Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы Л. А. Неменская , Б. М. Неменский, Н. А Горяева, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», 2015г. (учебно – методический комплект «Школа России»).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 110 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы Л. А. Неменская , Б. М. Неменский, Н. А Горяева, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», 2015г. (учебно – методический комплект «Школа России»).
Рабочая программа ориентирована на использование:
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 1 класс. М. – Просвещение, 2015 год
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя Мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. М. – Просвещение, 2016 год
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно -эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Характеристика видов деятельности учащихся, направленных на достижение результата
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог).
Основы художественного языка.
Композиция (понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания).
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками.
Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера.
Пропорции фигуры человека и тел животных.
Воображаем и фантазируем.
Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки, мифы). Художественное воображение и художественная фантазия. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике (В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, Т.А. Маврина и др.). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выполнение заданий на развитие художественно-образного, ассоциативного мышления. Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов. Приобретение опыта переноса образов художественной формы с одного искусства на другое. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспортам и фантазируем
Основы художественного языка.
Композиция (понятия: главное — второстепенное, большое — маленькое, плоскостная декоративная композиция).
Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.
Форма. Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Стилизация форм. Связь формы и характера.
Пропорции. Соотношение целого и частей.
Учимся на традициях своего народа.
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях (А. Г. Венецианов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель). Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.
Основы художественного языка.
Композиция. Знакомство с возможностями композиции (в вертикальном и горизонтальном формате). Равновесие в композиции. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции.
Ритм в орнаменте.
Цвет. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве.
Объем. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.
Приобщаемся к культуре народов мира.
Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Основы художественного языка: композиция, цвет, объем, пропорции, ритм, форма.
Основы художественного языка. Композиция. Общность образа композиции в архитектуре и внешнем виде человека.
Ритм в архитектуре, одежде, орнаменте.
Цвет. Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.
Объем. Использование контраста крупных и мелких, длинных и высоких, округлых и острых форм в объеме.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности учащихся
Темы проектов по предмету:
- «Город, в котором мы живём»
- «Сказочная страна»
Содержание учебного предмета
Название раздела, темы | К-во часов | Краткое содержание |
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения. | 8 часов | Предмет «Изобразительное искусство». Красота и разнообразие окружающего мира. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Знакомство с понятиями «объемные изображения», «объем», «образ» в трехмерном пространстве. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Лепка птиц и зверей. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Выражение настроения в изображении. Художники и зрители. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 8 часов | Беседа «Мир украшений». Отработка навыков работы акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла. Знакомство с понятиями «симметрия», «повтор», «ритм», свободный фантазийный узор». Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. | 11 часов | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты), их формы и конструкции. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Конструкция предмета. Конструирование предметов быта. Проект «Город, в котором мы живём» (коллективная работа). |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 часов | Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников. Экскурсия в природу. Красота природы. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Изображение сказочного мира. |
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Изобразительное искусство»
№ урока | Тема урока | К-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов) | ||||
1 | Изображения всюду вокруг нас. | 1 ч | 05.09 | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 ч | 12.09 | |
3 | Изображать можно пятном. | 1 ч | 19.09 | |
4 | Изображать можно в объеме. | 1 ч | 26.09 | |
5 | Изображать можно линией. | 1 ч | 03.10 | 03.10 |
6 | Разноцветные краски. | 1 ч | 10.10 | |
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). | 1 ч | 17.10 | 24.10 |
8 | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 ч | 24.10 | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) | ||||
9 | Мир полон украшений. | 1 ч | 07.11 | 07.11 |
10 | Цветы. Красоту нужно уметь замечать. | 1 ч | 14.11 | 14.11 |
11 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 ч | 21.11 | 21.11 |
12 | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 ч | 28.11 | 28.11 |
13 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | 1 ч | 05.12 | 05.12 |
14 | Узоры, которые создали люди. | 1 ч | 12.12 | 12.12 |
15 | Как украшает себя человек. | 1 ч | 19.12 | 19.12 |
16 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 ч | 15.01 | 15.01 |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов) | ||||
17 | Постройки в нашей жизни. | 1 ч | 22.01 | 22.01 |
18 | Дома бывают разными. Какие можно придумать дома. | 1 ч | 29.01 | 29.01 |
19 20 | Домики, которые построила природа. | 2 ч | 05.02 12.02 | 05.02 12.02 |
21 | Дом снаружи и внутри. | 1 ч | 26.02 | 19.03 |
22 23 | Строим город. | 2 ч | 05.03 12.03 | 02.04 |
24 | Всё имеет своё строение. | 1 ч | 09.04 | 09.04 |
25 | Строим вещи. Постройка предметов. | 1 ч | 16.04 | 16.04 |
26 | Проект «Город, в котором мы живём» | 1 ч | 23.04 | 23.04 |
27 | Город, в котором мы живём (обобщение темы). | 1 ч | 30.04 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов) | ||||
28 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. | 1 ч | 07.05 | 30.04 |
29 | Праздник весны. Праздник птиц. Итоговая контрольная работа | 1 ч | 14.05 | |
30 | Разноцветные жуки. Урок любования. | 1 ч | 21.05 | 07.05 |
31 | Проект «Сказочная страна». Создание панно. | 1 ч | 14.05 | |
32 | Времена года. Весенний день. | 1 ч | 21.05 | |
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы). | 1 ч | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.
Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....