Письменное деление с остатком
план-конспект урока по математике (4 класс)

Хуснутдинова Румия Рафитовна

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления и формирования у детей умения выполнять деление на двузначное число с остатком.

Задачи:

Образовательные:  способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению «Письменного деления с остатком на двузначное число», систематизировать и обобщать знания по теме, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Развивающие: способствовать развитию  вычислительных навыков, умению логически рассуждать и мыслить, умению владеть математической речью,  работать в парах, расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность; умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы;  развивать познавательный интерес, речь, память слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:  способствовать воспитанию интереса к математике, воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении рабочих тетрадей; воспитывать бережное отношение к книгам.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, к  математики, логическому мышлению, вниманию, воображению, памяти, развитию речи; уважению и доброжелательному  отношению обучающихся и помощи друг другу.

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД: умение осознавать познавательную задачу и стремиться её решить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, читать, извлекая нужную информацию.

Формирование регулятивных УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тема, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: формировать умение навыка деления с остатком на двухзначное число, применять алгоритм деления многозначного числа в столбик.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные образовательные ресурсы: учебник по математике, раздаточный материал (карточка с заданиями  для усвоения темы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennoe_delenie_s_ostatkom_na_dvuznachnoe_chislo.docx396.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Письменное деление с остатком на двузначное число».

Цель: создать благоприятные условия для ознакомления и формирования у детей умения выполнять деление на двузначное число с остатком.

Задачи:

Образовательные:  способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению «Письменного деления с остатком на двузначное число», систематизировать и обобщать знания по теме, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Развивающие: способствовать развитию  вычислительных навыков, умению логически рассуждать и мыслить, умению владеть математической речью,  работать в парах, расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность; умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы;  развивать познавательный интерес, речь, память слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:  способствовать воспитанию интереса к математике, воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении рабочих тетрадей; воспитывать бережное отношение к книгам.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, к  математики, логическому мышлению, вниманию, воображению, памяти, развитию речи; уважению и доброжелательному  отношению обучающихся и помощи друг другу.

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД: умение осознавать познавательную задачу и стремиться её решить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, читать, извлекая нужную информацию.

Формирование регулятивных УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тема, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: формировать умение навыка деления с остатком на двухзначное число, применять алгоритм деления многозначного числа в столбик.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Основные образовательные ресурсы: учебник по математике, раздаточный материал (карточка с заданиями  для усвоения темы).

Ход урока.

  1. Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- эмоциональный настрой к уроку;

- Доброе утро, мои дорогие!

Друзья внимание – прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнем скорей урок.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра и успехов!         

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Привет! (прикосновение всей ладонью)

- Я надеюсь, что на этом уроке вы откроете для себя новые знания, будете работать с радостью и с удовольствием.

- проверка готовности у уроку.

- Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетрадь, пенал.

II. Проверка домашнего задания (по мере необходимости)

-…, какое было домашнее задание?

(№ … и приготовить карточки с 2 примерами деление на 2-значных чисел. )

-Давайте, мы их сейчас быстренько проверим. Вспомнили куиз-куиз трэйд.

-Молодцы, девочки! Вы справились с заданием. Все примеры смогли решить?

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
  2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Сейчас у нас с вами будет математический диктант. Открываем тетрадки свои и записываем число, классная работа. Мне нужен самый смелый, кто будет решать на доске, кто желает?

О.: - Ответы учеников.

У.: - Итак ваша задача, записывать ответы в столбик на задание, которое я буду читать.

  1. Из числа 340 вычесть число 80 и прибавить 70.
  2. Первый множитель 90, второй множитель 40 чему равно произведение (90*40).
  3. Уменьшаемое 1200, вычитаемое 350. Чему равна разность (1200-350).
  4. Записать число, которое больше 60 в 15 раз (60*15).
  5. Во сколько раз 20 меньше 1000 (1000/20).
  6. Из какого числа, надо вычесть 800, чтобы получилось 856. (800+856).
  7. Сколько см в 5 дм?

У.: - Так, давайте проверим, как справились вы с математическим диктантом.

Ответы:

  1. 330
  2. 3600
  3. 850
  4. 900
  5. 50
  6. 1656
  7. 50 см

- А теперь оцените свою работу.

Критерии оценивания: 

       нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3 ошибки  - 3

4 и более ошибок - 2

- 488 : 61=        

  376 : 61=

  366 : 61 =    

- Сравните выражение.

- Чем они похожи? (Деление на двузначное число, одинаковый делитель).

- Как вы научились делить на двузначное число? (Надо подобрать число, которое при умножении на делитель, дает делимое).

- Какое выражение «лишнее»? Почему?

- Сформулируйте тему урока.( Деление на двузначное число с остатком).

- Поставим задачи, чтобы достичь этой цели, используя «слова-помощники», которые вы видите на доске.

О.: - Познакомимся с письменным приёмом  деления на двузначное число с остатком: узнаем, как правило, деления на двузначное число с остатком; будем учиться решать примеры и задачи с применением деления на двузначное число с остатком.

У.: - Молодцы! В путь за новыми знаниями. Для начала давайте вспомним, как делить на двузначное число?

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

  1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

Стр.58 примеры сверху.

Запись на доске:

У.: - Сравните записи? Чем похожи эти записи?

О.: - Они делятся на двухзначное число. Деление с остатком.

У.: - Чем отличаются?

О.: - Второе числовое выражение вычислено неверно, так как остаток не может быть больше делителя.

У.: - Верно. Кто хочет решить второе числовое выражение с объяснением у доски?  

О.: - Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

1

9

0

2

1

1

8

9

9

 

 

 

1

У.: - Какой можем сделать вывод?

О.: - При делении с остатком на двузначное число рассуждают так же, как и при делении без остатка.

  1. Первичное закрепление.

Работа с учебником

У.: - Открываем учебник на странице 58 № 211. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

О.: - Найти частное и остаток и проверить решение.

У.: - Верно.  Первый пример, мы решим все вместе возле доски, остальные по рядам. У доски по представителю от ряда.

-

4

4

5

7

3

4

3

8

6

7

-

1

5

6

4

8

1

4

4

3

1

2

2

7

8

6

2

2

4

8

4

3

0


3

4

6

5

6

3

3

6

6

1

0

У.: - Проверим 1 ряд? Есть ли ошибки? Исправьте.

О.: - Ответ будет 4 с остатком 30.

У.: - Проверим 2 ряд?

О: -  Ответ будет 6 с остатком 10.

У.: - Проверим 3 ряд?

О.: - Ответ будет 6 с остатком 7.

Задача № 212.

У.: - Молодцы, прочитайте задачу под  №212.

О.: - Читают.

У.: - Кто совершил первый полет в космос?  

О: - Юрий Гагарин.

У.: - Когда произошло это событие?

О.: - 12 апреля 1961 года.

У.: - Что нам известно в задаче?

О.: - Полет космонавтов длился 290 часов.

У.: - Какой вопрос стоит в задаче? Что нам нужно узнать?

О.: - Сколько суток и часов были космонавты в полёте?

У.: - Верно. Какие знания мы используем при решении этой задачи?

О.: - Единицы времени.

У.: - Кто мне скажет, сколько часов в одних сутках?

О.: - 24 часа.

У.: - Чтобы узнать, сколько космонавты были в полете, что нам необходимо сделать?

О.: - Нам нужно 290 разделить на 24.

У.: - Верно, тем самым мы что узнаем?

О.: - Сколько суток и часов были космонавты в полёте.

У.: - Запишите решение задачи самостоятельно. Один ученик возле доски.

-

2

9

0

2

4

2

4

1

2

-

5

0

4

8

2


У.: - Какой ответ?

О.: - Ответ 12 с остатком 2.

У.: - То есть космонавты были в космосе: 12 полных суток и 2 часа.

Проверка: 12 полных суток = 288 часов
290-288= 2 Часа

Задача № 214    стр.58

У.: - Прочитайте задачу. О чём идёт речь в первом предложении?

О.: - В международном автопробеге участвовало 350 машин.

У.: - Запишем краткую запись в тетради. Один ученик на доске.

О.: - Всего- 350 м

У.: - О чём идёт речь во втором предложении?

О.: - Экипаж каждой машины состоял из трех спортсменов.

У.: - Запишем краткую запись

О.: - 1 экипаж машины -3 спортсмена

У.: - О чём идёт речь в третьем предложении?

О.: - До финиша не дошли 105 машин.

У.: - Запишем краткую запись

О.: - Не дошли-105 м

У.:  - О чём идёт речь в четвертом предложении?

О.: -  Сколько машин и сколько спортсменов прибыли к финишу?

У.: - Запишем краткую запись

О.: -   Прибыло - ? м
         Спортсменов- ?

У.: - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

О.: - Нет.

У.: - Что мы сначала можем узнать? (кол-во машин или спортсменов)

О: - Количество  машин.

У.: - А как мы можем это узнать?

О.: - Можно узнать таким действием 350 – 105 = 245

У.: - Итак на один вопрос мы уже ответили. Как теперь найти, сколько спортсменов прибыли к финишу?

Записываем решение и ответ в тетрадь.

О.: - Находим, сколько спортсменов прибыли  245 * 3 = 735.

Всего- 350 м
1 экипаж машины -3 спортсмена
Не дошли-105 м
Прибыло - ? м
Спортсменов- ?

1)  350-105=245 машин пришли к финишу
2)  245*3=735 спортсменов прибыли к финишу

Ответ: 245 машин пришли к финишу, 735 спортсменов прибыли к финишу.

IV. Физминутка.

V. Работа в группах- Плейсмет Консенсус

1 группа – умн-ие 3-значных чисел

2 группа – умн-ие 2-значных чисел

3 группа – примеры деление на 2-значное число

4 группа – геометрическая задача

5 группа – составить и решить уравнение

6 группа-   деление на 2-значное число

             -меняются, решают то, что в середине.

VI. Закрепление изученного материала.

У.: - Я предлагаю вам воспользоваться своими знаниями, чтобы выполнить задания по карточкам. Здесь задания трёх уровней сложности.

ФИО______________________________________

Выполни деление с остатком:

  1. 460 : 29=
  2. 428 : 63=

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 

  1. 526 : 25=
  2. 920 : 92 =
  3. 685 : 27 =

Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной. 

  1. ... : 83 = 7 ( ост. 4)
  2. ... : 29 = 8 (ост. 15)

У.: - Я думаю, вы справились с заданием. Сдайте работы для того чтобы мне посмотреть, как вы справились с заданием. Оценки узнаете на следующий урок.

VI. V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

У.: - Какая тема и задача  нашего сегодняшнего урока?

О.: -  Тема урока - письменное деление с остатком на двузначное число. Мы ставили перед собой задачу научиться выполнять деление с остатком.

У: Верно. У вас на столах лежат  карточки, заполните их и сдайте, пожалуйста.

VII. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Письменное деление с остатком.»

Разработка фрагмента урока....

Урок математики 4 класс "Письменное деление с остатком на двузначное число".

Урок математики для 4 класса "Письменное деление с остатком на двузначное число" УМК "Школа России" 3 четверть. Представлен полный конспект урока математики....

«Письменное деление с остатком на двузначное число».

Цели урока:1. Отрабатывать прием письменного деления трехзначного числа на двузначное при однозначном частном с остатком, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.2. Развивать...

Конспект урока "ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений выполнять деление на двузначное число с остатком, решать задачи и уравнения, находить значения буквенных выражений, развитию логического мышлени...

Конспект урока «Письменное деление с остатком на двузначное число» 4 класс УМК "Школа России"

План - конспект урока по математике (УМК «Школа России») «Письменное деление с остатком на двузначное число» 4 класс...