический рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

13

Белоснежные узоры. Вологодские кружева

Познакомить с понятием «симметрия», с особенностями композиции кружевных узоров.

Графические приемы

Использовать приемы рисования белой линией на черном и черной линией на белом

Текущий

Творческое осмысление задания.

Рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

14

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

Учить рисовать декоративную композицию из новогодних игрушек, закреплять умение использовать известные художественные приемы.

Кружевные изделия народного мастера В.Ельфиной из Вологды

Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм

Рисовать свой белый кружевной узор на цветной бумаге

Текущий

Творческое осмысление задания.

Рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

15

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Понятие ближе – больше, дальше – меньше, загораживание

Определять место игрушек в композиции, расположение их в изображении на плоскости.

Решать,  какие предметы войдут в собственную композицию и как их расположить, чередовать

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Проект

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

Радуйся многоцветью весны и лета ( 18ч.)

16

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

Познакомить с произведениями художников и народных мастеров, продолжать учить применять  в своих работах известные художественные приемы.

Традиции празднования Нового года и рождества в семье и в школе

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта

Текущий

Творческое осмысление задания.

Графический рисунок.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

17

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

Познакомить с понятием «сюжет», продолжать учить применять  в своих работах известные художественные приемы.

Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и горизонтальных линий в декоративной композиции

Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Рисунок «Зимние забавы»

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

18

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

Познакомить с произведениями художников и народного мастера, учить применять  в своих работах известные художественные приемы.

Особенности композиции сюжетно-тематической картины

Объяснить смысл понятия сюжет.

Изображать человека в движении согласно замыслу

Текущий

Творческое осмысление задания.

Рисунок богатыря.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

19

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка.

Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить рисовать элементы дымковского узора.

Многообразие особенности форм дымковской игрушки

Лепить дымковскую игрушку приемами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Рисунок дымковской игрушки.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

20

6.02

Дымковская глиняная игрушка.

Учить лепить дымковскую игрушку.

Техника аппликации

Рисовать по-своему наряд девицы-красавицы или выполнить в технике аппликации

Текущий

Творческое осмысление задания.

Лепка.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

21



20.02

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

Познакомить с произведениями художников, рассмотреть женский народный костюм, элементы узора.

Разница в изображении и природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии ее движение

Текущий

Точность построения изображения Рисунок.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

22


27.02

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

Познакомить с произведениями художников, учить применять  в своих работах известные художественные приемы.

Особенности изображения весны в живописном пейзаже и декоративной композиции

Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги

Текущий

Творческое осмысление задания.

Рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

23



6.03

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.

Познакомить с произведениями художников, учить применять  в своих работах известные художественные приемы.

Особенности отображения образа дерева в разных видах искусства

Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства

Текущий

Творческое осмысление задания.

Декоративная композиция.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

24



13.03

«У Лукоморья дуб зеленый …». Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве.

Учить применять  в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Картины В.Васнецова, М.Миклашевского, Н.Кузьмина, создававших в своем творчестве образ любимого сказочного героя - коня

Выбирать согласно замыслу произведения художественные выразительные средства и материалы, приемы лепки и декорирования готового изделия.

Рисовать сказочную

композицию «Конь-огонь»

Рисунок «Сказочное дерево»

Урок – экскурсия.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

25


20.03

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.

Учить применять  в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Теплые и холодные цвета, основные и составные цвета

Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги.

Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), теплые и холодные.

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Рисунок  «Конь – огонь»

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

26

3.04

Герои русских народных сказок.

Смешение цветов

Эмоциональные возможности цвета

Способы получения разнообразных неярких и чистых оттенков цвета

Исследовать возможности цвета: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета.

Решать, из каких весенних цветов составить собственную композицию на заданную тему, в каком жанре (пейзажа или натюрморта) ее выполнить

Текущий

Творческое осмысление задания

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

27

В царстве радуги- дуги. Основные цвета.

Учить применять  в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Проникновенное восприятие пейзажа в действительности и в произведениях искусства. Пейзаж художников родного края

Рисовать композицию на тему «Какого цвета страна родная?» в виде пейзажа.

Передавать цветом свое видение родной природы в весеннее или летнее время года.

Выражать в творческой работе свое отношение к образу родной земли

Текущий

Точность передачи цвета натюрморта.

Рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

28

Составные цвета в живописи.

Познакомить с основными и дополнительными цветами, учить применять на практике разные цвета.

Виды искусства

Жанры

Приемы работы

Художественные материалы, инструменты

Средства выразительности

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта

Текущий

Творческое осмысление задания.

Рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

29

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.

Учить применять  в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

Традиции празднования Нового года и рождества в семье и в школе

Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Композиция из весенних цветов.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

30

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

Познакомить с произведениями художников, учить передавать красками свое видение родной природы.

Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и горизонтальных линий в декоративной композиции

Анализировать постройки по размеру по составу объемов, по материалу, цвету

Рисунок

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

31

Мои любимые уголки в родном краю. Сюжетная композиция

Особенности композиции сюжетно-тематической картины

Объяснить смысл понятия сюжет.

Изображать человека в движении согласно замыслу

Текущий

Сложность и завершенность сюжета

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

32

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учить создавть коллективную работу, работать в группах.

Элементы вооружений и одежды русских богатырей

Рисовать по памяти, по представлению русского воина и богатыря, украшать его шлем и щит орнаментом

Текущий

Творческое осмысление задания.

Проект

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

33

Изовикторина

Закрепить знания детей по изученным темам.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс. (акварель, гуашь)

ИЗО

2 четверть

10

В гостях у народной мастерицы У.Бабкиной. Русская глиняная игрушка.

11

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж  в графике.

12

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике.

13

Белоснежные узоры. Вологодские кружева

14

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

15

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

Радуйся многоцветью весны и лета ( 18ч.)

16

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

17

Зимние забавы. Сюжетная композиция.

18

Защитники земли Русской. Образ богатыря.

19

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка.

20

Дымковская глиняная игрушка.

21

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

22

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

23

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.

24

«У Лукоморья дуб зеленый …». Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве.

25

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.

26

Герои русских народных сказок.

27

В царстве радуги- дуги. Основные цвета.

28

Составные цвета в живописи.

29

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.

30

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

31

Мои любимые уголки в родном краю. Сюжетная композиция

32

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.

33

Изовикторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к календарно -тематическому планированию по системе Л.В.Занкову

Календарно -  тематическое планирование составлено по литературным источникам:1.Жиренко О. Е. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 1 класс, М.: ВАКО, 2008.2.Нечаев...

пояснительная записка к календарно-тематическому планированию для 3 класса КОУ 8 вида

Программа разработана на основе рекомендуемых министерством программ под редакцией В.В. Воронковой...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013 учебный год

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Литературное чтение. Уроки слушания» 1 класс на 20012-20013учебный год...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Математика» (1 класс) на 20012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Математика» (1 класс) на  20012-20013 учебный год....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013 учебный год.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к учебному курсу «Обучение грамоте. Чтение» (1 класс) на 2012-20013учебный год....

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013 учебный год.Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1, 2, 3, 4.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию к курсу «Обучение грамоте. Уроки грамматики и правописания» 1 класс на 2012-2013учебный год.  Учебник: Федосова Н.А. Прописи № 1...

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по русскому языку (1 класс) на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка  к календарно-тематическому планированию по русскому языку (1 класс) на 2012-2013 учебный год ...