Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы Л. А. Неменская , Б. М. Неменский, Н. А Горяева, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», 2015г. (учебно – методический комплект «Школа России»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_izo.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы Л. А. Неменская , Б. М. Неменский, Н. А Горяева, «Изобразительное искусство. 1-4 классы», 2015г. (учебно – методический комплект «Школа России»).

Рабочая программа ориентирована на использование:

  1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. 1 класс. М. – Просвещение, 2015 год
  2. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя Мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. М. – Просвещение, 2016 год

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных  результатов.

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно -эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  • в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Характеристика видов деятельности учащихся, направленных на достижение результата

 Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог).

Основы художественного языка.

Композиция (понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания).

Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками.

Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера.

Пропорции фигуры человека и тел животных.

Воображаем и фантазируем.

Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки, мифы). Художественное воображение и художественная фантазия. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике (В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, Т.А. Маврина и др.). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выполнение заданий на развитие художественно-образного, ассоциативного мышления. Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов. Приобретение опыта переноса образов художественной формы с одного искусства на другое. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспортам и фантазируем

Основы художественного языка.

Композиция (понятия: главное — второстепенное, большое — маленькое, плоскостная декоративная композиция).

Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.

Форма. Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Стилизация форм. Связь формы и характера.

Пропорции. Соотношение целого и частей.

Учимся на традициях своего народа.

Значение изобразительного искусства в национальной культуре.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях (А. Г. Венецианов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель). Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.

Основы художественного языка.

Композиция. Знакомство с возможностями композиции (в вертикальном и горизонтальном формате). Равновесие в композиции. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции.

Ритм в орнаменте.

Цвет. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве.

Объем. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.

Приобщаемся к культуре народов мира.

Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.

Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.

Основы художественного языка: композиция, цвет, объем, пропорции, ритм, форма.

Основы художественного языка. Композиция. Общность образа композиции в архитектуре и внешнем виде человека.

Ритм в архитектуре, одежде, орнаменте.

Цвет. Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.

Объем. Использование контраста крупных и мелких, длинных и высоких, округлых и острых форм в объеме.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности учащихся

Темы проектов по предмету:

  1. «Город, в котором мы живём»
  2. «Сказочная страна»

Содержание учебного предмета

Название раздела, темы

К-во часов

Краткое содержание

Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения.  

8 часов

Предмет «Изобразительное искусство». Красота и разнообразие окружающего мира.

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы.

Пятно как способ изображения на плоскости.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Знакомство с понятиями «объемные изображения», «объем», «образ» в трехмерном пространстве.

Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Лепка птиц и зверей.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе. Линейные изображения на плоскости.

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Выражение настроения в изображении.

Художники и зрители. Знакомство с понятием «произведение искусства».

Картина. Скульптура.

Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.

8 часов

Беседа «Мир украшений». Отработка навыков работы акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла.  

Знакомство с понятиями «симметрия», «повтор», «ритм», свободный фантазийный узор». Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений.

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.

11 часов

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком.

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты), их формы и конструкции.

Понятия «внутри» и «снаружи».

Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Конструкция предмета.

Конструирование предметов быта.

Проект «Город, в котором мы живём» (коллективная работа).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6 часов

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников.

Экскурсия в природу. Красота природы. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Выразительные детали весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Изображение сказочного мира.

Календарно – тематическое планирование

по предмету «Изобразительное искусство»

урока

Тема урока

К-во часов

Дата

По

плану

По факту

Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (8 часов)

1

Изображения  всюду вокруг нас.

1 ч

05.09

2

Мастер Изображения учит видеть.

1 ч

12.09

3

Изображать можно пятном.

1 ч

19.09

4

Изображать можно в объеме.

1 ч

26.09

5

Изображать можно линией.

1 ч

03.10

03.10

6

Разноцветные краски.

1 ч

10.10

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1 ч

17.10

24.10

8

Художники и зрители (обобщение темы).

1 ч

24.10

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)

9

Мир полон украшений.

1 ч

07.11

07.11

10

Цветы. Красоту нужно уметь замечать.

1 ч

14.11

14.11

11

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1 ч

21.11

21.11

12

Красивые рыбы. Монотипия.

1 ч

28.11

28.11

13

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

1 ч

05.12

05.12

14

Узоры, которые создали люди.

1 ч

12.12

12.12

15

Как украшает себя человек.

1 ч

19.12

19.12

16

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1 ч

15.01

15.01

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 часов)

17

Постройки в нашей жизни.

1 ч

22.01

22.01

18

Дома бывают разными. Какие можно придумать дома.

1 ч

29.01

29.01

19

20

Домики, которые построила природа.

2 ч

05.02

12.02

05.02

12.02

21

Дом снаружи и внутри.

1 ч

26.02

19.03

22

23

Строим город.

2 ч

05.03

12.03

02.04

24

Всё имеет своё строение.

1 ч

09.04

09.04

25

Строим вещи. Постройка предметов.

1 ч

16.04

16.04

26

Проект «Город, в котором мы живём»

1 ч

23.04

23.04

27

Город, в котором мы живём (обобщение темы).

1 ч

30.04

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 часов)

28

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1 ч

07.05

30.04

29

Праздник весны. Праздник птиц.

Итоговая контрольная работа

1 ч

14.05

30

Разноцветные жуки. Урок любования.

1 ч

21.05

07.05

31

Проект «Сказочная страна». Создание панно.

1 ч

14.05

32

Времена года. Весенний день.

1 ч

21.05

33

Здравствуй, лето! (обобщение темы).

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)

Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...