Деление с остатком
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Деменева Марина Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom_3_kl.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Технологическая карта урока  математики  в 3 классе

ФИО

Деменева Марина Петровна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МАОУ «Федоровская СОШ»

Образовательная программа, учебник, автор, год издания


«Школа России», «Математика» авт. М.И.Моро, М.А.Бантова. 3 класс, 2018г.

Тема урока

Деление с остатком

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Цели урока

1. Познакомить учеников с новым видов деления (деления с остатком) с опорой на наглядность.
2. Развивать вычислительные навыки, творческие способности, умение рассуждать, мыслить, говорить.
3. Воспитывать активную личность, чувство товарищества, интерес к предмету.

Методы и формы
обучения

Методы: деятельностный, словесный, наглядный, практический. 

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, презентация к уроку, счётный материал, смайлики.

Основные понятия
и термины

Деление с остатком

                                                                                           

                                                                       Технологическая карта  

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятель-
ности

II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

III. Выявление места и причины  затруднения  

III. Открытие новых знаний

1. Решение задачи с участием группы детей

2. Отработка алгоритма деления с опорой на наглядность (презентация)

3.Практическое задание (работа в паре)

4.Создание проблемной ситуации

5.Поиск решения

Физминутка

IV. Первичное закрепление

1. Нахождение соответствия

2. Работа с учебником

V.Закрепление. Работа над ранее изученным.

1. Работа в парах

Карточки

2. Самостоятельная работа

VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-
ности

VII. Домашнее задание

СЛАЙД №2

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

     Все, что надо, под рукой!

-Над какой большой темой мы работаем вот уже несколько уроков?

- Давайте вспомним, что мы знаем о делении?

- А сейчас на практике проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Поможем Буратино решить примеры

СЛАЙД №4

48 : 4                        26 : 2

49 : 7                        26 : 13

90 : 30                      60 :  3

63 : 9                        12 : 5

- Какое выражение вы не смогли решить?

- Почему?

- А вы хотите научиться решать такие выражения?

- Давайте попробуем научиться.

В кульке 12 конфет. Раздайте каждому по 3 конфеты.

- Сколько ребят получили конфеты? (4)

-Запишите решение этой задачи

12 : 3 = 4

- А теперь эти же конфеты, но раздайте по 5 каждому.

- Сколько ребят получили по 5 конфет? (2)

-  Сколько конфет осталось в кульке? (2)

- Это остаток.

(Учитель делает запись на доске

12 : 5 = 2 (ост.2))

Попробуйте прочитать это выражение разными способами.

(«12 разделить на 5, получится 2 и 2
в остатке» или «Делимое – 12, делитель – 5, частное – 2, остаток –2».

Какое математическое действие мы выполнили?

Что нового в этом выражении увидели?

Какую цель мы поставим перед собой?

Буратино озадачен – Можно ли 10 разделить на 3 поровну? Мальвина говорит, что это невозможно. Давайте посмотрим. 10 : 3 =3 (ост.1)

-Сравните делители и остатки. (Учитель подчёркивает на доске делители и остатки.)

-Сравните эти числа. Что можно сказать о них?

СЛАЙД №5

Правило: При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

СДАЙД №6

«Разложим 13 помидоров в 3 тарелки поровну»

-Пользуясь счётными палочками разложите 13 палочек поровну в 3 ряда.

- Удалось ли поровну разложить палочки? Почему?

(Запускает анимацию после практической работы детей)

- Сколько поридоров на каждой тарелке?

-Сколько помидор осталось?

-Ребята, решая задачи, мы опирались на рисунки, счётные палочки. А что мы будем делать, если надо будет делить большие числа?  -Давайте вместе подумаем как же можно решить выражение 79 :9, не используя рисунок.
-Какие есть гипотезы, предположения? Какие ещё есть версии? Кто думает иначе?

  Решающая гипотеза проверяется практически:
- Как нам проверить эту гипотезу?
Решить. Выполнить деление с остатком.
- Что должны помнить о делении с остатком, чтоб не ошибиться? (Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя)
- Как будем делить?(Объяснение детей)
-Итак, ваша формулировка понятна. Теперь сравним ваше объяснение с моим.

79 : 9 = ?
а) Найдем самое большое число до 79, которое без остатка делится на 9. Это 72.
б) Найдем частное: 72 : 9 = 8
в) Найдем остаток: 79-72 = 7
79 : 9 = 8 (ост.7)
7<9

СЛАЙД №8

 (Найди соответствие рисунка и записи)

Работа по  учебнику

№ 1.

Полезно, чтобы каждый раз в объяснении звучала формулировка: «Надо узнать, сколько раз по 2 (по 4, по 3)
содержится в 15». Особое внимание следует обратить на последний пример из этого упражнения, где в остатке получен нуль.

№ 2 (с комментированием).

– Что надо узнать?

– Для этого сделаем рисунок.

7 : 3

⬤⬤⬤ | ⬤⬤⬤ |

7 : 3 = 2 (ост. 1)

Аналогично комментируются другие примеры.

РТ стр 31 № 81

- Попробуйте число 20 делить на все числа (1, 2, 3…10) Записывайте все примеры без остатка в первый столбик, а с остатком во второй.

№ 3. (Разбор задачи с учителем. Решение задачи самостоятельно)

I вариант.(отвечает на первый вопрос задачи)

Решение:

1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради.

2) 90 : 18 = 5 (т.) – из 90 листов.

О т в е т: 5 тетрадей состоят из 90
листов.

II вариант.(Отвечают на второй вопрос задачи)

Решение:

1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради.

2) 72 : 18 = 4 (т.) – из 72 листов.

О т в е т: 4 тетради состоят из 72
листов.

№ 4.

Учитель записывает вместе с учащимися.

1/8 часть – 5 см2.

S – ?

– Какую цель вы ставили пред собой
на данном уроке?

– Вам удалось достичь цели?

- Оцените свои знания смайликом.

Инструктаж по выполнению домашнего задания с. 26 №5

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Внимательно слушают вопросы и отвечают на них

-Деление.

-Деление связано с умножением

(любой пример на деление можно проверить умножением).

Дети вспоминают название компонентов при делении.

Дети отвечают на поставленные вопросы

Один ребёнок раздаёт конфеты. Дети, получившие конфеты выходят к доске.

Дети садятся и записывают действие в тетради

12 : 3 = 4

12 : 5 = 2 (ост.2)

Дети делают запись в тетради

10 : 3 = 3 (ост.1)

Определяют тему урока. Деление с остатком.

Цель научиться решать выражения с остатком.

Сравнивая записанные выражения, дети делают вывод, что при делении одних чисел остаток получается, а при делении других – его нет (или он равен нулю).

Сравнивая подчёркнутые на доске числа, дети делают вывод:  «Остаток меньше делителя»

Дети, пользуясь счётным материалом, делят 13 кругов на 3 части на парте.

Записывают в тетрадь 13 : 3 = 4 (ост.1)

Дети высказывают гипотезы, если процесс затягивается, то применить подсказку или следует привлечь тех учеников, которые уже выполнили это задание. Все гипотезы проверяются. 

Находят соответствия

Используя рисунки, учащиеся по вызову учителя объясняют решение.

– Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 7.

– По рисунку мы видим, что по 3 в 7 содержится
2 раза и еще 1 кружок остается.

Выполняют упражнения согласно инструкции
учителя

Дети работают в паре, помогая друг другу справиться с заданием. Затем проверяют с учителем.

Решают по вариантам.

Дети решают самостоятельно с последующей проверкой:

5 · 8 = 40 (см2) – S.

Ответ: S = 40 см2.

Выполняют задания

Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения

У детей 2 разных смайлика. Каждый выбирает для самооценки соответствующий смайлик.

К- планируют учебное сотрудничество.

Л- понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому
предмету

П -осуществляют логические действия; строят модели, отражающие различные отношения между объектами; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

К – могут работать
в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении

П – формулируют
ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют
логические действия; адекватно восприни-мают информацию,
полученную из объяс-нения учителя, ответов учащихся.

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи

П – осуществляют логические действия; формулируют ответы на поставленные
учителем вопросы.

К- учатся работать в паре, сотрудничать

Р –контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной
задачи.

Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль учебных действий

П – осуществляют
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации; устанавливают причинно-следственные связи;

осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство; используют математическую терминологию.

Р – адекватно проводят оценку результатов своей учебной
деятельности.

К – строят речевое высказывание
в устной форме.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....