Откр. логопедическое занятие, 3-ий класс.
план-конспект урока по логопедии (3 класс) по теме

 

Открытое занятие в 3 классе
по коррекции акустической дисграфии
 
Тема: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака
(смягчение согласных в середине и в конце слова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatie_v_3_kl._myagkiy_znak.odt22.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Открытое занятие в 3 классе

                               по коррекции акустической дисграфии

Тема:  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака

            (смягчение согласных  в середине и в конце слова).

Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи

                мягкого знака; закреплять навыки правописания слов с мягким знаком

                в середине и в конце слова; учить различать твёрдые и мягкие

                согласные звуки;  формировать навыки фонематического  анализа и

                синтеза; устранять нарушения фонематического слуха и восприятия;

                учить соотнесению буквы и символа; обогащать словарь детей;

                развивать  зрительное и слуховое внимание , логическое мышление.

Оборудование: индивидуальные карточки, картинки,  стилизованное

               изображение мягкого знака, буква Ь , текст стихотворения,

               предметные картинки.

               Ход занятия

  1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, давайте поприветствуем гостей! Начнём мы наше занятие с логопедической разминки.

(у учащихся инд. Зеркала)

В зоопарке бегемот: А-А-А,

Широко раскрыл он рот: А-А-А.

- Подражаю я слону: У-У-У,

  Губы хоботом тяну: У-У-У.

Обезьянка вдалеке: Е-Е-Е,

Крикнул громко я : “Эге!” Е-Е-Е.

Улыбнулась мне мартышка: И-И-И

И вскарабкалась повыше: И-И-И!

  1. .

 11. Основная часть

  1. Повторение темы предыдущего задания. Выход на новую тему.

Игра «Доскажи словечко»

Закончить стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце.

В лесу мне видеть довелось.

Как грыз кору могучий  ... (лось)

Без ключа, ты мне поверь,

Не  откроешь эту  ... (дверь)

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл  ... (карась)

Думаю, известно всем,

Дней в неделе ровно  ... (семь)

День прошёл, пора уж спать,

В спальне ждёт меня  ... (кровать)

Все играли, а вратарь

В это время грыз  ... (сухарь)

Вот прошёл  сентябрь. октябрь,

Последний месяц осени - ... (ноябрь)

(Картинки-отгадки крепятся на доске.)

- Что общего во всех словах, которые вы добавили? (Эти слова заканчиваются на  мягкий знак)

- Правильно. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке. Это буква или звук? (это буква, так как не обозначает никакого звука, а только смягчает согласный).

  1. Письменная работа . Дописать слова и обозначить мягкость согласных.                                                                                           --А теперь давайте запишем слова с Ь и обозначим мягкость согласной с помощью зелёного карандаша. ( Выполнение 1 задания ).

  1. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.

  1. - Ребята, какое время года сейчас? (осень)  Мы сегодня совершим прогулку по осеннему лесу, где будем наблюдать за словами с буквой Ь, различать твёрдые и мягкие согласные.
  1. Кого мы видим на дереве?  Белочка с бельчатами.  Что напоминает нам хвост Белочки?
  2. Мягкий знак.
  3. Вспомним стихотворение про мягкий знак.

(Учащиеся рассказывают стишок.)

Мягкий знак – хитрый знак:

Не сказать его никак.

Он не произносится.

Но часто в слово просится.

  1. Бельчата очень любят играть со словами. Первый бельчонок любил вставлять мягкий знак в конце слова. Давайте мы ему поможем.

4. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.

                         Игра “Поймай мяч”

  1. Поймай мяч, назови слово с парным мягким согласным в конце.

Ел – (ель)

Хор – (хорь)

Жар – (жарь)

Угол – (уголь)

Ест - (есть)

Плакат – (плакать)

Был – (быль)

стал – (сталь)

 

5. Работа на листах.

  1. Посмотрите, в лесу нас встречает словесная тропинка, а на ней задание.                                                                                  

 Подписать картинки. Обозначить Ь и согласные перед ним.

( Картинки: дождь, тетрадь, гусь, будильник)

 

6. Пальчиковая гимнастика (Раздаю детям колючие мячи).

У сосны,  у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

  1. Назовите слова с мягким знаком. (ельник, можжевельник)
  1. Что случилось с мягким знаком? (Он спрятался в середину слова, как бельчонок, который выглядывает из гнезда).
  2. Давайте поможем второму бельчонку, который хочет запрятать Ь в самую середину слова. Образуйте слова по схемам и запишите их.

7. Работа со схемами слов.  Запись слов с мягким знаком в середине.

(Выбрать только те слова, которые существуют)

  1. Кульба. Кульки. Культи . Кульпо.
  2. Пеньри, пеньмы, пеньки, пеньвы.
  3. Коньпо, коньпе, коньде, коньки.
  4. Огоньки, огоньри, огоньти, огоньмы.
  5. Ельмы, ельки, ельник, ельны.

  1. 8. Работа со словами -омофонами. Показ рисунков.

- Послушайте  предложения и дополните их недостающими словами

(вначале устно, затем задание на индивидуальных карточках.)

Огурцы посолим в ...

А в субботу сходим в ... (банка, банька)

- Как превратить слово банка в слово банька? (Добавить Ь)

- Вот уж действительно мягкий знак- волшебник. Добавили его и  изменилось значение слова.

  1. У спортсмена длинный шест.

За пятёркой – цифра шесть.

-Как из слова шесть сделать слово шест? (Убрать Ь)

          Во дворе большая горка.

          Нил упал и плачет горько.

111. Итог занятия. Наша прогулка по лесу подошла к концу.  Припомните тему занятия и назовите слова с мягким знаком в конце слова, а потом в середине слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...

Логопедическое занятие в 4 классе "Краткий пересказ текста (на материале сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" )"

Урок разработан  для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза»....

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс

Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1.  Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...

Конспект открытого коррекционного логопедического занятия в 1 классе «А» по теме «Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала »

В данном файле представлен конспект открытого коррекционного логопедического занятия "Прощание с 1 классом. Повторение пройденного материала"....