Конспект занятия по развитию речи "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект занятия для учащихся 2-ого класса. Задания направлены на расширение и активизацию словаря по теме "Зима", развитие мелкой моторики, фонематического слуха, формирования навыка самоконтроля за собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_chas._zima_doc.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи "Зима"

Конспект  занятия для учащихся 2-го класса.

Задания направлены на расширение и активизацию словаря по теме "Зима",

развитие  мелкой  моторики,  фонематичекого  слуха , формирования навыка самоконтроля за собственной речью.

Цель: развитие лексико – грамматической стороны речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

. обогащать словарный запас по теме «Зима»;

. совершенствовать грамматический строй речи;

. дифференцировать звуки [З] и [С] в словах;

Коррекционно – развивающие

. развивать фонематический слух, зрительное внимание, память, мелкую моторику;

. развивать координацию речи с движением.

Коррекционно – воспитательные:

. формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.

  1. Артикуляционная гимнастика

а) широко открыли  рот

б) лопаточка

в) наказать непослушный язычок

г) чашечка

д) вкусное варенье

е) горка

2. Организационный момент  

Ребята, посмотрите на меня своими добрыми, веселыми глазами, улыбнитесь друг другу и вот с таким добрым настроением мы начинаем наше занятие.

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она художница прилежная,

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая.

 О чем говорится в загадке

Дети: О зиме.

- Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?

- Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.

- Назовите зимние месяцы

- Декабрь, январь, февраль.

(показываю картинку о зиме).

- Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

- Звук [З]

- Дайте характеристику звуку [З]

- Согласный, звонкий

- Как слышится звук [З] в слове зима

- Твердо или мягко?

- Мягко

- В каком из зимних домиков живет звук [З]?

- В зелёном.

- А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

За – За – за

ЗО – зо – ЗО

зу – Зу – Зу

Зы – зы – зы  

- Ребята, посмотрите на эти разбросанные буквы и  составьте  слово

А  З  И  М

- Что получилось?

- ЗИМА

- Скажите, сколько звуков в слове зима, а сколько букв?

- Прохлопайте слово Зима по слогам.

- На какой звук падает ударение в слове Зима?

- На [а].

- Скажите, зима – она какая?

- Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, веселая, нарядная, злая.

- Почему зиму иногда называют злой?

- Потому что зимой холодно, часто бывают морозы и  можно легко  заболеть.

- Но нам простуда не страшна. Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, гуляем. А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)

Знаем, знаем, да – да – да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

- Пока мы с вами беседовали,  на улице пошел снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

- Легкие, белые, красивые, резные.

- Давайте заставим наши снежинки кружиться.  Медленно наберите  воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губу трубочкой и дуйте на снежинки.

- Покружились снежинки и улетели.

А мы приступаем к следующему заданию.

Перед вами снежная шкатулка. В этой шкатулке лежат снежинки, на которых написаны  «зимние слова» из 1, 2, 3 слогов.

Вы должны собрать из этих снежинок  снежную пирамидку, начиная со слов из 3-х слогов.

Слова: снег, шкаф,  ком,  снежок,  лыжи,  шуба, санки,  снежинки, снеговик,  снегири.

- Ребята, а что это такое?

- Снежный ком.

- Давайте с ним поиграем.

Игра «Назовите ласково»

Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег – снежок                                     сосулька – сосулечка

Мороз – морозец                                 дерево – деревце

Ветер – ветерок                                   горка – горочка

Лед – ледок                                          холод – холодок

Зима – зимушка                                   санки – саночки.

Образование родственных слов.

«Доскажите словечко»

- Ребята, зимой часто идет снег. Что мы можем сказать про снег, какой он?

- Пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый, белый.

- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Только нашу елочку мороз забыл укутать. Я вам буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, родственные слову снег. Каждым снежным словом мы будем укрывать елочку, чтобы она не замерзла.

Тихо, тихо как во сне, падает на землю …..

С неба все скользят пушинки – серебристые …..

На поселки, на лужок все снижается ………..

Вот веселье для ребят – все сильнее ……..

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ………

Словно в белый пуховик нарядился ………

Рядом снежная фигурка – это девочка ……..

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой ……

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ……

- Вот и укрыли мы елочку снегом, давайте повторим. Какие снежные слова мы использовали.

- Снег, снежинки, снежок, снежки, снеговик, снегурка, снегири, снегопад.

- Какая часть слова повторяется во всех этих словах?

- Снег

Физминутка.

На конец пришла зима, встать, руки в стороны

Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе

Снег на улице метет, встать, движения руками сверху вниз

Дворник улицу метет, изобразить

Мы катаемся на санках, изобразить

Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом

Ловко бегаем на лыжах, изобразить

И играем все в снежки! наклон,  присесть, встать, изобразить бросок в даль

Работа со словосочетаниями.

Дидактическая игра.

- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает?) – трещит, щиплет, кусает ……

Метель (что делает?) – вьется, бушует, воет, метет …..

Снег (что делает?) – идет, летит, падает, кружится …

Дети (что делают?) – гуляют, играют, веселятся, радуются, катаются на лыжах.

Пальчиковая гимнастика.

- У каждого из вас по две пробки – это лыжи. Указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки «как ноги». Двигаем пальчики «как на лыжах, делая по шагу на каждый слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

Мы сегодня называли много «зимних слов». С этими словами я придумала предложение. Попробуйте угадать, что за предложение я составила.

                       

Наступила морозная, студёная зима. и т.д.

Развитие связной речи.

А теперь давайте прочитаем рассказ о зиме.

 ( На доске деформированные предложения.  Поставьте слова в предложениях в нужном порядке).

1.Зима долгожданная наступила

2. Короче ночи, а дни стали длиннее

3.Ветры холодные дуют

4.Но не греет светит солнце

5.Рады зиме дети

6. Они снеговиков катаются, лепят на санках.

Дети читают составленный  рассказ 2-3 раза.

 Затем пересказывают его по памяти.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Конспект занятия по развитию творческих способностей (1 класс). Тема: Точка, прямая, отрезок.

Мною были специально разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей учащихся на уроках математики. Эти занятия повышают интерес к уроку математики и способствуют развитию логическог...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

•    расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" •    развитие мышления д...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Развитие речевой деятельности через пальчиковые игры»

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет.Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук;в...

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....