Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Горохова Мария Алексеевна

Рабочая програма по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh._mir_poyasnit.zapiska.docx19.95 КБ
Файл okruzh._mir.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии Окружающего мира определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Место предмета в   учебном плане школы

В соответствии с   учебным планом школы на учебный курс «Окружающий мир» выделено 2 часа из федерального компонента в неделю: 68 часов в год.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умениянавыкиосваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание рабочей программы

 3 класс  (68 ч)

Как устроен мир

      Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
      Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
      Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
      Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
      
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
      
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа

      Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
      Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
      Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
      Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
      Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
      Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
      Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
      Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
      
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье

      Организм человека. Органы и системы органов.
      Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
      Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
      Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
      Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
      Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
      Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
      
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность

      Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
      Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
      Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
      Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
      Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
      
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
      
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика

      Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
      Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
      Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
      Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
      Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
      Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
      Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
      Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
      
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам

      Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
      Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
      Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
      Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
      Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
      
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

     К концу 3 класса учащиеся должны знать:
      
человек — часть природы и общества;
      что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
      основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
      основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
      взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
      взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
      строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
      правила гигиены; основы здорового образа жизни;
      правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
      потребности людей; товары и услуги;
      роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
      некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
      
Учащиеся должны уметь:
      
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
      проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
      объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
      выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
      выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
      владеть элементарными приемами чтения карты;
      приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Проверочные работы

Контрольные работы

Всего

I триместр

1

0

1

II триместр

3

0

3

III триместр

1

1

2

Всего

5

1

6



Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Дата план.

Дата факт.

Как устроен мир (7 ч)

1

Природа. Ценность природы для людей

01.09

2

Человек

04.09 – 08.09

3

Наши проекты «Богатства, отданные людям»

4

Общество

11.09 – 15.09

5

Что такое экология

6

Природа в опасности! Охрана природы

18.09 – 22.09

7

Обобщение знаний по разделу «Как устроен мир». Проверочная работа

Эта удивительная природа (19 ч)

8

Тела, вещества, частицы

25.09 – 29.09

9

Разнообразие веществ

10

Воздух и его охрана

02.10 – 06.10

11

Вода

12

Превращения и круговорот воды

09.10 – 13.10

13

Берегите воду!

14

Что такое почва

16.10 – 20.10

15

Разнообразие растений

16

Солнце, растения и мы с вами

23.10 – 27.10

17

Размножение и развитие растений

18

Охрана растений

10.11

19

Разнообразие животных

13.11 – 17.11

20

Кто что ест

21

Наши проекты «Разнообразие природы родного края»

20.11 – 24.11

22

Размножение и развитие животных

23

Охрана животных

27.11 – 01.12

24

В царстве грибов

25

Великий круговорот жизни

04.12 – 08.12

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа

Мы и наше здоровье (10 ч)

27

Организм человека

11.12 – 15.12

28

Органы чувств

29

Надежная защита организма

18.12 – 22.12

30

Опора теле и движение

31

Наше питание

25.12 – 29.12

32

Наши проекты «Школа кулинаров»

33

Дыхание и кровообращение

12.01

34

Умей предупреждать болезни

15.01 – 19.01

35

Здоровый образ жизни

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа

22.01 – 26.01

Наша безопасность (8 ч)

37

Огонь, вода и газ

38

Чтобы путь был счастливым

29.01 – 02.02

39

Дорожные знаки

40

Наши проекты «Кто нас защищает»

05.02 – 09.02

41

Опасные места

42

Природа и наша безопасность

12.02 – 16.02

43

Экологическая безопасность

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа

19.02 – 22.02

Чему учит экономика (12 ч)

45

Для чего нужна экономика

26.02 – 02.03

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики

47

Полезные ископаемые

05.03 – 09.03

48

Растениеводство

49

Животноводство

12.03 – 16.03

50

Какая бывает промышленность

51

Наши проекты «Экономика родного края»

19.03 – 23.03

52

Что такое деньги

53

Государственный бюджет

03.04 – 06.04

54

Семейный бюджет

55

Экономика и экология

09.04 – 13.04

56

Обобщение знаний по теме «Чему учить экономика». Проверочная работа

Путешествие по городам и странам (12 ч)

57

Золотое кольцо России

16.04 – 20.04

58

Золотое кольцо России

59

Золотое кольцо России

23.04 – 27.04

60

Наши проекты «Музей путешествий»

61

Наши ближайшие соседи

30.04 – 04.05

62

На севере Европы

63

Что такое Бенилюкс

07.05 – 11.05

64

В центре Европы

65

По Франции и Великобритании

14.05 – 18.05

66

На юге Европы

67

По знаменитым местам мира

21.05 – 25.05

68

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Контрольная работа за курс 3 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...