Рабочая программа по изобразительному искусству (3 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Тудупова Жаргалма Чимитцыреновна

Рабочая программа по изобразительному искусству (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo-_3_klass_1.doc599 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;

- Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;

 - Закона Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. №221-XII«О языках народов Республики Бурятия» (с изменениями и дополнениями);

- Федерального  государственного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., рег. номер 17785);

- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №373 (зарегистрирован в Минюсте России 04 февраля 2011 г., рег. номер 19707);

- приказа Минобрнауки России от 31 декабря  2015 г № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936);

- приказа МОиН РБ от 26.06.2015 г № 02-16/2100 «Об опубликовании примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования и организации преподавания бурятского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия»;

- федеральных перечней учебников на 2016/2017 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 (ред. от 08.06.2015) с изменениями на 26 января 2016 года  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);

- СанПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., рег.номер 19983)

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования протокол №1/15 от 08 апреля 2015 г;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»;

- Устава МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа», утверждённого постановлением администрации МО «Курумканский район»  №374 от 11 мая 2012 г

  Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

    Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

    Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Приоритетными видом и формой контроля является выполненные работы учащихся. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Общая характеристика учебного предмета

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

    Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

    При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функции: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; Конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

    Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

    Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

    Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

    Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

    Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

        Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

    Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

        Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

    Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

        Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

      Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

    Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, в неделю – 1 ч

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и  целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной  форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми,связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

•    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

•   уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

•   понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

•    сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

•   сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

•   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

•   умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

•   умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•   овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

•   формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

•    овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

•   использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

•   умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

•   умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

•   осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

•   сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•   сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

•   овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

•   овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

•   знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

•   знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

•    понимание образной природы искусства;

•   эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

•   способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

•   умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

•    усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

•   умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

•   способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

•    способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•   умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

•    освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

•    овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

•   умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

•   умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

•   изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

•   способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

•   умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • Воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • Оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • Применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Система оценки достижений планируемых результатов учебного предмета

   Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.

   Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:

     1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;

     2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;

     3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;

     4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

     5) использование критериальной системы оценивания;

     6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;

     7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Оценка уровня знаний учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).

    Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

    Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.

    Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.

Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.

    Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, каждый из которых оценивается в 1 балл:

    • Соответствие теме задания.

    • Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).

    • Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).

    • Аккуратность исполнения.

    • Презентация своей работы, способность описать процесс, технологию исполнения.

    Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:

    • Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.

    • Разнообразие источников информации.

    • Выразительный устный рассказ.

    • Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.

    • Подробные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.

Основное содержание курса (35 ч)

Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)

    Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки

   Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома

   Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок

   Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме

   Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки

   Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка

   Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

   В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (6 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков

   Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары

   Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды

   Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Фонари на улицах и в парках

   Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов

   Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Транспорт в городе

   В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

   Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (12 ч)

   В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски

   Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре

   Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол

   Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес

   Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Афиша, плакат

   Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк

   Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

   Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

Музеи в жизни города

   Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях

   Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж

   Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж. Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

   Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

   Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра

   Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)


Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству

№ п/

п

Тема урока

Виды деятельности учащихся

Сроки

План

Факт

1. Искусство в твоем доме (8 ч.)

1

Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мои впечатления о лете”

 

Проводить наблюдения, оформлять результаты.

Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.  

Уметь слушать учителя, задавать вопросы с целью уточнения информации.

Формирование социальной роли ученика

06.09

2

Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.

Знание образцов игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели.

Умение преобразиться в мастера. Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки.

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Умение находить нужную информацию.

13.09.

3

Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги.

Умение изобразить посуду по своему образцу.

Работать совместно с учителем  по составленному плану

Понимать и объяснять единство материала. Коммуникативные:

Уметь слушать и вступать в диалог.

20.09.

4

Мамин платок.  Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка  «Платок для своей мамы»

Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка.

   

 27.09.

5

Обои и шторы у тебя дома

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рисование с помощью трафарета.

 Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.

Умение радоваться успехам одноклассников.

  04.10

6

Иллюстрация твоей книжки. Иллюстрирование русских народных потешек.

Понимать роль художника и Братьев – Мастеров   в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации.  Знание художников, выполняющих иллюстрации.

Овладевать основами графики. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.

Учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Овладеть навыками коллективной работы.

11.10

7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

Познакомить с видами графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике)

Научить выполнить простую графическую работу. Работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике

Понимать роль художника и Братьев – Мастеров   в создании форм открыток изображений на них.

Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

18.10.

8

Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.

 Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников, экскурсоводов.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы

Высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты.

 Уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Эстетически оценивать работы сверстников.

25.10

2. Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

9

Памятники архитектуры

 Изображение на листе бумаги проекта красивого здания.

 Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея

Умение видеть красоту труда и творчества.. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

08.11

10

Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.

Познакомить с умением изобразить парк или сквер. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

15.11.

11

Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.

Закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла.

Научатся   конструировать  из бумаги ажурные решетки.

Уметь выражать свои мысли.

 22.11

12

Волшебные фонари. Изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки.

 

Познакомить с изготовлением проекта фонаря при помощи туши и палочки.

Отмечать особенности формы и украшений.

Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности

29.11

13

Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Познакомить с изготовлением плоского эскиза витрины способом аппликации.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

06.12.

14

Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки.

 

Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями.

Умение изобразить разные виды транспорта.

Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения

13.12

 15

Труд художника на улицах твоего города. Изготовление проекта улицы города.

 Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

Овладеть приемами коллективной творческой деятельности

Формулировать собственное мнение.

Соблюдать правила безопасной работы  с инструментами

20.12

3. Художник и зрелище (10 ч.)

16

Художник в цирке.

  Изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.Учить изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные.  Учить изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные

Научатся понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре.

Уметь слушать учителя, задавать вопросы   Учить изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные

 27.12

17

Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы

 Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

17.01.

18

Театральные маски. Изготовление эскиза маски

Научить конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

Соблюдают правила безопасности труда и личной гигиены.

24.01

19

Театр кукол. Изготовление головы куклы

Осваивать технологию   создания театральных кукол из различных материалов.

Овладевать навыками коллективного художественного творчес

Самостоятельно выполнять работу, ориентируясь на информацию в учебнике самостоятельно выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с его назначением

 

31.01

20

Театр кукол. Изготовление костюма куклы

  Дать умение создать театральных кукол из различных материалов.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества

выполнять изделие на основе материала учебника.

 Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории.

07.02

21

Художник в театре. Изготовление эскиза декораций

Познакомить с изготовлением эскиза декораций

Знание устройства театра. Знание театральных художников.

выполнять изделие на основе материала учебника.

Умение видеть красоту труда и творчества.

14.02

22

Художник в театре. Изготовление макетов декораций.

 Познакомить с  изготовлением макетов декораций

 Выполнять изделие на основе материала учебника.

 Умение анализировать отличие театра от кинотеатра.

21.02

23

Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.

 Дать представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы

.Мотивация к работе руками, усидчивость, старание

28.02

24

Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.

.

 Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе  

Узнают  элементы праздничного оформления,

Научатся    передавать настроение в творческой работе.

Фантазировать, как можно украсить город к празднику  

 

 

07.03.

25

Место художника в зрелищных искусствах.

Школьный карнавал. Обобщение темы

 

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Уметь презентовать свою работу

Положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельности

14.03.

4. Художник и музей (9 ч.)

26

Музей в жизни города Изготовление проекта интерьера музея.

 Дать знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций.  Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.

Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

По заданным критериям оценивать работы одноклассников

21.03.

27

Картина-натюрморт Изображение предметов объемной формы.

Умение изобразить пейзаж по представлению.

Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи.

 

28.03.

28

Рисование натюрморта.

Осваивать технику изображения предметов объемной формы. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.

Анализировать, изделие, составлять план, контролировать качество своей работы.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

04.04.

29

Рисование пейзажа.

   

Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.

Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства

Ориентируются на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности

11.04.

30

Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета.

Дать умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Иметь представление о жанре портрета

Рассказывать об изображенном на картине человеке.

18.04.

31

Картины исторические и бытовые. Рисование на тему” Мы играем”.

Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей.

Развитие композиционных навыков.

Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах.

Освоение навыков изображения в смешанной технике.

25.04.

32

Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.

 Сопоставить изображение на плоскости и объемное.

Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.

Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

02.05

  33

Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ

.

 Рассказать о древних архитектурных памятниках.  Учиться изображать соборы и церкви.

Закрепление работы графическими материалами.

Знание правил работы с пастель и восковыми мелками

16.05

34

Художественная выставка. Обобщение темы

Знать   крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.

Организовать выставку детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Провести экскурсии по выставке детских работ.

23.05

Итого:

34 ч

                                       

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

 МБОУ «Дыренская СОШ» работает в одну смену в режиме шестидневной недели. Школа укомплектована  компьютерной техникой и интерактивным оборудованием. В образовательном учреждении установлена локальная сеть и сеть Интернет. У ОУ есть свой сайт. Ведутся электронные журналы. Для организации учебно – воспитательного процесса в школе имеются спортивный зал, столовая, учебные мастерские, кабинет музыки, библиотека, музей, медицинский кабинет. Учебно - методическое и информационное обеспечение реализации ООПНОО направлено на обеспечение постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ООП, планируемых результатов организации образовательного процесса и условий его осуществления. К УМК по предметам имеются программы и стандарты НОО. Все учащиеся  начальной школы  обеспечены бесплатными учебниками по основным предметам с электронным приложением. Рабочие тетради,  тетради с проверочными и  с контрольными работами  приобретают родители. Библиотека  укомплектована  фондом дополнительной литературы (детская художественная литература, научно – популярная литература, справочно – библиографические и периодические издания).

Учебно-методическое обеспечение

Учебники

Автор, название

Год издания

Класс

Наличие электронного приложения

1

Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учеб, для 3 кл. нач. шк.  / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред.  Б. М.Неменского. – 8-е изд. -  М: Просвещение, 2013.

2013

3 класс

Учебно-методические пособия

Автор, название

Год издания

Класс

Наличие электронного приложения

1

Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. // Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы.  – М.: Просвещение, 2011//, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание.

2011

1-4 классы

2

«Изобразительное искусство, 3 класс: поурочные планы» по учебнику Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских (под ред. Б.М. Неменского). – Волгоград: Учитель, 2014.

Электронные образовательные ресурсы

Автор, название

Год издания

Класс

1

http://www.proshkolu.ru

http://pedsovet.org

http://www.k-yroky.ru/load/73-1-0-5219

http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html

3 класс

2

Электронное приложение к учебнику «Технология»3 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина. Ольга Алексеевна Петрова. М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева

2014

3 класс

                                                                                              Материально-техническое обеспечение

Учебное оборудование

Название учебного оборудования

Количество

Класс

1

Репродукции картин.

2

Книги по декоративно – прикладному искусству.

3

Демонстрационные таблицы по темам урока

Компьютерная техника и интерактивное оборудование

Название учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется оборудование

Класс

1

Интерактивная доска

2

Мультимедийный проектор

3

Компьютер

4

Ноутбук

5

Принтер, сканер, ксерокс

6

Компьютерный стол.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...