Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Хилько Оксана Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству (1 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_1_klass.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» п.Пурпе Пуровского района

Рабочая программа

по учебному предмету Изобразительное искусство

для 1 класса

на 2018-2019 учебный год

Учитель Хилько Оксана Александровна

Пояснительная записка

                Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе следующих документов и материалов:

  •     Примерной  программы по учебному предмету;
  •    Рабочей программы по изобразительному искусству для 1-4 классов (авторы Б.М. Неменский, Л.А. Неменская и др.).

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. 

- в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­ прикладное искусство. Истоки декоративно­ прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тема первого года обучения: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

Дата

Тема урока

Кол-во

час

Планируемые

результаты

Вид контроля, инструментарий

1

05.09

Изображения всюду вокруг нас.

Урок – наблюдение. Отмена урока, приказ от 01.09.2017 г. № 202.

1

Создавать простые композиции на заданную тему.

Индивидуальный, с.9

2

12.09

Мастер Изображения учит видеть. 

Урок – наблюдение. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202.

1

Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости.

Коллективный, с.14-15

3

19.09

Изображать можно пятном.

Урок-фантазия. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202.

1

Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости.

Индивидуальный, с.21

4

26.09

Изображать можно в объеме.

Урок-фантазия. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202

1

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы.

Индивидуальный, с.27

5

03.10

Изображать можно линией. 

Урок-фантазия. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202.

1

Использовать выразительные средства изобразительного искусства: линию для воплощения собственного художественно-творческого замысла.

Индивидуальный, с.29

6

10.10

Разноцветные краски. 

Урок – выставка. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202.

1

Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Индивидуальный, с.33

7

17.10

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). 

Урок - викторина. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202.

1

Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния.

Коллективный, с.36-41

8

24.10

Художники и зрители (обобщение темы). 

Урок открытых мыслей. Отмена урока, приказ от 01.09.2018 г. № 202.

1

Видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины).

Коллективный, с.34-35

9

07.11

Мир полон украшений. 

Урок – наблюдение.

1

Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий.

Индивидуальный, РТ, с.20-21

10

14.11

Цветы.

1

Создавать простые композиции на заданную тему.

Коллективный, с.49

11

21.11

Красоту нужно уметь замечать.  

1

Использовать декоративные элементы для украшения своих изделий.

Коллективный, с.44

12

28.11

Узоры на крыльях.

Ритм пятен.

1

Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий.

Индивидуальный, с.53

13

05.12

Красивые рыбы.

Монотипия.

1

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы.

Индивидуальный, с.55

14

12.12

Украшение птиц.

Объёмная аппликация.

1

Использовать выразительные средства изобразительного искусства:  ритм, линию для воплощения собственного художественно-творческого замысла.

Индивидуальный, с.57

15

19.12

Узоры, которые создали люди.

1

Использовать выразительные средства изобразительного искусства:  ритм, линию для воплощения собственного художественно-творческого замысла.

Индивидуальный, с.61

16

26.12

Как украшает себя человек.

1

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека.

Коллективный, с.60

17

16.01

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

1

Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании.

Индивидуальный, с.61

18

23.01

Постройки в нашей жизни.

1

Создавать простые композиции на заданную тему в пространстве.

Индивидуальный, с.65

19

20

30.01

06.02

Дома бывают разными.

2

Создавать простые композиции на заданную тему на плоскости.

Индивидуальный, с.73

21

22

20.02

27.02

Домики, которые построила природа.

2

Использовать выразительные средства изобразительного искусства:  форму, объём; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла.

Индивидуальный, с.77

23

24

06.03

13.03

Дом снаружи и внутри.

2

 Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы.

Индивидуальный, с.79

25

20.03

Строим город.

1

Наблюдать и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы.

Коллективный, с.83

26

03.04

Все имеет свое строение.

1

Использовать декоративные элементы  для украшения своих изделий и предметов быта.

Индивидуальный, с.85

27

10.04

Строим вещи.

1

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы.

Индивидуальный, с.87

28

17.04

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

1

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы.

Индивидуальный, РТ, с.32-33

29

24.04

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1

Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура).

Коллективный, с.93

30

08.05

«Праздник весны».

Праздник птиц.

0,5

Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании.

Коллективный, с.95

31

08.05

Разноцветные жуки.

0,5

Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании.

Индивидуальный, с.97

32

15.05

Сказочная страна.

1

Использовать простые формы для создания выразительных образов в художественном конструировании.

Коллективный, с.99

33

22.05

Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

1

Создавать простые композиции на заданную тему.

Коллективный, с.100-101


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...