I. Организационный этап Цели: формирование готовности к выполнению учебной деятельности.
| – Долгожданный дан звонок - начинается урок. На столе у нас в порядке, Книжки, ручки и тетрадки. -Сегодня чудесный день, потому что мы узнаем много интересного и нового. Пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи и успехов. Помните: рядом с вами всегда находится плечо друга, который поможет вам в трудную минуту
| Открывают тетради и записывают число, классная работа.
| Личностные: воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: организовывать свою деятельность Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
|
II. Мотивационно-целевой этап. |
Актуализация знаний. На что похожа эта фигура? (На доске весит рисунок утренней звезды.) - Вы правы- это аусеклис, или утренняя звезда, один из популярных знаков в латышеском орнаменте. Считалось, что аусеклис может уберечь от всего плохого и принести удачу, и поэтому его чертили на земле. Закладывая дом, рисовали на дверях, старались иметь на одежде. - как вы думаете, почему звезда изображена голубым цветом? ( Самые яркие звезды на небе имеют голубой цвет) - Пусть эта звезда станет символом нашего урока. Определение темы, цели урока
Начнем с пары чисел:
3,27- делятся на 3 17,26- сумма цифр 8, чётные 88, 11 – одинаковые цифры 654, 456- трёхзначные ,одинаковые цифры 29, 30- предыдущее, последующее - Определите самое маленькое двузначное число сумма цифр , которого равна 8 и самое маленькое число, которое состоит из одинаковых цифр (17 и 11) -Запишите это число без пропусков (1711) -Какой это век? (180. Сколько в этом числе всего десятков? Единиц? Сотен? Тысяч? 1711 год -Это год рождении великого русского ученого. А кого- вы узнаете, решив примеры и соотнеся ответы с буквами
165 + 12= 177 –(С)
363 :3 = 121 – М
2800 : 70 = 40 – О - А таких букв здесь три. 10 *10 = 100 - Н 249 +101 = 350 - Л 100 – 15 = 85 - В - А теперь составьте слово из этих букв. (Ломоносов) - Да, сегодня наш урок будет связан с именем М. В. Ломоносова. - На уроке у меня будут помощники. Вместе с ними вы узнаете что-то новое и интересное из жизни этого человека. Это вам поможет определить тему и цели урока. -Слушайте и смотрите внимательно… Работа с презентацией. 1 слайд (Слова А.С. Пушкина) 2 слайд (В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской академии наук, член Академии художеств. Основатель Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова). 3 слайд (Ломоносов родился 19 ноября 1711 года на севере России. Он рос в среде корабельщиков, моряков. Родное село Ломоносова – Мишанинская находилось близ Холмогор Архангельской губернии). - Чтобы стать великим учёным, дойти до своей цели. Что он сделал? (Решал жизненные задачи) - Совершенно верно! Попробуйте сформулировать тему урока и цели (Тема нашего урока: Решение задач. И мы на уроке будем решать задачи, преодолевать трудности, двигаясь к своим целям.) -Какие задания выполняли вы на прошлых уроках? ( Решали задачи на движение, выполняли вычисления на сложение, вычитание, умножение многозначных чисел). На доске вывешивается тема и цели урока 4 слайд (Михаил Васильевич был с детства крепок здоровьем. Когда ему было 10 лет, его отец, Василий Дорофеевич, стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле "Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану).
| Формулируют ответы на вопросы, определяют тему урока и ставят цель. Оценивают свою работу. | Личностные: учиться уважительно относиться к одноклассникам; применять правила делового сотрудничества. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя Регулятивные: оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
|
III. Систематизация и повторение. Цели: применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач; - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Физминутка Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение
| Решение задач.
- В задаче встретилось слово – САЖЕНЬ. (прикрепить на доску) - Кто знает что это? (Старинная мера длины = 214 см. Вывешивается рисунок на доску) Разбор задачи: -Прочитайте задачу в учебнике на стр. 26 №5. - Определите вид задачи? (На противоположное движение) Оформление чертежа на интерактивной доске и в рабочей тетради: -Что известно? (скорость лодок, время, расстояние между лодками) -Что надо найти? (Какое расстояние будет между ними через 3 часа?) - Проверка и оценка решения задачи. - Нас ждет вторая задача, но прежде…послушайте и посмотрите на доску…
Слайд 5 (В декабре 1730 года в Москву снаряжается рыбный обоз. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел на себя две рубахи, взял с собой подаренные ему «Грамматику» и «Арифметику» и отправился вдогонку за рыбным обозом) - «Рыбный обоз»? Кто может объяснить, что это? - Чтение задачи. ( Есть слова, которые вам непонятны? (Верста. Кто знает, что это?) Верста -старинная русская мера длины. ( На доске вывешивается рисунок). - Верстой раньше называли расстояние от одного конца поля до другого. (Картинка с обозом на доске). Разбор задачи: Какой вид задачи? (На движение вдогонку) Оформление чертежа на интерактивной доске: -Что известно? (сСорость обоза и путника, расстояние между городом и посёлком) -Что надо найти? (Через сколько дней путник сможет догнать обоз?) Проверка и оценка решения задачи. - Мы хорошо потрудились, можно немного отдохнуть. Встали из-за парт! Физ. минутка. - Перед вами число. Прочитайте его. (7003.204) Столько раз поднимем руки, сколько единиц в классе тысяч (3) Столько выполним наклонов, сколько единиц в классе миллионов (7) И присядем столько раз, сколько сотен в классе единиц(2) На носочки встанем, Потолок достанем И тихонько сядем. Дифференцированная иработа(карточки): На столе у вас лежат карточки с заданиями они разног цвета , выберите любую из них и решите 1.842см= .м 950 см= м см 506 см= м см 5ч = мин 369с= мин 2.( 418:4418-0х75)х (62-62)+ (89х1):89 3.(640:у)х9-27=45
| Работают с интерактивной доской, с учебником стр. 26 №5. Решают задачи, делают записи в тетради с комментированием. Формулируют ответы на вопросы. Контролируют правильность выполнения заданий, объективно оценивают свои знания. Расширяют словарный запас.
| Личностные: проявлять интерес к учебному процессу, выполнять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные: оценивать результат; учиться высказывать своё предположение на основе жизненного опыта. Коммуникативные: слушать и понимать других, использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
|
IV. Выбираем задания и тренируемся. Цель: организация выполнения самопроверки, самооценки
| Самостоятельная работа. - А сейчас послушайте ещё об одном историческом факте из жизни М.В. Ломоносова. Слайд 6 (В Москве его принимают в Славя́но-Гре́ко-Лати́нскую Акаде́мию (или Спасская школа). Двадцатилетний юноша учится в одном классе с маленькими детьми – конечно, ему приходится терпеть их насмешки. Но, несмотря ни на что, Ломоносов учится очень успешно. За один год Ломоносов проходит сразу три класса. За пять лет он прошёл 13 летний курс школы, и выучился латинскому и греческому языкам. В числе лучших двенадцати учеников, отправленных за хорошую учёбу в Петербург, а затем и в Германию). - У вас на столах лежит задание с тремя задачами. Прочитайте их. Выберите одну задачу, с которой вы справитесь. Решите её. У вас 5 минут. - Кто решил первую задачу? Проверяем. - Оцените себя по карте оценивания: Карта на интерактивной доске: Сделали всё правильно поставьте себе (+) - Если было затруднение, но вы её решили (+ -)
- У кого не получилось решить её.(-) -Кто решил вторую задачу? Проверяем. -Оцените себя по карте оценивания. -Кто составил и решил третью задачу? Проверяем. Оцените себя по карте оценивания. | Самостоятельно выбирают и решают разного уровня задачи. Делают записи в тетради, выполняют самооценку. | Личностные: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию. Познавательные: Преобразовывать текстовую информацию в графическую, применять математические знания для решения задач. Регулятивные: Самооценка полученного результата; Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.
|
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
| - Послушайте ещё о некоторых моментах из жизни М.В. Ломоносова. Слайд 7-8 (В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Ему дают небольшую должность в лаборатории химии. Через четыре года ученый читает лекции студентам, много времени проводит за исследованиями в области химии и физики. В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова основан Московский университет. Слайд 9 (Все свои знания М.В. Ломоносов впоследствии переложил и применил к продвижению и развитию науки в своем отечестве. Именно с Ломоносова началось преподавание в учебных заведениях России на русском языке, он является основателем Московского университета, первым русским академиком, родоначальником русской научной школы) Рефлексия: -Наш урок подходит к концу. Чем запомнился - Какие цели вы ставили вначале урока? - Как вы думаете, их достигли? - Что нового вы узнали на уроке? - У вас на столе лежит листочек, на котором вы должны оценить свою работу на уроке. Ступеньки успеха (на слайде): Нарисовать флажок. - Верхняя ступенька - Ура! Я всё понял и сделал сам! - Средняя ступенька – Мне помогли. - Нижняя ступенька – У меня не всё получилось. Надо повторить. - Пожалуйста, покажите свои результаты мне и гостям.
- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, всё успели. Преодолели все трудности, решая жизненные задачи, пришли к поставленной цели! | Формулируют ответы на вопросы учителя. Подводят итоги своей работы на уроке. Выполняют самооценку. | Личностные: осуществлять самооценку. Познавательные: обобщать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные: уметь сравнивать цель и результат. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
|