Деление с остатком
план-конспект урока по математике (3 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева

Цель: создание условий для исследования учащимися алгоритма выполнения деления числа с остатком и применение полученных знаний на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie_s_ostatkom.docx557.34 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:  3

Тема: Деление с остатком

Цель: создание условий для исследования учащимися алгоритма выполнения деления числа с остатком и применение полученных знаний на практике.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
  • Формировать практические навыки деления числа с остатком;
  • Развивать познавательную активность, творческие умения и навыки , психические процессы: логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение;

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: практическое исследование.

Оборудование:

1) компьютер;

2) проектор;

3) колонки.

Демонстрационный:

Средства обучения

(наглядно-демонстрационный и раздаточный материал):

1) презентация, выполненная в программе PowerPoint

2) индивидуальные технологические карты

Вид контроля: формирующий

Форма контроля: интерактивный тест

Домашнее задание:

Подобрать:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Гульнара Ягшыгелдиевна и мы сегодня вместе с вами займемся увлекательной работой. Предлагаю вам поприветствовать друг друга улыбкой. Подарите улыбку друг другу, мне и всем присутствующим.

Занимаем свои  рабочие места.  Каждый урок  мы стараемся сделать для себя открытие. И сегодня у вас есть возможность расширить свои математические знания.

Записываем число. Сегодня 10 апреля. Классная работа. 10 апреля весь мир отмечает Международный день братьев и сестёр. Поднимите правую руку,  те,  у кого есть сестра, дотроньтесь до кончика носа те, у кого есть брат,  встань те, у кого есть и брат и сестра, улыбнитесь те, кто хотел бы иметь брата или сестру. Похлопайте в ладоши те, кто любит своих братьев и сестёр. Я уверена, что сегодня вы обязательно поздравите их с этим праздником и вместе с отличным настроением подарите им хорошую отметку, полученную на уроке …… математики.  Поэтому - Давайте ребята начнём мы считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

  (Улыбаются друг другу, мне, присутствующим, настраиваются на урок)

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II

 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

И 1 задание устный счет. Минутка чистописания

   На доске

‒ Запишите результаты вычислений:

Число 18 увеличьте на 4.

Число 15 увеличьте в 4 раза.

На сколько 34 меньше 94?

Во сколько раз 5 меньше, чем 40?

Какое действие мы  выполнили в выражении…? (сложение, умножение, вычитание, деление)

Что помогло определить знак действия?

Назовите компоненты.

И понятия сложение, умножение, вычитание, деление можно объединить словосочетанием …… «Математические действия» выкладываем его в центр.

Из имеющихся у нас знаний  мы с вами составили карту помощницу. Как братья и сёстры всегда помогают друг другу, так и наша карта станет помогать вам в работе.  

(Занимают свои рабочие места)

Сложение

На >

Слагаемое, слагаемое, сумма

Умножение

В >

Множитель, множитель, произведение

Вычитание

На <

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Деление

В <

Делимое, делитель, частное

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

III

Постановка учебной задачи

На экране Письмо от брата:

«Здравствуйте,  дорогие ребята!  Меня зовут Сережа. Помогите, пожалуйста,  справиться с ситуацией.

Я был единственным ребёнком в семье,  и когда мама давала мне 10 конфет,  я делил их на 1. Получалось выражение 10:1  = …. 10 и вы легко смогли сосчитать. Потом у меня появилась сестрёнка и 10 конфет я стал делить на …. двоих.  Получалось выражение  10:2  =  ….  . Правильно и у меня получилось 5. Сейчас у нас родился ещё один брат и 10 конфет надо будет разделить на троих.  Получается выражение  10:3  =   У меня возникло затруднение,  как разделить  поровну, чтоб никого не обидеть? Жду ответа по адресу»

Попробуем выполнить задание.

Вы смогли выполнить задание?

- Почему? В чём было затруднение?

Чем похожи выражения и чем отличаются?

Какой возник вопрос?

(Читают письмо)

-Нет

-Не делится, нет такого числа, при умножении которого на делитель можно  получить делимое 

Как разделить делимое на делитель?

Р: целеполагание;

П: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование поставленной цели; логические - формулирование проблемы

IV  

Совместное открытие знаний (исследовательская деятельность учащихся)

- А если все же попытаться разделить, опираясь на  предметные действия.

-Попробуем разобраться вместе. Разложим 10 фишек поровну в три кучки.

Делаем вывод.

- Сколько фишек в каждой кучке?

- Все ли фишки разложили? (нет)

- Почему оставшуюся фишку никуда не положили?

-Сколько осталось?

 -Подберите однокоренное слово выраженное именем существительным к глаголу «Осталось».

Так что такое 1? (остаток)

(Крепим на доску) ОСТАТОК 

- Итак, тема нашего урока деление с остатком

- Умеем ли мы с вами делить?

-А делить с остатком?

-Следовательно цель нашего урока:

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научится выполнять действие деление с остатком

Уточним наше предположение  с помощью учебника на с. 98

- Запишем это выражение.

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 10: 3 = 3 (ост. 1)

– Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).

А частное в данном случае, будет полное или нет?

-Совершенно верно, частное будет не полным (крепим на доску)

Запишем в карте-помощнице понятия (остаток, не полное частное)

-Три

-Нет

-Потому что делили поровну 

-Одна

Остаток

- Остаток

(Деление с остатком

-Да

-Нет

-Научится выполнять действие деление с остатком

(записывают в карте урока тему)

(Открывают учебник)

-Деление с остатком записывают так: 10:3=3(ост.1)

- Делимое, делитель, частное, остаток

-  Нет не полное

(записывают в карте урока тему)

К: развиваем умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать по инструкции

Л: развиваем умения высказывать  свое мнение; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р: развиваем умение высказывать предположение на основе работы с материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу

Развивать навык работы с технологической картой

V

Первичное закрепление знаний

-Перейдем к заданию 34 на стр. 99

5:2=2 (ост. 1) В данном выражение 5-делимое, 2 – делитель, 2 – неполное частное, 1 -остаток

Подумайте, каким  числом можно заменить делимое 5, чтобы частное было без остатка, т.е. полным.

4:2=2

10:7=1 (ост.3)               10:10=1  7:7=1

По данному эталону выполните следующие выражения:

2 столбик – 1 ряд, 3 столбик – 2 ряд, 4 столбик – 3 ряд

4:3=1 (ост.1)                 3:3=1

9:5=1 (ост.4)                 5:5=1

9:6=1 (ост. 3)                6:6=1

13:4=3 (ост.1)              12:4=3

15:6=2 (ост.3)              12:6=2

20:8=2 (ост.4)              16:8=2

Помеяйтесь  с соседом по парте и проверьте по эталону (презентация). Оценили на полях свою работу. Зеленый – справился, Желтый - справился с помощью помощника, Красный – возникли затруднения.

(открывают учебник на с.99, один ученик у доски, остальные учащиеся в карте урока, записывают одно выражение, затем самостоятельная работа

VI

Открытие новых знаний

Физминутка

-Ребята, обратите внимание, данные выражения можно разделить на две группы .

- Что вам помогло при составлении записи второго столбика?

- Поэтому этот вид деления  называется табличным, а следовательно деление с остатком, при котором частное не полное называется внетабличным. (вывешиваю)

Запишем эти понятия в карте-помощнице.

Физминутка

Обратие внимание в данных выражениях на делитель и остаток. Какой вывод мы можем сделать? Может ли при делении остаток быть больше делителя? Почему?

- Обратите внимание на экран. Волк и заяц, тоже решили помочь разобраться Сереже с выражением 14:3

Кто допустил ошибку?

Как он должен ее исправить?

-Составим алгоритм деления с остатком

Алгоритм деления с остатком.

  • Находим наибольшее число (но меньше делимого) которое можно разделить на делитель без остатка. 
  • Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  • Оставшаяся часть делимого – это остаток.
  • Проверяем, остаток должен быть меньше делителя

С остатком и без остатка

Таблица умножения

-остатки меньше делителя, нет, потому что остаток можно еще разложить

-Волк

-Разделить 5  на 3

Р: контроль, оценка, коррекция;

П: общеучебные – структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

К: управление поведением

VI

 Самостоятельное применение знаний.

Задача по учебнику №6

-Прочитали про себя, (затем вслух один ученик)

- О чем задача? Какие числовые данные нам известны? Прочтите вопрос в задаче?

-Составим условие. У доски работает Андрей, остальные работают в карте урока и внимательно проверяют.

Всего-25к.

6 в. по 4 к.

Осталось - ?к.

-Решение запишет….

1)6*4=24 (к)- у внуков

2)25 – 24=1 (к) – осталось

-Что нужно было найти? Прочтите вопрос к задаче

Ответ запишет….

Ответ: 1 крючок

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 

Л: самоопределение

VII

Итог урока

-Ребята, а сейчас с помощью нашей карты-помощницы, подведем итог урока и расскажем Сереже о нашем открытии.

-Итак,  тема нашего исследования?

-Что мы узнали о делении?

- Сделаем общий вывод наших исследований.

Деление делится на две группы табличное деление (делимое, делитель, частное) и внетабличное (делимое, делитель, неполное частное, остаток)

При делении с остатком, остаток должен быть меньше делителя.

-Деление с остатком

-Деление делятся на две группы табличное и внетабличное, табличное-частное полное, внетабличное –неполное частное и остаток. Также остаток должен быть меньше делителя.

VIII

Домашнее задание

Учебник стр.  правило

Дифференцированное домашнее задание

1 вариант. Выполни деление с остатком

13:4        28:6          49:8

19:2        37:5          65:7

2 вариант. Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

42:7        37:4          83:9

27:6        43:8          48:8

28:7        21:3          55:6

3 вариант. Вставь пропущенные цифры, чтобы запись была верной

38:5=      (ост.3)                    17:      = 4 (ост.       )

40:6= 6 (ост.       )                        :3=7  (ост. 2)

77:       =       (ост.5)                     :        =8 (ост. 3)

Получают  распечатанные задания

Р: выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению осознание качества и уровня усвоения;

Л: самоопределение

IX

Рефлексия деятельности

(Итог урока)

Проанализируем свою работу на уроке, опираясь на алгоритм самооценивания: 

  • Что я узнал…
  • Чему научился…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Поэтому я  оцениваю себя на отметку….

- Ребята! Вы молодцы! Вами  проделана огромная работа – мы составили на уроке карту – помощницу, которая помогала нам во время работы. Обратимся к карте  и еще раз все вместе повторим, все, что сегодня мы узнали о   делении с остатком.

Спасибо вам за работу. Слайд

Предлагаю закрепить смайлик на строке, которая соответствует вашему настроению

( на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Сделаем совместное фото с нашей картой-помощницей и отправим Сереже по телефонному приложению ватсап. Номер телефона он нам оставил на экране.  И вы ребята после урока, можете взять свои мобильные телефоны, сфотографироваться с картой-помощницей и отправить Сереже, он обязательно ответит на ваше сообщение. Также вы можете дома, сфотографировать выполненное домашнее задание и отправить мальчику, чтобы он знал и видел сколько учеников помогали ему при решении данного вопроса.

Спасибо за урок! До новых встреч!

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

П: рефлексия; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Деление нацело и деление с остатком"

Конспект урока математики "Деление нацело и деление с остатком"(4 класс. УМК "Перспективная начальная школа")...

Закрепление деления двузначного числа на однозначное, двузначного на двузначное, деление с остатком. 3 класс ( 1 – 4 ) по программе М.И.Моро.

Цели: - закреплять знания, полученные на уроке,- совершенствовать умения решать составные задачи,- развивать вычислительные навыки, умение анализировать, логически -   мыслить, обогащать мат...

Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока:  познакомить и изучить  приёмы  деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...

УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.Для достижения поставленных цел...

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ"Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка".

             Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом, наблюдается логическое соответствие межд...

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии

Конспект урока математики "«Деление с остатком прием нахождения частного и остатка». 3 кл школа россии...

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Устные приемы деления вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями....