Звук и буква Ш
методическая разработка (логопедия, 1 класс) на тему

Это занятие по логопедии с широким применением (русский язык, литература), подобранные сбалансированные задания для обучающихся 1-ых классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук и буква Ш

Задачи:

  1. познакомить с буквой Ш.;
  2. учить соотносить звук с символом и буквой;
  3. формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза;
  4. закреплять знания норм орфографии;
  5. развивать фонематический слух, внимание, память;
  6. развивать фонематическое восприятие;
  7. дикцию, при помощи скороговорки;
  8. формировать навыки использования обобщающих понятий “Одежда”;
  9. воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование: картинки, зеркала, фасоль, счетные палочки, “Волшебный сундучок”, цветы, бабочки.

Ход занятия

І. Подготовительная часть.

Ребята, перед вами кроссворд, давайте отгадаем. (Приложение, слайд 1-6)

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какое первое слово спрятано, второе…..

Молодцы! А теперь посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел? (Картинка) ШМЕЛИ

– Назовите первый звук в слове – шмели?

Дети, эти шмели волшебные, сегодня на занятие они будут наблюдать за вами, какие вы умные, как умеете хорошо работать… (на каждом этапе идет напоминание о шмелях).

1. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания:

Послушайте и скажите часто повторяющийся звук:

КАМЫШАМ ШУРШАЛА МЫШЬ:

ВЕТЕР ВАМ НАРУШИЛ ТИШЬ

ШЕПЧУТ ТИХО КАМЫШИ:

ТИХО, МЫШКА, НЕ ШУРШИ!

– КАКОЙ ЗВУК МЫ ВЫДЕЛЯЛИ?

Вы догадались, какая тема нашего урока? (Слайд 7)

ЗВУК [Ш], БУКВА ША

ІІ. Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем различать этот звук, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.

– Что для этого надо сделать? (Внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать.)

2. Артикуляционная гимнастика: ЗЕРКАЛО!

Поработаем с язычком и губами.

Ш.К.языка. слижем варенье с верхней губы и с нижней.

а) Упражнение “Вкусное варенье”

ОХ, И ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ!
ЖАЛЬ, ОСТАЛОСЬ НА ГУБЕ.
ЯЗЫЧОК ПРИПОДНИМУ
И ОСТАТОК ОБЛИЖУ.

Прежде чем приступить к следующему упражнению, отгадайте загадку:

б) ПОД СОСНОЮ У ДОРОЖКИ

КТО СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ?
НОЖКА ЕСТЬ, НО НЕТ САПОЖКА,
ШЛЯПКА ЕСТЬ – НЕТ ГОЛОВЫ.

Кто же мне скажет, как называется это упражнение? (Грибок.)

Щелкните язычком и присосите его к небу, удерживаем на счет 5!

в) “Чашечка”

ЯЗЫК ШИРОКИЙ ПОЛОЖИ,
ЕГО КРАЯ ПРИПОДНИМИ –
ПОЛУЧИЛАСЬ ЧАШЕЧКА, ПОЧТИ КРУГЛАЯ ОНА.
В РОТ ЕЕ ТЫ ЗАНЕСИ
И КРАЯ К ЗУБАМ ПРИЖМИ.

3. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)

– В этом нам поможет бабочка. Возьмите ее. Посадите на желтый цветок набрали воздух и выдохнули (подули). Красный, желтый, зеленый…

Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:

(Приложение, слайд 8)

Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),

(Слайд 9)

(Выделяем голосом те слова, которые выделены)

АХ, КАК ВКУСНО ПАХНЕТ (2–3 раза);

(Слайд 10)

АХ, КАК ВКУСНО ПАХНЕТ ЦВЕТОК (2–3 раза).

– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)

– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)

ІІІ. Основная часть.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф.)

Игра “Определи место звука”

– Возьмите фасоль и отложите столько, сколько звуков в слове шарф.

– Какой первый звук вы слышите и произносите?

– В какой вагон посадим это слово? (В первый.)

Придумайте слово со звуком ш, чтобы мы его посадили в средний вагон (мышка, машина, каша, хорошо, Паша).

Придумайте слово со звуком ш, чтобы мы его посадили в последний вагон (камыш, малыш, карандаш).

5. Знакомство с артикуляцией звука [ш].

Вы все видели птицу гусь? Картинка.

Гуси сердитые? Грозно шипят ш-ш-ш-ш-ш-

Дайте характеристику звуку [ш].

СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЕРДЫЙ, ШИПЯЩИЙ.

ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Ш – ГУБЫ ОКРУГЛЕНЫ, ЗУБЫ ПОЧТИ СОМКНУТЫ. ЯЗЫК В ФОРМЕ “ЧАШЕЧКИ” ПОДНЯТ К ВЕРХНИМ ЗУБАМ, ВОЗДУХ ВЫДЫХАЕМЫЙ ПРОХОДИТ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА, ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ НЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЯ. Воздух теплый.

– ПРИЛОЖИТЕ РУКУ К ГОРЛЫШКУ.

6. Развитие оптических представлений и кинестетических ощущений.

– Выложите из палочек букву ША.

– Сколько палочек нам пригодилось? (4.) 

– Значит это буква состоит из 4-х элементов.

– Откройте тетрадку и обведите пальцем букву ША.

(В тетрадке приклеена заранее буква ша из бархатной бумаги).

Игра “ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК”

(В сундучке лежат изученные буквы, дети на ощупь отгадывают)

7. Игра “наоборот”

С мячом:

ША – АШ

ШО – ОШ

ШЫ – ЫШ

ШУ – УШ

8. Физкультминутка:

К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Другу отдали
И улыбнулись!

9. Чтение слогов: А

10. Игра “Веселый поезд”

Я буду вам показывать картинки, а вы называть и расселять по вагонам, т.е ставить где нужно плюсик.

Взаимопроверка! (Приложение, слайд 11)

В КАКОМ ВАГОНЕ МЕНЬШЕ СЛОВ? А ДАВАЙТЕ ЕЩЕ ПРИДУМАЕМ 2 СЛОВА – КАРАНДАШ. КАМЫШ.

ШЛЯПА. ШАПКА. РУБАШКА – КАК НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?

11. Скороговорка: (Слайд 12)

Работа над скороговоркой!

ПА-ША МА-ШЕ ШАП-КОЙ МА-ШЕТ

12. ИТОГ занятия:

(На парте у каждого ребенка лежит трафарет со шмелем)

Раскрашивание шмеля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 2

л я г у ш к а 2. 3. 4. 5.

Слайд 3

л я г у ш к а м а ш и 3. 4. 5. н а

Слайд 4

л я г у ш к а м а ш и е 4. 5. л и н а

Слайд 5

л я г у ш к а м а ш и е л 5. л и н а о ш а д ь

Слайд 6

л я г у ш к а м а ш и е л и ж е н с н к а л и н а о ш а д ь

Слайд 7

Ш

Слайд 8

АХ, КАК ПАХНЕТ!

Слайд 9

АХ,КАК ВКУСНО ПАХНЕТ!

Слайд 10

АХ,КАК ВКУСНО ПАХНЕТ ЦВЕТОК!

Слайд 11

+ + + + + + + + + + ш ш ш

Слайд 12

Па ш а Ма ш е ш апкой ма ш ет. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...