Расстройства мышления
учебно-методический материал по логопедии на тему

Расстройства мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasstroystva_myshleniya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Галимова Г.А.

 учитель-логопед МБОУ СОШ №20

 г. Магадана

Расстройства мышления

Мышление - это высшая форма психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку чувственных отношений и восприятия, т. е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. В основе процесса мышления лежат такие операции, как сификация признаков. В результате этих операций образуются понятия и умозаключения.

Понятие является отражением в сознании человека общих закономерностей и качеств предметов и явлений. В понятие включается познание реальной внутренней сущности того или иного явления или предмета.         В зависимости от степени абстрагирования и обобщения понятия носят конкретный или абстрактный характер. Поэтому и выделяют конкретно-образное и абстрактное мышление. Наглядно- образное, чувственное или конкретное мышление связано со словесными образами конкретных предметов, непосредственно познаваемых при помощи органов чувств. При абстрактном мышлении мы обобщаем, т. е. улавливаем совокупность существенных признаков, которые характерны для данного явления, отбрасывая всякие для него несущественные, частные признаки. Таким образом, возникают абстрактные понятия, например, «животные», «деревья», «подводный мир».  Они отличаются от конкретных понятий, например, «носорог», «берёза», «акула».

Умозаключение возникает в результате сравнения нескольких суждений, их сопоставления и, таким образом, заканчивает свой процесс мышления в качестве окончательного вывода.

Физиологической основой мышления является, как известно, вторая сигнальная система (И. П. Павлов), отражающая на более высоком уровне не только прошлое и настоящее, но и предстоящее путём образования временных связей – ассоциаций. Мышление материализуется в речь. Именно поэтому путём анализа речевой продукции человека можно судить о наличии или отсутствии у него патологии мышления.

Расстройства мышления разделяются на патологию ассоциативного процесса и патологию суждения.

Патология ассоциативного процесса.

Ускорение мышления выражается в том, что условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие и лёгкость новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого зрительного, звукового, обонятельного и других раздражителей, отражается в речевой продукции, которая может напоминать так называемую пулемётную речь. От беспрерывного говорения больные иногда даже теряют голос или же он становится хриплым шёпотным.

Для этого варианта нарушения мышления характерна повышенная отвлекаемость, мешающая больному довести до конца любое начинание. В голове так много мыслей, что они нередко принимают характер скачки идей. При этом мыслительный процесс и речевая продукция как бы имитируют бессвязность. Однако если эту речь записать на магнитофон и воспроизвести в медленном темпе, то можно определить в ней некий смысл, цель, чего никогда не бывает при бессвязности мышления.

Другим вариантом ускорения темпа мышления является ментизм (мантизм), который представляет собой возникающий помимо воли больного наплыв мыслей. Поток образов, представлений, воспоминаний обрушивается на больного в таком стремительном темпе, что он не может справиться с ними, теряется от их обилия, чувствует себя беспомощным. Некоторые исследователи считают ментизм вариантом идеаторного автоматизма синдрома Кандинского-Клерамбо при шизофрении или при органических психозах.

Ускорение ассоциативного процесса является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза  (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и т. д.)

Замедление мышления проявляется в заторможенности и бедности ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Подобное нарушение обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.

Полная остановка течения мыслей (шперунг – термин немецких авторов, блокировка мыслей – англоговорящих) происходит, когда на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций больной на какое-то время теряет нить беседы, при этом в голове возникает ощущение пустоты, он перестаёт говорить и как бы приходит в себя лишь через некоторое время. Это расстройство весьма характерно для шизофрении.

Насильственное мышление характеризуется тем, что в сознании больного помимо воли и желания возникают случайные, малозначимые для него мысли или поток мыслей, от которого он избавиться не может. В таком случае говорят о «наплыве мыслей», или ментизме.

Патологическая обстоятельность мышления – это чрезмерная вязкость, тугоподвижность ассоциативного процесса, застревание на несущественных признаках, трудность переключения с одной темы на другую. Речь больных изобилует множеством ненужных деталей, т. к. они не в состоянии отличить главного от второстепенного, им кажется важной каждая мелочь или оттенок обсуждаемой проблемы. Кроме того, нередко речь приобретает особые интонации, растягиваются слова, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.      Патологическая обстоятельность особенно характерна для эпилепсии (так называемое лабиринтное мышление), однако возможна при травмах головного мозга, сосудистых психозах и других видах психической патологии.

Персеверация мышления – застревание на одних и тех же представлениях, выражается в постоянном повторении какого-то слова или группы слов. Обычно это – правильный ответ на первый заданный больному вопрос. На все последующие вопросы он даёт тот же первичный ответ. Так на вопрос: « Сколько вам лет?», больной правильно отвечает: «65». И далее: «Как вас зовут?» - «65», «Где вы живёте?» - «65» и т. д.       Это состояние (так называемые стоячие симптомы) весьма характерно для атрофических процессов головного мозга (болезнь Пика болезнь Алцмейгера), но может отмечаться при травматических и сосудистых психозах.

Вербигерация – спонтанное и стереотипное повторение каких-то слов, звуков или простых предложений. Возникает непроизвольно, чаще отмечается при шизофрении.

Парализация мышления – характерна только для шизофрении. Выражается в том, что, по мнению больных, мыслить могут абсолютно все части тела.         Больной Б. научился распределять мыслительный процесс по всему телу, «чтобы мозг отдыхал». Когда он встречался с неприятным для себя человеком, он думал только ягодицами, когда ему нравилась какая-нибудь девушка, он начинал думать половым членом, когда занимался физическим трудом, думали руки, спина и живот, при чтении думали глаза и мышцы шеи и т. д.

Резонерство –склонность к пустому, бесплодному рассуждательству с отсутствием конкретных идей. Крайнюю бессодержательность и бедность суждений больной облекает в грамматически правильную, но пространную, порой витиеватую словесную форму с использованием высокопарных выражений и обилием научных и философских терминов.      В качестве примера приведём высказывание больной С., математика по образованию, проходившей лечение по поводу приступа шизофрении:          «Если  рассмотреть такое философское понятие, как личность и народ, можно прийти к следующему умозаключению: народ и личность неразрывно связаны между собой. Народ выдвигает из своих рядов личностей, которые развивают свой ум так, что додумываются до разрешения проблем, доселе неизвестных.

В свою очередь, народ сам создаёт устное народное творчество, которое, в свою очередь, даёт весомый вклад в разрешение законов жизни. Рассмотрим, например, труд Энгельса «Превращение обезьяны в человека», где он выдвигает идею – труд создал человека. А на протяжении многих веков человек придумал себе бога и даже бытовало понятие – бог создал человека. Так, можно отождествить: труд – бог. Аналогично рассуждая, можно прийти к выводу: мир – бог, свобода – бог и т. д.»     В англоговорящих психиатрических школах часто вместо термина «резонерство» используют понятия «интеллектуализация мышления» или «тангенциальное мышление».

Например, больной на вопрос врача о самочувствии отвечает: «Смотря что вы имеете в виду под самочувствием. Оно зависит не только от магнитного возмущения земной коры, но и от солнечной активности, которая подчиняется более общим космическим законам, и количество «чёрных дыр» в нашем участке млечного пути. Кроме того, моё самочувствие напрямую зависит от эмоционального состояния микроорганизмов, обитающих в моём кишечнике».

В норме нечто, формально напоминающее резонёрство, называется демагогией. Наличие в мышлении резонёрства обычно свидетельствует о несвежем шизофреническом процессе.

Символическое мышление присуще всем людям – и здоровым, и больным. Есть символы, которые понятны если не всем, то большинству. Например, белый халат – символ врача, чёрная одежда – символ траура. При патологии ассоциативного процесса в виде символического мышления символы всегда сугубо индивидуальны и понятны только самому больному.

Нет двух больных с одинаковой символикой. Источником символического мышления может быть любой предмет, сказанная кем-то нейтральная фраза, любой цвет одежды, явление природы. Например, больная З. расценивала дождь как слёзы Вселенной по поводу её загубленной жизни, а красный цвет галстука – как намёк на то, что она скоро будет гореть в «геене огненной». Символическое мышление также свидетельствует о несвежем шизофреническом процессе.

Больной Б. доказывал врачу, что на СССР напали американцы, они жгут напалмом наши города  и деревни, убивают стариков и детей. видя недоумение врача, он добавил:  «Вот газета, где об этом подробно написано. Всё, что здесь описано, относится к нам» (в газете крупными буквами было напечатано: Вьетнам). Первая часть этого слова больным отбрасывалась, а оставшаяся часть являлась символом того, что всё изложенное (а статья была действительно о жестокости американских солдат, но не в нашей стране, а во Вьетнаме) относится непосредственно к нам.

Больной Ж. в состоянии психоза с особым пристрастием смотрел на номера телефонов во время телевизионной рекламы. Если в телефонном номере была цифра 8, это сулило ему счастье в настоящем и будущем. Цифра 2 предвещала горе, несчастье, тяжёлую болезнь и неверность жены. Чтобы это не сбылось, нужно было в течении 5с выключить «виновный» канал и не включать его ровно 5ч.

Паралогическое мышление развивается по законам кривой логики и понятно только самому больному. В мышлении отсутствует логическая связь, выводы, к которым приходит больной, нелепы и неадекватны. Чаще всего отмечается при шизофрении. Например, больной заявляет: « Я плохо вижу, так как за окном глубокая осень». Далее разъясняет: «Осень-это предтеча зимы, увядания и гибели растительного мира. У меня снизилось зрение, это признак старости. Значит, я скоро умру со всеми растениями страны». Другой больной заявил, что он маленького роста, так как его росту помешали военные действия в Индонезии.

Разорванность мышления – это утрата логической связи между представлениями, понятиями и идеями, хотя мысль при этом иногда облекается в правильную грамматическую форму. Например, «Богемность космической фантасмагории мешает замедлению учения Мичурина». Или «Мечта сформировалась из остаточных продуктов полей орошения с завтрашним распределением крайней облачности над всей Испанией». Крайним вариантом разорванности является шизофазия или «словесная окрошка», когда речевая продукция выражается в не связанных между собой отдельных словах или простых предложениях с обилием неологизмов (новые слова, составленные из приставки одного и корня, суффикса или окончания другого слова).

Разорванность мышления типична для шизофрении.

Бессвязность мышления характеризуется полной хаотичностью и бессмысленностью ассоциативного процесса, речь состоит из отдельных, не связанных между собой слов. Несколько напоминая шизофазию, бессвязность отличается от неё тем, что всегда возникает на фоне нарушенного сознания, в частности при аменции любого генеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств

Влияние насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств В настоящее время представители различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного влияния физического и ...

Как особенности голоса матери могут влиять на последующее развитие шизофрении, психосоматических расстройств и других нарушений у ребенка.

Известно, что матери больных шизофренией часто обладают характерным голосом: он однообразен, монотонен, с неправильным ритмом, металлический, без мелодии, негладкий, часто суровый, хриплый, трес...

Комплексы упражнений в соответствии с речевыми расстройствами

Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, правильного речевого дыхания и артикуляции всех звуков....

РАССТРОЙСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Обращаясь к процессу исправления у детей недостатков произношения, свойственных кавказской группе языков, следует выделить в нем этап первичной постановки правильной артикуляции и ее закрепления в реч...

Определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах. Инновационные пути преодоления минимальных дизартрических расстройств

В статье дается определение структуры дефекта при минимальных дизартрических расстройствах, раскрываются инновационные пути преодоления этих нарушений....