"Запись вычитания столбиком"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Коростелёва Мария Валерьевна

Цель: формирование умения записывать действие в столбик

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с записью двузначных чисел в столбик;

Развивающие: развивать мыслительные операции, внимание и пространственное мышление, умение применять полученные знания на практике;

Воспитательные: воспитывать  интерес к математике, умение действовать активно на протяжении всего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc172 КБ
Microsoft Office document icon listya_s_chislami.doc117.5 КБ
Office presentation icon urok.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №11, 2 «Б» класс, 1 четверть

Дата проведения: 17.10. 2019г.

Образовательная система: «Начальная школа XXI века»

Учитель: Коростелева Мария Валерьевна

Тема: Запись вычитания столбиком

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование умения записывать действие в столбик

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с записью двузначных чисел в столбик;

Развивающие: развивать мыслительные операции, внимание и пространственное мышление, умение применять полученные знания на практике;

Воспитательные: воспитывать  интерес к математике, умение действовать активно на протяжении всего урока.

Оборудование: ТСО (презентация); конспект; учебник; наглядный материал: листья с числами, числа, геометрический материал; раздаточный материал: конверты с геометрическим материалом, карточки для с/р, смайлы.

 

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Какой урок у нас сейчас?

-Чем будем заниматься на уроке?

(рассуждать, мыслить, решать)             - Молодцы! Сегодня на уроке мы раскроем ещё одну математическую тайну, научимся новому.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 17 октября и Классная работа, отступив от прошлой работы 4 клетки, между числом и классной работой 1 клетка.

Приветствие, ответы на вопросы учителя, готовность к уроку

ЛУУД:

появление мотивации, положительно-эмоциональная направленность.

РУУД: саморегуляция

2.Устный счёт

-Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку – гимнастику для нашего ума.

(слайд в презентации, работа с числовой цепочкой)

-Что можно сказать о получившемся числе?

(двузначное, нечётное)

-Действительно сегодня 17 октября, уже середина осени. И сразу же на ум приходят строчки А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прекрасная пора

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

-Какая для вас осень в этом году? Какое настроение вызывает у вас осень?

-Перед вами, на слайде, картинка с изображением осени. Что можете о ней сказать? Какие мысли приходят на ум?

-Сколько и каких геометрических фигур вы насчитали?

(квадратов – 2; прямоугольников -2; треугольников –5; ромбов- 1;четырёхугольников- 3)                              - Ребята, а что такое листопад?              - Правильно! Листья желтеют и начинают опадать, а потом лёгкий, холодный, осенний ветерок разносит листья по всей земле. Посмотрите, ветерок принёс и нам осенние листочки, но с математическим заданием.

На доске: 62. 36 .53. 76. 27. 56. 98.13

-Перед вами ряд чисел, расположите эти числа в порядке возрастания, убывания.

-Молодцы! (работа на слайде)

-Ребята, все мы знаем, что осенью принято собирать урожай. Давайте решим задачу, которую предлагает нам садовод.

Задача:

У садовода росло 2 яблони. На одной яблони выросло 24 яблока, а на второй 13 яблок. Сколько всего яблок выросло у садовода?

-Как найдем, сколько яблок выросло у садовода?

24+13

-Как будем выполнять сложение?

(повторение алгоритма сложения в столбик)

1.Складываем единицы

2.Складываем десятки

3.Читаем ответ

Выполнение заданий для развития памяти, мышления, внимания, логики, пройденного материала.

Рефлексия своего настроения.

Обобщение знаний по другим дисциплинам.

Высказывание свои предположений

Картинка составлена из геометрических фигур

Работа у доски

Сложением

В столбик

Работа 1 человека у доски, проговаривание алгоритма сложения в столбик

КУУД:

устное проговаривание ответов.

ЛУУД: смыслообразование.

РУУД: самостоятельный выбор поиска решений.

Физкультминутка

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

3.Формулирование темы урока, целеполагание

-А теперь давайте вернёмся к нашему ряду чисел на осенних листочках. Найдите два самых наименьших числа в этом ряду чисел (27,13)

-Несложно отнимать игрушки,

Конфеты, книжки, кружки, плюшки.

Но нужно правильно понять,

Что значит «вычесть» и «отнять»,

Что груши или шоколадки

Мы отнимаем лишь в тетрадке…

Примеры можем мы читать

И всё, что хочешь вычитать!

-Прослушав стихотворение, скажите, что мы должны сделать с числами? Какое действие выполнить?

Давайте вычтем данные числа. Из какого числа будем вычитать?

Из 27 будем вычитать 13? Оно какое? Эти числа какие?

 27-13

Существует более удобный письменный способ вычисления (показываю примеры на слайде, записанные в столбик).

-Что видите? (примеры записаны в столбик)

-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Тема: Запись вычитания  столбиком.

-Какие цели поставим перед собой?

-Вы поставили перед собой разные цели, но самая главная наша цель: научиться вычитать двузначные числа в столбик.

Работа с наглядным материалом

Вычитание

Из наибольшего – 27, наименьшее, двузначные

Десятки, единицы

РУУД: целеполагание.

ПУУД:

действия постановки и решения проблемы, понимание того, что нужна доп.информация или знания для решения учебной задачи.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

4.Открытие нового знания

-Для того, чтобы нам достигнуть главную цель урока нам нужно узнать, как же правильно выполнять вычитание двузначных чисел в столбик. Давайте рассмотрим это на одном примере (все записывают пример в тетрадь)

       - 48

         16

-Алгоритм вычитание двузначных чисел в столбик ничем не отличается от алгоритма сложения в столбик, если вы будете знать алгоритм сложения, то решить пример по алгоритму вычитания не составит труда.

-При вычитании из двузначных чисел: сначала записываем уменьшаемое, а под ним – вычитаемое на второй строчке. Единицы под единицами, десятки под десятками. Слева между числами ставим знак – (минус).

Подводится черта, под которой записывается ответ. Сначала вычитаем единицы, потом вычитаем десятки. Читаем ответ. (показываю всё на доске)

1.Вычитаем единицы: 8-6=2

Записываем под единицами 2

2.Вычитаем десятки: 4-1=3

Записываем под десятками 3

-Какой ответ у нас получился? (32)

ПУУД:

добывать новые знания, используя разные источники информации.

КУУД:

сотрудничество со сверстниками.

Физкультминутка

 Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

5.Первичное закрепление

-Откройте учебник на странице 61 и обратите внимание на №3. Прочитайте задание.

-Наша с вами задача вычислить данные примеры, выполняя запись столбиком. Из этого задания мы будем выполнять только 1 и 2 столбики. У доски примеры будем выполнять по очереди, те, кто работает у доски проговаривают вычисление в столбик. Выполнять примеры к доске пойдёт…                   (4 человека), все остальные выполняют решение примеров в тетрадях. Отступите 1 клетку от числа и классной работы и в начале тетради выполняйте задание.

36-13             42-11

98-27             59-46

Задача №7.

-Прочитайте эту задачу каждый про себя (назначаю человека, чтобы он прочитал для всего класса)

Мама попросила Наташу купить пачку масла и дала ей 65 рублей. После покупки масла у Наташи осталось 42 рубля. Сколько рублей стоит пачка масла? Хватит ли у Наташи денег ещё на одну пачку масла?

-О чём говорится в задаче?

-Что нам известно?

-Вы могли заметить, что в нашей задачи два вопроса. Можем ли мы сразу ответить на 2 вопрос задачи? Почему?

-На 2 вопрос мы сможем ответить только после решения нашей задачи.

-Можем ли мы узнать, сколько рублей стоит пачка масла?

-Каким действием узнаем?

-Записываем решение данной задачи:

65-42

-Для того, чтобы найти сколько рублей стоит пачка масла , как будем выполнять вычитание? Ответ: 23 рубля

-Мы ответили на первый вопрос задачи?

-Теперь можем ответить на второй вопрос?

-Хватит ли у Наташи денег ещё на одну пачку масла? (да)

Закрепление нового материала.

Работа у доски, проговаривание алгоритма записи вычитания столбиком

Столбиком

Да

Да

Да

ПУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

РУУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6. Повторение и закрепление изученного

Самостоятельная работа

-А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Учебник стр.61 № 4 (1 столбик)

Взаимопроверка в парах

РУУД:      выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

7. Подведение итогов, домашнее задание, оценивание,

Рефлексия

-Какая была тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её?

-Как выполнить вычитание двузначных чисел в столбик?

-Что было трудного на уроке?

Какие задания были самыми трубными? Какие самыми лёгкими?

Д/3: с.61 №4 (2 СТОЛБИК)

-Сегодня за урок я могу поставить…

-У вас на партах лежат смайлики, если вам было интересно на сегодняшнем уроке, вам понравился урок, вы поняли новую темы, то поднимите смайлик с улыбкой, если вам было не интересно, вам не понравился сегодняшний урок, вы не поняли новую тема, то поднимите грустный смайлик.

Спасибо за урок! Урок окончен!

Подведение итогов урока, самооценивание, рефлексия урока.

ЛУУД:

нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

РУУД:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

КУУД:

выражать свои мысли и мнения в соответствии с задачами и условиями.



Предварительный просмотр:








Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

7 +9 21 +7 -9 +7 -8 +7 +1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание двузначных чисел; запись «в столбик»». Конспект урока по математике

Цели:  1) Расширить знания детей по ранее изученным темам;2) Совершенствовать вычислительные навыки;4) Совершенствовать навыки устного  и письменного счёта в пределах 100;5) Совершенствовать...

Конспект урока математики. Запись вычитания в строчку и столбик. 2 класс. ПНШ

Конспект урока математики. Запись вычитания в строчку и столбик. 2 класс. ПНШ...

Конспект урока по математике 2 класс Запись вычитания столбиком

Тема: «Запись вычитания столбиком»Тип урока: комбинированныйЦель и задачи урока:·        Создать условия для ознакомления учащихся с записью вычит...

Конспект урока по математике "Запись вычитания столбиком" - 2 класс "Начальная школа 21 века"

Программа : «Начальная школа XXI века»Тема: Запись вычитания столбикомТип урока: открытие новых знанийЦель: формирование умения записывать действие в столбикЗ...

Конспект урока по математике. Тема: "Запись вычитания в строчку и столбиком". (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения выполнять запись вычитания в строчку и столбиком; совершенствование вычислительных навыков; формирование умения составлять задачу по круговой схеме.Планируем...

Конспект урока по математике Запись вычитания столбиком

Конспект по математике 2 класс УМК школа 21 век  Запись вычитания столбиком...