Методическая разработка "Вычитание вида 16-"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Семёнова Ольга Анатольевна

Методическая разработка "Вычитание вида 16-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока49.25 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Семёнова Ольга Анатольевна

Предмет: Математика

Класс: 1

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

Вычитание вида 16-

Цель урока

Создание условий для знакомства с новыми приемами вычитания, основанные на знании состава числа 16

Планируемые результаты

Предметные:

Знать состав числа 16

Уметь решать примеры на вычитание из 16.

Применять быстрый и стабильный счет в пределах 20

Анализировать составные задачи.

Синтезировать знания из разных областей.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Личностные: способствовать развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности

Метапредметные УУД:

Познавательные: формировать умение выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач, заданий.

Регулятивные: понимать и принимать, сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку

Коммуникативные: формирование умений осознанного построения высказывания в устной форме; умение слушать и понимать других.

Основные понятия

Вычитание, состав числа, составная задача.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир.

Ресурсы (оборудование):

- основные

Проектор, интерактивная доска.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Анатольевна и сегодня урок математики у вас проведу я. Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку: на парте должна лежать тетрадь, учебник, дневник и пенал. Все готово? Тогда присаживайтесь. Я хочу, чтобы этот урок принёс вам много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки, хорошее настроение, и желаю вам, конечно, успеха, удачи. Наш урок пройдёт под девизом: «Будь внимателен! У тебя всё получится!»

 Стоят возле рабочих мест, внимательно слушают.

II. Актуализация знаний. 

  1. Устный счет

У доски самостоятельно – 4 уч-ся:

15-6     15-9

7+6      9+8

14-9    13-8

6+6-7    7+6-4

Сравни: 15 и 16        13 и 12

9+6 и 14              15 и 8+4  

11-9 и 12-9        13-8 и 15-9

Работа над задачами.

Добавь недостающие данные.

Нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот  сейчас мы  проверим,  насколько вы внимательны.

1. В числовых выражениях найдите ошибки и исправьте их.

1+0=10      10+2=12      13-1=12

10-0=1       20-1=10       12-2=1

2. Какой пример лишний? (слайд)

13-3           2+8          16 – 6

14-4           12-2          20-10 

3. Назови число, в котором:

1дес.2ед., 1дес.7ед., 1дес.3ед., 2дес., 0ед.

4.Назови числа по порядку:

- начиная с самого маленького:

13, 15, 12, 17, 14, 19, 18, 16 (слайд).

- начиная с самого большого:

11, 4, 10, 3, 6, 9, 7, 5, 8 (слайд).          

- Молодцы! Я вижу  на уроке внимательных и смекалистых учеников.

Прочитайте задачи. Можно ли их решить? Почему? Укажите на ловушки, которые не позволяют нам решить эти задачи (слайд).

- Нашему Саше 8 лет, а его сестренка  младше. Сколько лет Саше и его сестренке вместе?

- Туристы взяли с собой 10 банок тушенки, а сгущенки – на несколько банок меньше. Сколько всего банок консервов взяли туристы?

Дают устные ответы.

Учащиеся отвечают и демонстрируют правильный ответ, оценивают правильность ответа товарища

12,13,14,15,16,17,18,19

11,10,9,8,7,6,5,4,3

В них не все данные.

Не указано, сколько лет сестренке.

Неизвестно на сколько банок сгущенки меньше.

III. Постановка цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности.

- Посмотри внимательно на эти примеры (слайд)

Догадайтесь, с какой темой мы будем знакомиться на нашем уроке?:

13-9    14-9    15-9    х-х=х

13-8    14-8   15-8    х-х=х

13-7    14-7   15-7    х-х=х

-Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? 

-А где можно посмотреть точную формулировку того, чему будем учиться?

- Откройте учебник на с. 87, прочитайте.

Ученики пытаются сформулировать тему и цели урока (усвоить алгоритм вычитания в случаях 16- , закрепить знание таблицы сложения и вычитания в пределах 20, развивать умение решать задачи изученных видов).

IV. Работа по теме урока.

Работа в тетради.

1. Каллиграфическая минутка

Физминутка

Продолжение работы по теме.

2. Реши примеры с объяснением.

3.Работа над задачей.

-Откройте тетради, запишите число

- Я задумала число, в котором 1 десяток и 6 единиц, какое число я задумала?

- Что можем сказать об этом числе?

- Придумайте сами загадки об этом числе  

-Какие цифры понадобятся при записи числа 16?

- Посмотрите на доску, как правильно пишутся данные цифры (показ)  

- Пропишите всю строку до конца.

- Оцените свою каллиграфию -

Отметьте точкой  самые удачные цифры.

«У оленя дом большой»

-Ребята, посмотрите на доску. (примеры из учебника)

-Какое задание вы можете предположить? Назовите.

- Правильно.

- Сначала вспомним, как сидим при письме? Как записываем цифры? Сколько отступаем клеток между примерами?

- Решаем с объяснением по одному у доски.

- Кто догадался, каких примеров не хватает в последнем столбике? Научиться их решать наша задача сегодня. Давайте подумаем, как из 16 можно вычесть 9

- Теперь решим последний столбик примеров.

- Ребята, из чего состоит задача? Какие мы знаем задачи?

- Закончилась зима и у вас появилась возможность заняться любимыми видами деятельности, спорта – какими например?

- Но ведь есть и зимние виды спорта – какие?

- Наши задачи сегодня как раз про зимние виды спорта. Упр.2 на стр. 87 прочитать, у доски выполнить самостоятельно (самопроверка)
- Проверьте решение. Кто заметил ошибку? Кто считает, что все правильно?

- Упр. 3 на стр. 87 выполняем вместе. Назовите условие, вопрос. О чем говорится в задаче, что говорится, запишем краткую запись.

-Какая это задача? Докажите

- Запишите краткую запись и решение

16

Оно двузначное

Учащиеся составляют вопросы: число больше 15, но меньше 17; число на 17 единицу меньше 16; число предыдущее числу 17 и др.

1 и 6

Учащиеся прописывают предложенные числа.

Оценивают себя.

Выполняют движения под музыку

Обучающиеся предполагают, что им нужно объяснить решение примеров у доски, записывая их в тетрадь.

Правильно: осанка, положение тетради, ручки.

Решают у доски с объяснением последнего столбика примеров.

Обучающиеся отвечают.  Что отвечают дети?

Простые и составные.

бег, езда на велосипеде, катание на роликах, бадминтон и многое другое.

Ходьба на лыжах, катание на санках, катание на коньках.

Обучающийся выполняет решение самостоятельно и объясняет свое решение классу.

Обучающиеся читают задачу, условие, вопрос, называют опорные слова. Один у доски записывает, остальные работают в тетрадях.

Составная. Потому что в первом действии мы не можем ответить на главный вопрос задачи.

Гимнастика для глаз.

- Прежде чем приступить к дальнейшей работе, выполним зрительную гимнастику.

Не поворачивая головы, посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на палец, на доску, снова на палец, снова на доску.

Учащиеся выполняют упражнения для снятия напряжения глазных мышц.

V. Закрепление.

Самостоятельная работа в парах.

Сейчас будете работать в парах. Выполняем задание №4.

-Если затрудняетесь в выполнении задания, попросите помощи у соседа.

-Не забывайте о сотрудничестве, договоритесь, кто из вас начнет первым.  

Молодцы!

Устная проверка

Учащиеся выполняют  задание.

VI. Итог урока

Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Как считаете, смогли ли добиться решения поставленных задач? Обоснуйте свой ответ.

- Что же сегодня нам помогало успешно справляться с заданиями?

- Оцените свою работу на уроке сигналом «светофора».

- Трудитесь, старайтесь пополнять свои знания, ведь они помогут вам открывать все новые и новые тайны. Урок окончен, всем спасибо!

Учащиеся перечисляют поставленные в начале урока задачи, обосновывают.

Знания, внимание, память

Показывают «светофоры»

Дополнительные задания:

https://compendium.su/mathematics/1klass_1/1klass_1.files/image264.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Методические и практические рекомендации к дидактическим играм для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида.

Даны рекомендации по подготовке и проведению кроссвордов, шарад, логопедических задач и тематических викторин по теме "Живой мир"...

Методические рекомендации ВИДЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПЯТИМИНУТОК 2-4 класс

Предлагаю вниманию коллег свои наработки, которые позволяют мне добиваться высоких результатов по развитию орфографической зоркости учащихся, обогащают их словарный запас и развивают речь. Учащимся эт...

Методическое пособие "Виды диктанта"

Методическое пособие «Виды диктанта» предназначено для учителей начальных классов и учителей русского языка. Цель сборника – дать учителю методические рекомендации по выработке орфографических навыков...

Методическая разработка по теме «Национальные виды спорта». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта.

Формирование физической культуры личности в процессе овладения основами национальных видов спорта, способных удовлетворить потребности в укреплении здоровья, ведение здорового образа жизни, содействие...