Устный журнал "Копуши"
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

Материал был представлен на МО учителей начальных классов по прблеме "Работа с медлительными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kopushi.ppt383 КБ
Файл kopusha.docx184.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поможем медлительным детям! Устный журнал

Слайд 2

«Копуши» Они медленнее всех складывают вещи, готовясь к уроку, медленно одеваются и раздеваются, приходя в школу, и медленно выполняют любое задание. Они редко бывают лидерами, часто вызывают лишь раздражение. К сожалению, иногда педагоги и родители начинают считаться с особенностями такого ребёнка только тогда, когда эти «копуши», не выдержав жёстких требований школы, попадают к врачу с диагнозом «невроз».

Слайд 3

Поступив в школу Такие дети демонстрируют достаточный уровень готовности. Психическое развитие соответствует возрастным нормам. В первые месяцы учёбы они начинают отставать от сверстников. В школе усваивают лишь часть учебного материала.

Слайд 4

Дома Часами сидит за уроками Лишает себя прогулок и отдыха Переутомляется Постоянно слышит: «Быстрей! Торопись!»

Слайд 5

Состояние хронического стресса Вызывается ситуацией постоянного дефицита времени. Это сказывается на работоспособности, показателях памяти, внимания. Успеваемость снижается, ребёнок попадает в «отстающие». Длительное пребывание в состоянии стресса влечёт возникновение многих заболеваний.

Слайд 6

Причина неприятностей «копуш» Подвижные дети отличаются от медлительных различной скоростью протекания нервных процессов. Степень подвижности этих процессов находится в прямой зависимости от содержания и активности в мозге определённого вещества (ацетилхолинэстеразы). Именно это вещество определяет скорость проведения нервных импульсов по нервной ткани. Иначе говоря, уровень подвижности зависит от особенности биохимических процессов в мозге. Установлено, что эти процессы проходят по-разному, в зависимости от возраста. В младшем дошкольном возрасте подвижность нервных процессов на 20% ниже, чем в старшем дошкольном возрасте, и на 40% ниже, чем у учащихся начальной школы.

Слайд 7

Особенности медлительных детей Медлительных детей примерно от 10 до 20%. Подвижность нервных процессов у человека возрастает до 22 лет, какое-то время остаётся на определённом уровне, а затем начинает снижаться. Но это не повод для родителей, чтобы надеяться, что медлительность их ребёнка полностью с возрастом пройдёт сама по себе. Как показывают многие наблюдения, низкая от рождения подвижность нервных процессов с возрастом немного повышается, но она никогда не достигнет уровня быстрых сверстников. Скорость протекания нервных процессов передаётся наследственно, преимущественно по материнской линии.

Слайд 8

Медлительные дети могут всё… Все эти особенности физиологических процессов не являются болезнью или отклонением. Медлительные дети могут всё, что могут сверстники, но даётся это большей ценой (иногда – ценой развития неврозов). При их обучении следует иметь в виду, что эти школьники очень склонны к стереотипным действиям, например, предпочитают ходить в школу по одной и той же дороге, играть в привычные игры, уклоняясь от новых. При решении логических задач применяют известный им способ. Недостаточная подвижность проявляется и в речи таких детей. Они не только тянут слова, но и делают длительные паузы между ними. Медлительные дети отличаются также и замедленным протеканием умственной деятельности. Они должны собраться «с мыслями», прежде чем ответить на вопросы. С этим должны считаться педагоги.

Слайд 9

Как помочь медлительному ребёнку? Не только подробно разбирать с ним непонятное, но разбирать трудный материал на шаг вперёд, чтобы накануне ребёнок знал, что будет делать на следующих уроках. Это придаст ему уверенности Не стоит рассчитывать, что медлительность пройдёт с возрастом, поэтому необходимы систематические тренировки и упражнения;

Слайд 10

Следует учитывать, что темп работы не зависит от желания ребёнка. Поэтому не торопите его. Подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно – так создаются условия для возникновения неврозов. Медлительному ребёнку труднее переключиться с одного вида деятельности на другой, поэтому не задавайте ему новых вопросов, пока он занят предыдущим заданием. Желательно воздержаться от резкого ограничения времени на выполнение того или иного задания.

Слайд 11

Не упрекать ребёнка за то, что он «копается и всех задерживает», и , конечно же, не наказывать за медлительность в присутствии других детей Каждый раз в случае успешной и быстро сделанной работы похвалите ребёнка.

Слайд 12

Гиперактивный ребёнок. «РЕБЁНОК-ЮЛА»

Слайд 13

Педагоги и родители должны представлять возможные трудности, которые могут возникнуть у гиперактивных детей. Одна из важных их особенностей- низкая учебная мотивация. Если у ребенка трудности концентрации внимания, несформированность произвольной регуляции, и это вызывает недовольство взрослых- неудачи и повышенная тревожность разрушают желание учиться, снижают учебную мотивацию.

Слайд 14

Такие дети негативно реагируют на критику, зачастую не любят учителя, школу. Поэтому родителям нужно проанализировать свои чувства, оценки, реакцию: всегда ли они адекватны, спокойны, доброжелательны по отношению к ребенку и другим людям. Следует согласовать такую тактику работы с учителями.

Слайд 15

Главные правила общения с гиперактивным ребенком следующие: -чаще хвалить, а не осуждать; -подбадривать, а не подчеркивать неудачи; -вселять надежду, а не твердить, что ничего не получится. Ну а главное - чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления своих проблем, в это должны поверить взрослые: самые близкие люди - родители и конечно учитель.



Предварительный просмотр:

Систематические занятия способствуют повышению скорости  работы. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка – ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению!

Ежедневно необходимо делать упражнения на движение.

  • Можно использовать игры со сменой скорости движений: 1) ходьба – бег – ходьба медленная; 2) хлопки ладонями медленно – быстро – медленно и т.п. Проводить эти занятия можно в любое время дня, главное, чтобы они были систематичными и интересными, в форме веселой игры.

ммммм.jpg

МБОУ СОШ № 31

г. Волжский Волгоградской области.

Рекомендации  родителям  медлительных  детей,  испытывающих трудности  в  обучении  письму  и  чтению.

Подготовила учитель-логопед

Мичурина Н.А.

Ноябрь 2014

Медлительность свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой: это один из самых вредоносных факторов –  это путь к неврозам.

Но это не значит, что медлительные дети обречены быть отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку обучение в  школе.

  • Характерная особенность медлительных детей, о которой следует помнить,  трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Поэтому между разными видами деятельности необходимо делать перерывы, паузы и предварительно готовить ребенка к следующему занятию: «Через 15 минут будем читать», «Ты помнишь, что через 10 минут будем выполнять задание по русскому языку?» и т.д.

В процессе занятия необходимо говорить медленно и спокойно, иногда, для того, что бы ребенок

  все усвоил, требуется               

  многократное повторение.  В    

  конце  занятия  необходимо

  убедиться, что ребенок понял

  учебный материал.

  • Советуем родителям не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предва- рительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно.

В начале работы выявите, на каком уровне находится ребенок, с чего нужно начинать занятия; выясните причины трудностей, а затем выберите вариант и форму работы с ребенком.

Главное, о чем должны помнить взрослые - это то, что для помощи детям с трудностями в обучении нужна системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

И так,  старайтесь следовать следующим правилам:

  • Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, с братьями и сестрами - потому что каждый ребенок уникален;

  • Не обсуждайте своего ребенка с учителями, друзьями, сослуживцами по телефону, тем более в присутствии самого ребенка;

  • Осуждайте поступок ребенка, а не его самого. Ребенок должен быть уверен, что его любят таким, какой он есть;

  • Если есть хоть малейший повод, хвалите ребенка. Найдите за что

похвалить;

  • Не ограничивайте ребенка в тех занятиях, в которых он успешен;

  • И любите их, воспитывайте положительные моральные качества.

радуга1.jpg

МБОУ СОШ № 31

г.Волжский Волгоградской области.

Общие принципы организации помощи детям, имеющим трудности в обучении письму и чтению. Рекомендации для родителей.

 Подготовила учитель-логопед

Мичурина Н.А.

Ноябрь 2014

Число детей со школьными проблемами, не проходящими трудностями на этапе окончания начальной школы растет. И это ставит перед родителями и педагогами два вопроса: можно ли помочь этим детям в условиях массовой школы и как это сделать? Исследования показывают, что при своевременном выявлении трудностей и при хорошей организации этой работы комплексная помощь детям дает хорошие результаты.

В условиях нашей школы эти проблемы решает, в основном, один учитель. Но для выбора правильного, наиболее эффективного способа коррекции школьных трудностей необходимо соблюдение многих условий:

  • наличие современных методов психофизиологической и психологической диагностики трудностей, их причин, особенностей;

  • знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями организации помощи;

  • возможность получения необходимой консультативной

  • помощи специалистов- психолога, логопеда, педиатра- и разработка комплексной программы помощи;

  • наличие специалистов, помещений, материальных средств и т. п.;

  • совместная работа и единая тактика работы семьи и школы при организации помощи ребенку, имеющему школьные трудности.

  • Если не выполняется хотя бы одно из этих условий- помощь ребенку оказывается малоэффективной, формальной.

Родители должны помогать своему ребенку не только проверкой домашних заданий и требованиями больше писать и читать. Конечно, необходимо тесное сотрудничество с учителем, психологом, педагогом - консультантом, который занимается с ребенком . А родителям не обязательно иметь специальное образование, им достаточно наличие времени, терпения и веры в успех.

Но родители должны знать, как организовать занятие со своим ребенком, должны соблюдать следующие правила:

  • продвижение будет успешным, если

  • трудность заданий не увеличивается, а уменьшается;

  • заниматься с ребенком нужно ежедневно, кроме выходных и каникул;

  • начинать занятия с 10-15 минут;

  • если ребенок болен, устал - занятие нужно отложить;

  • каждые 15-20 минут –физкультминутки, расслабление;

  • начинайте занятие с игры;

  • обязательно включайте задания, которые ребенок точно может выполнить и обязательно похвалите его;

  • раз в 7-10 дней обсуждайте с учителем успехи и проблемы ребенка;

  • независимую оценку результатов работы учителя и родителей и функционального состояния ребенка проводить не реже 2 раз в год.