Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Кирилина Ольга Николаевна

рабочая программа по ИЗО для 1 класса  (Савенкова Л.Г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 362

Московского района Санкт-Петербурга

«Принято»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Педагогический совет ГБОУ школы

№ 362

Протокол № ____

От__ ________2013г.

Заместитель

директора по УВР ГБОУ школы № 362

____________________  

_____________ ______

____  ___________2013 г.

Директор ГБОУ школы № 362

_________________

Серова Т.Н.

«____»___________2013 г.

Приказ № __  от  ___ _____2013г.

Рабочая программа

 по искусству (ИЗО)

для 1 б класса

                                     Срок реализации программы:  2013 – 2014 учебный год.

                                     Автор -  разработчик    Кирилина О.Н.

Санкт-Петербург

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ  к комплекту учебников «Начальная  школа ХХI  века» - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2011). Программа  соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам  начального  общего  образования по образовательной  области «Искусство»

Цели обучения

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные  задачи:

  • учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Общая характеристика учебного предмета

Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, разрабатываемые в Институте художественного образования Российской академии образования, передовой опыт педагогов-исследователей, внедряющих в практику инновационные интегрированные направления работы, а также изменение культурного пространства России, появление1 новых произведений, имён, тенденций в искусстве.

Интеграционный  подход предполагает привлечение на занятиях по изобразительному искусству сведений из разных школьных дисциплин, которые помогут раскрыть рассматриваемое явление таким образом, чтобы у детей сложилось наиболее полное знание и представление о нём. Предлагаемая учащимся информация должна опираться па их психические особенности, интересы, память, ранее полученные знания из различных источников. Это, с одной стороны, помогает детям создавать свои художественные образы на основе ассоциаций с разными видами искусства, ближайшим окружением, природой и миром вообще. С другой стороны, такой подход направлен на формирование общих представлений о гармонии мира и жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его частью.

Программа основывается на предметно-пространственном изучении изобразительного искусства. Пространство и предметное окружение человека – это природа, произведения искусства, предметы быта, вещи, архитектура. Приобщение школьников к самостоятельной, осознанной деятельности, направленной на создание художественно организованного пространства рассматривается как процесс, объединяющий законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного искусства. Создание художественно организованного пространства поможет детям научиться преобразовать внутреннее пространство помещения и внешнее окружение человека, исходя из его индивидуальных потребностей и интересов, т.е. создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку и определенной среде, подготовят школьников к самостоятельному созданию собственного окружения в полной гармонии со своим характером и интересами.

Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

 

Место предмета в базисном учебном плане

В 1 классе на изучение курса «Изобразительное искусство» отводится 33 часа (1 час в неделю).  

Планируемые результаты изучения курса

    личностные результаты:

  • - в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры;  эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • - в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;

     метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе  проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;

      предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются: 

- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);

- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру  других народов;

- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;

- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства;  умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.

                                Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к  произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.

Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием  музейной педагогики и т.п.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны

называть:

- художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, пастель, кисть);

-основные цвета;

- 2-3  произведения известных художников.

различать:

- теплые и холодные цвета;

- формы линий;

- узор и орнамент;

- изделия народных художественных промыслов.

решать учебные и практические задачи:

- выбирать горизонтальное и вертикальное положение листа;

- правильно выбирать величину изображения;

- работать акварельными красками и выбирать кисть;

- работать карандашом, проводить линии разной формы;

- составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур;

- составлять иллюстрации;

- использовать знакомые термины при описании художественных произведений или работ учащихся.

Содержание программы

В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа.

Приёмы работы с гуашевыми и акварельными красками, кистью, тряпочкой. Освоение порядка расположения красок на палитре. Набор краски на кисть. Смешение красок, получение нужной консистенции. Разнообразие движений при работе с кистью; работа концом кисти и её корпусом. Смешение цвета: тёплые и холодные цвета. Приёмы работы цветными мелками: концом и плашмя.

Освоение поверхности листа. Перемещение плоских силуэтов на листе бумаги для достижения гармоничной, зрительно уравновешенной композиции.

Линейный ритм и ритм светотени.

Изучение фигуры человека и животного (проволочная, плоская подвижная модели, магнитная доска).

Отрывная аппликация.

Приёмы работы с глиной и пластилином (демонстрационный скульптурный станок). Лепка по принципу наращивания формы и удаления лишнего; декоративная лепка: составление из частей.

Жанры изобразительного искусства.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

       Характеристика деятельности учащихся

(УУД)

Стр. учеб-ника

и тетра-ди

Доп.

материал

Вид конт-роля

1

Кто такой художник? Освоение техники работы кистью и красками

Познавательные: общеучебные - восприятие изобразительного искусства как диалога художника и зрителя; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в них; умение пользоваться знаками, символами, приведенными в учебнике, тетради; формулирование ответов на вопросы учителя; выполнение работы согласно памятке и правилам работы на уроке изобразительного искусства и обращения с художественными материалами; логические - осуществление поиска необходимой информации (из материалов учебника, рабочей тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыв о готовом рисунке; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли; взаимодействовать с учителем; слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.

Личностные: овладевают способностью к творческому развитию; эмоционально-ценностно относятся к природе и искусству; проявляют интерес к предмету

текущий

2 -3

Чем работает художник. Экскурсия в мастерскую художника.

Знакомство с палитрой.

4

Как появилось изобразительное искусство. Чем и как рисовали люди.

Иллю-стра-ции

текущий

5

Работа на плоскости. Звуки и тишина в красках.

Познавательные: общеучебные - восприятие изобразительного искусства как диалогах художника и зрителя; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя;

Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение при оценке произведений искусства.

Личностные: проявляют интерес и желание творить, фантазировать; стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию рисунка; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и природе

Те-ку

щий

6

Гуашь. Работа на плоскости. «Волшебная палитра».

Те-ку-щий

7

Инструменты художника. Работа на плоскости. «Картина-фантазия».

Те-ку-

щий

8

Заочная экскурсия в музей.

9

Времена года. Теплые и холодные цвета. «Музыка в красках».

Аль-бом

П.И. Чай-ковского

Теку-

щий

10

Виды изобразительного искусства.

11

Художник-живописец. Художник-график.    

Первые представления о композиции

Познавательные: общеучебные - извлечение информации из дополнительной литературы, рисунков; выполнение работы на основе алгоритма; логические — владение основами смыслового чтения дляподготовки сообщения (рассказа); сравнение продукта трудаи изображения на рисунке; осуществление анализа скульптуры; постановка и решение проблемы - поиск ответов на вопросы, как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь управлять своими эмоциями и учебными действиями. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективной учебной деятельности; полно и точно выражать свои мысли; строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему мнению.

Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; выражают эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного и музыкального искусства

Реп-ро-дук-ции

и иллюстра-ции

Теку

щий

12

Фломастеры.

«Рисуем ветер штрихами».

13

Придумываем, сочиняем, творим. «Сказочные герои».

14

Идем в музей.

Художник-

скульптор.

Скульптура

в музее и вокруг нас.

15

Лепка рельефа «Собака».

Те-ку-

щий

16

Времена года.

Основные и составные цвета. Понятие оттенка.

«Разноцветное мороженое»

Те-ку-щий

17

Освоение техники бумажной пластики.

Аппликация «Дерево».

Теку-

щий

18

Художник-

архитектор.

Конструирование замкнутого пространства.

Теку-

щий

19

Художник-

прикладник. Коллективная работа «Предметы народного быта».

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о декоративно-прикладном искусстве; владение практическими умениями в восприятии произведений пластических искусств и в живописном виде художественной деятельности (рисунок - дымковская игрушка); формулирование ответов на вопросы учителя; логические -анализ признаков дымковской игрушки, сравнение их с признаками пейзажа; на основе синтеза признаков жанра определение принадлежности жанра произведению изобразительного искусства; постановка и решение проблем - самостоятельное решение учебно-художественной задачи при передаче образа формы и цвета игрушки; формулирование проблемы («Как красота выражена в картине художника?»). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями, при организации рабочего места, при составлении композиции, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения рисунка в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра; дополнять.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в диалоговых, групповых и коллективных учебных и художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат, согласовывать усилия по решению учебной задачи, учитывать позиции своих партнеров по общению и деятельности); полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях по результатам наблюдений, об отношении к рассматриваемым произведениям искусства.

Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания; выражают эмоционально-ценностное отношение к искусству

Те-ку-щий

20

Делаем игрушки сами. Народные игрушки из ниток.

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме об особенностях художественно-творческой деятельности; логические — осуществление качественной характеристики объекта, анализ признаков игрушки; постановка и решение проблем - создание игрушки по представлению.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять взаимоконтроль при организации рабочего места, по соблюдению правил работы и использования художественных материалов; оценивать правильность выполнения игрушки в жанре на уровне ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям учебной задачи и признакам жанра.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, планировать общие способы работы, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Личностные: рефлексируют свои действия

Те-ку-щий

21

Какие бывают картины? Пейзаж

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о произведениях искусства; рисование  с использованием графических материалов; ориентирование на разнообразие способов решения задач; логические —анализ произведений живописи; владение основами смыслового чтения художественных произведений, прослушивания песен и мелодий.

Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность; осознавать ответственность за выполнение учебных действий, заданий, практической работы. Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; составлять небольшие монологические высказывания.

Личностные: воспринимают красоту художественного изображения, родную природу, произведения искусства и проявляют к ним эмоциональное отношение

Реп-ро-дук-ции

Те-ку-щий

22

Какие бывают картины: портрет. Портрет близкого человека.

Репро-дук-ции

Теку-щий

23

Какие бывают картины: натюрморт. Аппликация «Бабочка».

Репро-дук-ции

Теку-щий

24

Идем в музей. Жанры изобразительного искусства.

Познавательные :общеучебные — осуществление поиска необходимой информации в дополнительной литературе; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме о жанрах изобразительного искусства; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - умение различать средства художественной выразительности; осуществление анализа, сравнения; группировки жанров изобразительного искусства; умение представлять и объяснять их.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее выполнение; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, обмениваться мнениями; вступать в коллективное учебное сотрудничество;

активно слушать учителя, одноклассников.

Личностные: выражают своё отношение к увиденному; эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; ориентируются на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира

25

Художник-иллюстратор.

«Иллюстрация к любимой сказке».

Познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественно-поэтических произведений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме об особенностях декоративно-прикладного искусства; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - на основе синтеза признаков жанра определение жанровой принадлежности произведения изобразительного искусства; сравнение произведений искусства, узоров в зависимости от величины посуды; постановка и решение проблем — формулирование проблемы: рисование иллюстрации к сказке (по преставлению); сочинение сказки в картинках; самостоятельное создание способов решения проблемы; экспериментирование с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее выполнение; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, выслушивать мнения своих товарищей, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Личностные: сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства

Те-ку-щий

26

Природа - великий художник. Картины из природного материала.

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной форме

о произведениях искусства; грамотное и ясное выражение своей мысли; познание окружающего мира с помощью наблюдения; воспроизведение

по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи; презентация подготовленных работ; логические -

анализ особенностей строения

листьев с выделением существенных признаков; сравнение объектов, выявление сходства и различия; постановка и решение проблемы — формулирование проблемы и самостоятельный поиск путей ее

решения (как достигнуть желаемого результата, лучше выполнить работу, избежать причин, слабостей, которые могут привести к неудаче).

Регулятивные: осознавать

ответственность за выполнение

учебных действий, заданий,

практической работы; анализировать собственную работу; тем или иным учебным действием; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями; вступать в коллективное сотрудничество, интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.

Личностные: эстетически воспринимают красоту окружающей природы, подводного мира, художественного изображения; проявляют интерес к учебному материалу

Те-ку-щий

27

Акварель. «Подснежник».

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выполнение работы согласно алгоритму и правил работы на уроке ИЗО; логические -осуществление анализа, сравнения выполненных работ. Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному действию

Те-ку-щий

28

Сказка с помощью линии.

29

Рисование животных из клякс.

Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выполнение работы согласно алгоритму и правил работы на уроке ИЗО; логические -осуществление анализа, сравнения выполненных работ. Регулятивные: принимать учебную задачу и планировать ее выполнение. Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями; вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному действию

Те-ку-щий

30

Лепим животных.

Иллю-стра-ции

Текущий

31

Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения

Текущий

32

Разноцветный мир природы. «Радуга».

Познавательные: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации о пейзаже, истории возникновения жанра, иллюстраций по теме; грамотное и ясное выражение своей мысли; постановка и решение проблем -формулирование комментариев хода (этапов) решения проблемного задания («Что позволило добиться поставленных перед собой целей?»); логические - анализ иллюстраций, выделение жанровых признаков.

Регулятивные: анализировать собственную деятельность на уроке («Какие потенциальные способности во мне сегодня раскрыты?») и определять свои ценности, какие дороги ведут к ним, какие препятствия стоят на пути; оценивать работу коллектива, класса. Коммуникативные: уметь описывать картину, используя выразительные средства языка; составлять небольшие монологические высказывания, интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели. Личностные: обладают способностью к творческому развитию; позиционируют себя как личность

Те-кущий

33

Резервный урок

Рисунок на тему «Летнее солнышко».

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...