"Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Бакалова Лариса Юрьевна

Урок по математике  "Деление с остатком" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx53.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     МОУ СОШ № 2

                    Урок математики по теме:

       «Деление с остатком.   Закрепление».

                                  ( 3 класс )

                               

                      Тема: Деление с остатком. Закрепление.

Цели урока: закрепление приема деления чисел в случаях, когда получается остаток.

Задачи:

  1. Закрепить  знания таблицы умножения.
  2. Закрепить умение решать задачи на нахождение площади, решать уравнения, сравнивать, преобразовывать.
  3. Развить математические способности, познавательный интерес, логическое мышление, вычислительные навыки, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
  4. Воспитать взаимоуважение, умение выслушивать мнение других и отстаивать свое.

Оборудование:

  1.  Учебник «Математика 3 класс», М.И.Моро: Просвещение, 2011г.
  2.   Презентация к уроку, компьютер, мультимедийная установка.
  3.  Индивидуальные  оценочные листы.
  4.  Числовой веер.
  5.  Сигнальные карточки.

                                    Ход урока.

  1. МОБИЛИЗИРУЮЩИЙ ЭТАП.

Итак, друзья, внимание-

Вновь прозвенел звонок

Садитесь по удобнее

Сейчас начнем урок.

2. УСТНЫЙ СЧЕТ.

1) Мобилизующий этап.

-  Ребята, у нас урок математики. Но не все в ней бывает просто и понятно.  Мы с вами учимся, а как известно во время учебы могут возникнуть трудности или вопросы непонятные для вас, а рядом не будет учителя или взрослых, что вам поможет в решении вашей проблемы? /книги, справочники, ученые, компьютер, Интернет/ 

- Я вам сегодня предлагаю опять работать с БУМкой. Расшифруйте, что означают эти буквы.  / Это Большая Умная Машина/. (Слайд 1).

- Ребята, БУМка выдал какую-то непонятную информацию! Он хочет нам что-то сказать. Давайте расшифруем эту запись.(Слайд 2).

  5

  в

  у

  л

  и

  4

  ж

  п

  з

  б

  3

  о

  а

  с

  е

  2

  к

  р

  г

  н

  1

 д

  т

  ф

  м

 a

 b

  c

 d

         b4, a3, d1, a3, c2, d5, b1, d3!

           

        

                       ПОМОГИТЕ!


- Оказывается  в  БУМке поселился вирус, поэтому он не может полноценно работать и просит помощи. Давайте поможем ему! Мы будем работать как настоящие программисты. Кто такие программисты?
/  Программисты – это специалисты, занимающиеся разработкой и проверкой программ/.

- Начнем проверку работы БУМки, а работать  будем в индивидуальных оценочных листах, которые лежат у вас на партах, посмотрите их.

2) Задача в стихах.

- Вот и первая  программа, которую нужно проверить на наличие вируса. Решим задачу устно, показав ответ с помощью сигнальных карточек. (Слайд 3).

В кармане у Коли монеты звенели

Когда он бежал, они песенку пели.

По 10 копеек 6 было  монет

40 копеек ушло на обед

И 8 копеек друзьям одолжил.

Осталось в кармане лишь самая малость.

Сколько копеек у Коли осталось?

(12 копеек)

- А как вы получили это число?/узнаем сначала сколько монет было у Коли 10*6=60 копеек, затем минус 40 копеек, у него осталось 20 копеек и минус 8 копеек, которые он одолжил друзьям, у него осталось 12 копеек/ (Слайд 4 ).

3)Работа с долями.

- Какую форму имеет монета? (круглую)

-Посмотрите на слайд, что изображено на нем? (изображен круг, не закрашенный) (Слайд 5).

 -Чем отличается второй круг? (половина круга – закрашена)

 - Какая часть круга осталась не закрашенной? (1\2)

 - А теперь? (1\4)

 - Посмотрите на следующий круг какая здесь осталась часть не закрашенной?  (1\8)

  - Сравните что больше 1\4 или 1\8?

 

 

-

- Что вы можете сказать, если  ли вирус в этой программе? /нет/

 3)Геометрическое задание.

- А теперь давайте проверим геометрическую программу БУМки.

( Слайд 6).

- Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

1)        2)                                        3)                          4)

                                                                                                        5)

(фигура под номером 1-самая маленькая, фигура под номером 2 – самая большая, фигура под номером 3 –не прямоугольник, фигура под номером 5- отличается по цвету)

- И БУМка нам выдает такие же ответы. Значит, и в этой программе вируса нет.

5)Работа с выражениями.

- Проверим вычислительную программу БУМки на наличие вируса.(Слайд 7)

12:3 =

36:9 =

42:7 =

54: 7 =

72: 8 =

35: 7 =

- Что общего в этих выражениях? (все они не деление)

- А на ваш взгляд какое из выражений лишнее? (54:7  ).  

- А почему оно лишнее? (При нахождении частного в данном  выражении есть остаток)

- Назовите какой остаток, может получиться, если делитель  7 ? (6,5,4,3,2,1) если делитель  4? (3,2,1 ).

 - О каком условии  мы не должны забывать, выполняя деление с остатком? (при делении остаток не должен быть больше делителя)

- Да, правильно, вы правы. Не забывайте о нем.

- А теперь назовите числа, которые делятся на 7 без остатка.

- К какому выводу мы пришли, проверяя эту программу? (Вируса нет)

- Все согласны?

 3. ТЕСТ «ВЕРНО ИЛИ НЕВЕРНО».

 - Давайте проверим, нет ли вируса в тестовой программе БУМки. Для этого  выполним первое задание в оценочных листах. Если высказывание верное – поставьте  +, если неверное - - . Выполним тест.

- Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.    (+)

- 23:3=6 (ост.5)                                                                                    (-)

- При делении на 3 могут получиться остатки 0, 1, 2.                    (+)

- При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.    (-)

- 30:60=0 (ост.30)                                                                                 (+)

- Проверьте тест по ключу на слайде.

-Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочных листах. Если задание выполнено правильно поставьте 5 баллов, если  допустили 1 ошибку – 4 балла, если 2 ошибки – 3 балла.

- И в тестовой программе вируса мы не обнаружили.

4.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ. (работа в парах)

- Проверяем программу решения задач у БУМки.

-  Перед вами два слова, попробуйте, переставить буквы в этих словах и  получить новое слово. (Слайд 8 )

ЛАК+ШУТКА     шкатулка

 - Получилось слово шкатулка. Посмотрите на слайд. Вы видите  изображение   шкатулки.  Какую  форму имеет  крышка шкатулки? (прямоугольную) (Слайд 9).

  - А что вы знаете о свойствах прямоугольника? (прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые).

- А какое еще есть свойство у прямоугольника? ( противоположные стороны равны)

- Теперь прочитайте задачу № 1 в оценочных листах. Она как раз про эту шкатулку.

Крышка шкатулки имеет прямоугольную форму. Её длина 1 дм, а ширина 8 см. Найди площадь крышки этой шкатулки.

  - Что известно в задаче? (длина, ширина)

 -  Что надо найти? (площадь прямоугольника)

 - Как найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину)

 - А можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- А почему? Что вызвало у вас затруднение?  (сначала надо перевести данные к одной единице измерения)

- Сколько см в 1 дм? (Слайд 10).

  - Я думаю, вы теперь самостоятельно можете выполнить это задание. Приступайте к работе.

- Обменяйтесь оценочными листами проверьте и оцените  работу друг у друга.

- А теперь сверьте свое решение с решением Бумки.  (Если задача выполнена правильно поставьте 5 баллов, если допущена ошибка-4 балла). ( Слайд 11).

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

БУМке и нам нужно отдохнуть. (Слайд 12)

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена…

И рассла-бле-на …

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(пауза)

Мы спокойно отдыхаем …

Сном волшебным засыпаем…

(громче, быстрее, энергичнее)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись!  Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

6. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ С ОСТАТКОМ.

- Отдохнули, продолжаем работать. Мы вновь будем  проверять программу решения задач. (Слайд 13)

Моряки выловили 81 рыбу. Решили разделить ее среди матросов 3 кораблей поровну. Сколько рыб получит каждый матрос и сколько рыб останется, если команда 1 корабля состоит из 5 человек

- Прочитайте задачу про себя, вслух.

-  Что в задаче обозначает число 81? Число 3? Число 5?  

- Что надо узнать в задаче? (Слайд 14)

- Можно сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? ( сначала надо узнать сколько рыб досталось каждому кораблю)

-- А можно это узнать? Как?

 - Это будет первое действие в задаче. Запишите это действие в оценочных листах.(самостоятельно у себя у листах, а затем  1 ученик выходит к доске.

Ученик записывает решение с объяснением.

1)81:3= 27 (р.) – на каждом корабле

- Проверьте свои вычисления с записью на доске.

- Мы ответили на главный вопрос задачи? (нет)

- Продолжаем решать задачу.( самостоятельно)

2)27:5=5(р.)(ост2.)

2 ученик выходит к доске.

Ученик записывает решение с объяснением.

Ответ: 5 рыб досталось каждому матросу и 2 рыбы осталось.

- Вируса в программе решения задач не обнаружено.

-Оцените свою работу на данном этапе урока в оценочных листах.

8.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

- Проверим на наличие вирусов программу самостоятельных работ.

1) Найдите значение выражений.

8:7              

50:9            

2) Вставьте  знак <,>,=.

7м 8дм…78дм                         5дм 7см… 7 см 5мм

3) Рассмотрите, как составлены выражения в каждом столбике, и продолжи столбики. Выполни вычисления.

19+19*0=

18+18*1=

17+17*2=

4) Решите уравнения.

х

:

23

=

4

-Проверьте вычисления по слайдам. (Слайд 15)

-Оцените самостоятельную работу в оценочных листах.

- Вируса не обнаружили.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Чтобы закрепить умение делить с остатком, дома вы выполните № 10 и 9 на стр. 32 учебника. (Ученики самостоятельно читают задание) (Слайд 16)

- Что непонятно в задании?

9. УЧЕБНАЯ РЕФЛЕКСИЯ.

1) Тест «Верно или неверно». (Слайд 17)

-А сейчас мы устно выполним небольшой тест (если утверждение верно, вы покажите +, если нет - -. )

- Если при делении с остатком делимое меньше делителя, то частное равно 0., а остаток равен делимому.                                              (+)

- 11:12=1(ост. 11)                                                                   (-)

- 54:97=0 (ост.54)                                                                   (+)

 - А что показывает БУМка?  (-)

- Он прав? /нет/

- Конечно, Бумка не прав. Наконец, ребята, мы нашли вирус. Теперь наш БУМка будет работать быстро и правильно.

                                      СПАСИБО

- А что мы сегодня повторили, пока искали вирус? (деление с остатком, нахождение площади прямоугольника, нахождение доли от числа).

2) Работа с оценочными листами.

- Просмотрите свои «оценочные листы», сосчитайте общее количество баллов.  (Слайд 18)

- Кто получил   от 17 баллов до 20 – получает  «5»,

                        от 15 баллов  до 16– получает «4».

- Остальным ребятам необходимо еще поработать по этой теме.

- Спасибо за урок!

(  Оценочные листы сдаются учителю).          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....