Деление с остатком
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Печейкина Екатерина Алексеевна

Технологическая карта урока математики в 3 классе по ФГОС. Авторы учебника М.И.Моро, М.А.Бантова и др.  Система "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока38.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  в 3  классе

УМК:  «Школа России»

Предмет: Математика

Учебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова

Тема: Деление с остатком.

Тип: Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Раскрыть конкретный смысл деления с остатком. Познакомить учащихся с проверкой деления числа с остатком путем сравнения остатка с делителем.
  • Формировать практические навыки деления числа с остатком.
  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта.

2.Развивающие:

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения.
  • Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.
  • Развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности.
  •  Развитие познавательной активности, устойчивого интереса к занятиям математикой.
  • Формирование навыков работы в группах.

Формирование УУД:

  • Регулятивные:  формировать  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять       цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия  в группе: умение договариваться о распределении функций в группе, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, возможность  отстаивать различные позиции  и точки зрения;
  • Познавательные:  развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученные на модели, с реальностью (с текстами).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы работы: поисковый, исследовательский                                                                                                                                                                

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, предметные карточки ,  карточки с заданиями для индивидуальной  работы и для работы в парах, листы для исследований, сигнальные карточки, учебник «Математика» М.И.Моро, М.А.Бантова.3 класс, 2 часть, с.27.

Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Мотивирование к учебной деятельности.

(2 мин.)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Долгожданный дан звонок,                       Начинается урок                                         Математики сейчас,                                               Где открытие ждет вас.                                       Вы немного повернитесь                                        И друг другу улыбнитесь.                             Пожелайте удачи!                                            

- Запишите дату.                                              Нарисуйте «Солнышко удачи».

Тему урока назовете после математической разминки.

Приветствуют друг друга и учителя.                                                                                                                

Записывают в тетради дату, рисуют «Солнышко удачи». В течение всего урока рисуют лучики удачи (за каждое успешно выполненное задание).                          

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(7 мин.)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого

1. Работа в парах.

 Математическая разминка.

8

3

11

16

5

49

21

25

27

15

9

10

- Зачеркните наименьшее число, которое делится без остатка на 2. (8)

- Зачеркните наибольшее число, которое делится без остатка на 2 (16).

- Зачеркните числа, которые делятся без остатка на  7 (49)

- Зачеркните числа, которые делятся без остатка на  3(3,9,15,27).

-Зачеркните числа, которые делятся без остатка на 5. (5,10,15,25,).

- Какое число осталось? (11)

-Что скажете? (Число нечетное, двузначное, делится на 1 и на 11.)

- Можно ли это число разделить на 3?  (Можно с остатком)

 11:3=3(ост.2)

- Прочитайте выражение по-разному.

-  Назовите тему урока.

- Но вы уже умеете делить с остатком. Проверьте себя.

2. Индивидуальная работа (карточка №1).

- Найдите нужный ответ. Запишите равенства.

5:2                                  2(ост.1)    

10:4                                2(ост.2)  

11:2                                4(ост.3)                                

Работают в парах.

На столах у учащихся карточки.

Повторяют однозначные и двузначные числа, четные и нечетные, табличные случаи умножения и деления.

Работают в тетрадях. Один ученик работает у доски. Повторяют алгоритм деления с остатком. Читают запись по-разному.

Определяют тему урока сами учащиеся (записывается на доске).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Выявление места и причины затруднения

(3 мин.)

Осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

1. Проблемная ситуация (слайд 2).

- Что заметили? (в последнем ответе остаток больше делителя)

- Возможно ли такое? (Нет)

- Почему? (3 делится на 2).

- Выполните деление правильно.

- А каким может быть остаток?

-  Все ли знаете о делении с остатком?

- Чему еще хотели бы научиться? (Делить правильно)

- Какие задачи будем решать на уроке?

(Научимся правильно выполнять деление с остатком и проверять).

                                               

Проблема.

Определяют задачи урока.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

(8 мин.)

Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

1. Исследование (работа в группах по 4 человека) по карточкам.

- Предлагаю провести исследование.

Цель исследования:  выяснить, каким может быть остаток при делении с остатком.

1) Выполните деление с остатком. Заполните листы для исследований.

1 группа – на 2

2 группа – на 3

3 группа – на 4

4 группа – на 5

5 группа – на 6

6 группа – на 7

7 группа – на 8

 2) Запишите остаток.

 3) Сравните остаток с делителем.

 4)  Сделайте вывод.

2. Подведение итогов работы групп (слайд 3.)

1 группа – 0,1

2 группа – 0,1,2

3 группа – 0,1,2,3

4 группа – 0,1,2,3,4

5 группа – 0,1,2,3,4,5

6 группа – 0,1,2,3,4,5,6

7 группа – 0,1,2,3,4,5,6,7

8 группа – 0,1,2,3,4,5,6,7,8

3. Наблюдение.

- Что заметили? (При делении на 2 остаток может быть только 0 или 1,  меньше делителя. При делении на 3 остаток может быть только 0,1,2, меньше делителя  и т. д. )

- Как вы думаете, какой остаток будет при делении на 9, на 10?

4. Вывод: При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

Все учащиеся класса разбиваются на группы по 4 человека. Учащиеся сами распределяют обязанности в группе.  Работают на листе для исследований самостоятельно, фиксируют наблюдения в таблице, делают вывод.

Вывод делают учащиеся.

Коммуникативные: постановка вопросов; умение конструктивного взаимодействия в группе.

Познавательные: анализ, сравнение  данных; определение  общих  признаков, соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью, самостоятельное выделение – формулирование алгоритма.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5. Реализация построенного проекта.

(2 мин.)

Коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.  

1. Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике (с.27)

- Сравните вывод с правилом в учебнике.

- Что помогло сделать правильный вывод? (Исследование)

2.Составление алгоритма деления с остатком (коллективная пошаговая работа).

- Как правильно делить с остатком?

  • Находим частное.
  • Находим остаток.
  • Проверяем: остаток всегда меньше делителя.

Сравнивают свой вывод  с выводом в учебнике.

Коллективно составляют алгоритм деления с остатком (каждый шаг записывается на доске).

Познавательные: моделирование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(5 мин.)

Организация усвоения учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа в парах              (карточка №2).

-Найдите  ошибки,  не выполняя вычислений.

9:4=1(ост.5)                 22:4=4(ост.6)

12:5=1(ост.7)               15:5=2(ост.5)

2. Коллективная работа по алгоритму.

- Запишите деление правильно (1 человек у доски – с проговариванием, остальные записывают в тетрадях).

- Как проверить деление с остатком? (Сравнить остаток и делитель)

Работают в парах. Зрительно находят ошибки, сравнивая делитель и остаток.

Записывают решение правильно, проговаривая по алгоритму.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6.Физкультминутка.

(1 мин.)

1. Игра.                                                                    2. Гимнастика для глаз.                                          3. Гимнастика для пальчиков.

Дети играют,  выполняют соответствующие движения.

Личностные: самоопределение

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(5 мин.)

Самопроверка ЗУН, вызвавших затруднения,

индивидуальная рефлексия достижения цели.

1. Индивидуальная работа по карточкам разноуровневого характера (карточка №3 -  желтая, зеленая, красная)

7:2           10:3           16:5      13:4 (желтая)

22:4         37:7           27:5      47:9 (зеленая)

31:4        59:8            52:7      45:6 (красная)

2. Проверка по эталону (слайд 4)

3(ост.1) – желтая

5(ост.2) – зеленая

7(ост.3) – красная

- Каким должен быть остаток?

Выбирают карточку.

Работают самостоятельно в тетради по алгоритму.

Проверяют по эталону на доске. Ответ в каждой карточке одинаковый.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

9. Включение в систему знаний и повторение.

(5мин.)

Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1. Связь изучаемого материала с жизнью.

–Зачем мы изучаем деление с остатком?

- Где это может пригодиться? (в жизни, на работе, в быту)

- Мы каждый день решаем такие задачи.

2. Решение задач.

1) Как можно записать 9 числовых выражений в 3 столбика? в 2 столбика?

1) Сколько коробок потребуется, чтобы уложить все 24 елочные игрушки, если в каждую коробку вмещается 10 игрушек?

2) Сколько карандашей по 8 рублей каждый можно купить на 50 рублей?

(Для краткой записи используются предметные картинки.)

Обмениваются мнениями. Доказывают важность изучаемого материала в жизни.

Устно решают задачи.

Записывают решение задачи в тетрадь.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

11. Рефлексия деятельности (1 мин.)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений.

1. Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли её решить?

-Чью работу хотите отметить?

2. Оценки за урок (с комментированием).

3. Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке с помощью

«Светофора» .                                                               Урок полезен, всё понятно (зеленый)
Лишь кое-что чуть-чуть неясно (желтый)        Ещё придётся потрудиться (красный)               Вам понравилось учиться?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

10. Домашнее задание.

 (1мин.)

Закрепление полученных на уроке знаний.

1. Домашнее задание

с.27, №4. Повторить порядок действий в выражениях без скобок.

2. Самоопределение.

-Нарисуйте свое настроение на «Солнышке удачи».

Записывают домашнее задание в дневник.

Рисуют смайлик.

Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....