"Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Аввакумова Раиса Михайловна

Технологическая карта урока "Деление с остатком", математика, 4 класс, УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Аввакумова Р.М.,

учитель начальных классов МБОУ ООШ №19,

г.-к. Геленджик

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 4-ом классе на тему «Деление с остатком», 15.10.2012 г.

Тип урока:

 Открытие новых знаний

Авторы УМК:

УМК «Гармония», Н.Б. Истомина

Цели урока:

Познакомить учащихся с предметным смыслом деления с остатком.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний;

-  развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Метапредметные:

- развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы;

- развитие умения работать в группе, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться в группе, умения выражать свои мысли.

Предметные:

- формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы;

- познакомить с правилом деления с остатком;

-выработать алгоритм деления с остатком

Оборудование:

 Интерактивная доска, учебник.

Образовательные ресурсы:

 Презентация, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

2.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:

- актуализировать имеющиеся знания;

-зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

- Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы»

Сильней, чем «я».

Мы – семья

И мы – друзья.

В  работе на уроке нам помогут знания, смекалка, умение работать в паре и в группе.

(Слайд 1.)

Математический диктант

-Время проверить ваши знания. В тетради пишете только ответы.

- 400 уменьшить в 8 раз.

- На какое число надо разделить 85, чтобы получить 17?

- Чему равен делитель, если делимое 96, а частное 12?

- Во сколько раз 64 больше 16?

- Найти частное чисел: 96 и 12.

- Придумайте числа, которые делятся на 7.

- Какие числа делятся на 5? На 9?

- Я задумала число, разделила его на 4 и получила 3, 1, 8, 5. Какое число я задумала?

Каким действие вы находили ответы на мои вопросы?

- Делимое – 15, делитель – 2, чему равно частное?

(Слайд 2.)

Эмоциональный настрой на урок.

50

5

8

4

8

7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63,70

5,10, 15, 20, 25, 30, 35…

9, 18, 27, 36, 45,54, 63…

12, 4, 32, 20.

Делением.

Высказывания учащихся.

Познавательные УУД:

- развитие познавательных интересов;

- умения выделять  главное;

- учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки, классифицировать.

Личностные УУД:

- формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;  

- развитие познавательных интересов,  учебной мотивации.  

- учить проводить самооценку  деятельности.

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре, группе.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

-Вы встречались раньше с таким случаем деления?  Что вы заметили?

- Почему мы не можем найти значение данного выражения?

- Перед вами лежат фишки. Разделите их между собой поровну.

- По сколько фишек досталось каждому?

- Что такое 1 фишка?

Это не табличный случай деления. Мы не умеем решать такие выражения.

Учащиеся работают в парах.

Поровну разделить не удалось. Одна фишка осталась.

Это остаток

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.  

-Ребята, кто уже понял, какова тема нашего урока?  

 -Как вы думаете, чему мы сегодня на уроке должны научиться?  Какую цель вы перед собой поставите?

(Слайд 3.)

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

- реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

- Вы выполняли сейчас практическую работу. Можно ли записать ваши действия математическим выражением?

-Как записать оставшееся число?        

                                     

- Какое правило получилось?

17:2=8(ост. 1)

(Слайд 4.)

Высказывания учащихся.

При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют неполным частным, второе – остатком.

Предметные УУД:

- формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы;

- познакомить с правилом деления с остатком;

-выработать алгоритм деления с остатком

-  развивать память, речь, внимание.

Физминутка

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Музыкальная (Рефлексия)

(Слайд 5.)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель:

- применение новых знаний в типовых заданиях

- Наши друзья Маша и Миша размышляют над задачей. Давайте попробуем разобраться в ней.

Можно ли 13 шариков разделить на 4?

Маша считает, что нельзя.  А как думаете вы? Все ли шарики распределили? Сколько осталось?

-Какой вывод можете сделать?

(Слайд 6.)

- Запишите решение.

Решение примеров

32: 5; 48 : 7; 31 : 9.

Перед вами примеры. Посмотрите внимательно, как будем рассуждать?

-Что нужно сделать?

Работа в группах

Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке, чтобы получился алгоритм наших действий при делении с остатком.

(Слайд 7.)

Алгоритм деления с остатком.

1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.

2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3. Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.

4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.

Высказывания учащихся.

Один ученик на доске распределяет шарики.

1

13 шариков можно разделить на 4, получится 3, но еще останется  1.

13:4=3 (ост.1)

Нужно составить алгоритм.

Учащиеся работают в группах по 5 человек.

Каждая группа составляет алгоритм, сравнивают.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

Работа с учебником (зад.  №86 (а,б).

- Выполните рисунки, соответствующие записям.

 - Сколько нарисуем кругов?

- Как разделим?

а)3*2+1=7                

   7:3=2 (ост.1)                  

   7:2=3(ост.1)                    

б) 4*2+1 =9              

9:4=2(ост.1)

9:2=4(ост1)

(Слайд 8.)

Игра «Найди ошибку»

- На экране рисунки. Найдите ошибки.

OOOIOOOIOOOO

OOOOOIOOOOOIOO

OOIOOIOOIOOO

OOOOIOOOOI OOOOOO

- Запишите в тетради записи действий в порядке расположения рисунков:

14:4=3 (ост.2)

10:3=3 (ост.1)

9:4=2 (ост.1)

12:5=2 (ост.2)

(Слайд 9.)

ОООI ОООIО

ООООIООООIО

Дети исправляют ошибки в рисунках 1, 3, 4

10:3=3 (ост.1)

12:5=2 (ост.2)

9:4=2 (ост.1)

14:4=3 (ост.2)

Проверяют с эталоном.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: 

- включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Самостоятельная работа (деление с остатком  в карточках, выполнение взаимопроверки)

1в.                                         2 в.

5:4=                                   8:3=

13:6=                                 15:8=

7:3=                                   11:5=

9:5=                                   18:4=

15:2=                                 12:7=

Учащиеся решают, проверяют работу своего соседа по парте.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

-Где вы можете применить полученные знания?

Урок окончен. Спасибо за работу

(Слайд 10.)

Ответы учащихся.

В магазине при подсчете сдачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....