Главные вкладки

    Рабочая программа по математике 1 класс. Л.Г.Петерсон
    рабочая программа по математике (1 класс) на тему

    Арикайнен Татьяна Анатольевна

    Рабочая программа по математике 1 класс по УМК "Перспектива" автор Л.Г.Петерсон.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_1_klass_perspektiva.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по математике

    1 класс

    Программа  «Перспектива»

                                                                                      Автор учебника: Л.Г. Петерсон


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образовании, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

    • Петерсон, Л. Г. Программа «Учусь учиться» курса математики для 1-4 классов начальной школы [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2011;
    • Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс [Текст] : учебник : в 3 ч. / Л. Г. Петерсон. - М. Ювента, 2011.
    • Петерсон, Л. Г. Математика. 1 класс. Методические рекомендации [Текст] : пособие для учителей / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2010.
    • Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 1/1 [Текст] / Л. Г. Петерсон [и др.]. - М.: Ювента, 2010.
    • Петерсон, Л. Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 1/2 [Текст] / Л. Г. Петерсон [и др.]. - М.: Ювента, 2010.
    • Электронное приложение к учебнику математики Л. Г. Петерсон. 1 класс [Электронный ресурс]. - М.: НОУ УМЦ «Школа 2000...», 2006. - 1 электрон. опт. диск (СО-КОМ).
    • Петерсон, Л. Г. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс [Текст] : методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, И. Г. Липатникова. - М.: Ювента, 2007.
    • Петерсон, Л. Г. Сценарии уроков к учебнику «Математика». 1 класс [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2010.
    • Петерсон, Л. Г. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 1 класса [Текст] / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2007.
    • Петерсон, Л. Г. Геометрическое лото. 1 класс [Текст] : дидактическое пособие / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2009.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


    В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

    Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    • математическое развитие младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
    • освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
    • развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

    Задачами курса являются:

    • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности по

    средством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

    • приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знаний, его преобразования и применения;
    • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
    • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
    • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
    • реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей;
    • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
    • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

    Основная концептуальная идея курса математики «Учусь учиться» состоит в использовании системно-деятельностного подхода. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностных, метапредметных и предметных результатов, достаточных для успешного продолжения математического образования в основной школе.

    С этой целью методы объяснения заменяются деятельностны м методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, и, соответственно, изменяются методики изучения математического содержания и способы создания образовательной среды.

    Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учащимся основных этапов формирования любого умения, а именно:

    1. приобретение опыта выполнения УУД;
    2. мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
    3. тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
    4. контроль.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.

    Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … Порядок.

    Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.

    Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.

    Число как результат счета предметов и как результат измерения величин.

    Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.

    Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

    Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).

    Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.

    Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.

    Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.

    Монеты  1 к., 5 к, 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

    Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).

    Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.

    Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.

    Работа с текстовыми задачами

    Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.

    Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).

    Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на…»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.

    Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).

    Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2−4 действия. Анализ задачи и планирование хода ее решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.

    Геометрические фигуры и величины

    Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).

    Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.

    Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

    Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны.

    Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.

    Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.

    Объединение и пересечение геометрических фигур.

    Величины и зависимости между ними

    Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.

    Измерение массы. Единица массы: килограмм.

    Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.

    Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.

    Числовой отрезок.

    Алгебраические представления

    Чтение и запись числовых и буквенных выражений 1 – 2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков  >,  <,  = .

    Уравнения вида а + х = b,  а  х = b,  x  a = b,  а  х = b,  решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.

    Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + б = б + а.

    Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида:  а + б = с,  б + а = с,  с − а = б.

    Математический язык и элементы логики

    Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.

    Построение моделей текстовых задач.

    Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

    Работа с информацией и анализ данных

    Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.

    Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.

    Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.

    Обобщение и систематизация знаний, изученных в 1 классе.

    Портфолио ученика 1 класса.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

     На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих результатов:

    Личностные:

    1. Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни .                                                        
    2.  Проявлять познавательный интерес к математической науке.

    Метапредметные:

    1. Способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик.
    2. Умение моделировать.
    3. Умение планировать, контролировать, корректировать ход решения учебной задачи.

    Предметные:

    1. Освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях(сложение и вычитание), текстовых задачах и геометрических фигурах.
    2. Умение выбирать изученные алгоритмы.
    3. Умения использовать знаково-символические средства.

    Учащиеся должны знать:

    – названия и последовательность чисел от 1 до 20 и обратно;

    – названия и обозначение действий сложения и вычитания;

    – наизусть таблицу сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;

    – названия единиц величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр.

    Учащиеся должны уметь:

    – читать, записывать, сравнивать числа в пределах 20;

    – складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток;

    – складывать два однозначных числа, сумма которых больше, чем 10, выполнять соответствующие случаи вычитания;

    – находить значение числового выражения в 1, 2 действия на сложение и вычитание (без скобок);

    – решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    – практически измерять величины: длину, массу, вместимость;

    – чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка.

    Учащиеся должны различать:

    – текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, разностное сравнение, нахождение неизвестного слагаемого, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

    – геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.

    Учащиеся должны понимать:

    – отношения между числами (больше, меньше, равно);

    – взаимосвязь сложения и вычитания;

    – десятичный состав чисел от 11 до 20;

    – структуру задачи, взаимосвязь между условием и вопросом.


    ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1. Дополнительная литература.

    1. Асмолов, А. Г., Стандарты второго поколения. Формирование универсальных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011.

    2. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...» [Текст] / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. – М.: Ювента, 2010.

    3. Осетинская, О. В. Я – первоклассник : портфолио учащегося [Текст] / О. В. Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011.

    4. Тренажер по математике к учебнику Л. Г. Петерсон. 1 класс [Электронный ресурс] / Разработчик: «Марко Поло». – М.: Издательство Бука, 2009. – 1 электрон. опт. диск (СО-КОМ).

     

    2. Интернет-ресурсы.

    1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.cu

    2. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_nо=12371

    3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

    4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.l september.ru

    3. Информационно-коммуникативные средства.

    1. Математика. 1 класс. Универсальный мультимедийный тренажер (СD).

    2. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику Л. Г. Петерсон «Математика». 1 класс (СD).

    3. Обучающая программа «Приключения на планете чисел» (СР).

    4. Большая электронная энциклопедия (СD).

    4. Наглядные пособия.

    Таблицы:

    1. Математика. 1 класс.

    2. Геометрический материал в начальной школе.

    Раздаточный материал: 

    1. Вьетнамская игра «Танграм».

    2. Набор цифр и геометрического материала.

    3. Счетные палочки.

    5. Технические средства обучения. 

    1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

    2. Телевизор.

    3. Компьютер.

    4. Мультимедийная доска.

    6. Учебно-практическое оборудование. 

    1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

    2. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

    7. Специализированная учебная мебель.

    Компьютерный стол.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике для 4 класса на основе авторской программы Л. Г. Петерсон (Школа 2000")

    Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

    Рабочая программа по математике для 3 класса по программе «Перспектива» автора Л. Г. Петерсон

    Данная рабочая программа рассчитана на  140 часов в год, представлены календарно – тематическое планирование и пояснительная записка, элементы содержания программы, критерии оценки, количество ко...

    Рабочая программа по математике к учебнику математики Л.Г.Петерсон. 1 класс. ФГОС.

    Данная программа составлена на основе авторской программы Л.Г.Петерсон....

    Рабочая программа по МАТЕМАТИКЕ по программе Л.Г.Петерсон. 1 класс.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по математике для 2 класса по учебнику "Математика", автор Л.Г.Петерсон.

    Рабочая программа по математике для 2 класса  составлена  по учебнику "Математика", автор  Л.Г.Петерсон, с указанием страниц учебника, рекомендуемого домашнего задания, УУД.  Расчи...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

    В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

    рабочая программа по математике класс Начальная школа века

    Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....