Функции речи ребёнка
статья по теме

Столбихина Марина Васильевна

Речь ребёнка выполняет 3 функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Функции речи ребёнка24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Функции речи ребёнка.

Родной язык как фактор развития и воспитания.

             Речь ребёнка выполняет 3 функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. Коммуникативная функция самая ранняя: первое слово, родившееся из модулированного лепета на 9-ом – 12-ом месяце жизни ребёнка, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребёнка в дальнейшем. К концу 2 года жизни он может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращённую к нему речь взрослых. В возрасте после 3-ёх лет ребёнок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестаёт быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребёнок расширяет своё представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функции начинается усвоение ребёнком речи как регулятора поведения. Первыми словами – регуляторами поведения становятся слова «нельзя, можно», глаголы в форме повелительного наклонения типа «ешь, иди» и т.д.

- Нельзя! – говорит мать твёрдо, отбирая у малыша книгу, которую тот пытается порвать.

- Книжка уйдёт от Вани, скажет: «Ваня плохой». (Суть запрета – нельзя обращаться с книгой небрежно. Если она порвётся, ею нельзя будет пользоваться.)

Подобные слова пробуждают самосознание ребёнка, тренируют его волю, дисциплинируют. Дисциплина и позднее самодисциплина как качество личности – залог развития черт характера, необходимых человеку.

             Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребёнка по мере развития мозга, но сам процесс развития в большей степени зависит от тренировки, т.е. от постоянного реагирования на уже усвоенные слова. Когда для ребёнка становится доступным усвоение языка в его регулирующей функции, это значит, что родной язык стал орудием нравственного воспитания. С  этого времени взрослые должны быть особенно внимательны к своим словам, к своему поведению. Первые регулирующие поведение слова, которые должен усвоить ребёнок, - это слова «нельзя, можно, надо», с их помощью он усваивает и понятия «хорошо, плохо». Слово «можно» разрешает хорошие, добрые поступки на пользу людям, животным, растениям. С помощью слова «надо» тренируется воля, воспитывается действенное отношение ребёнка к своему долгу: надо сделать то, что делать совсем не хочется, надо подкармливать птиц зимой, заботиться о растениях, помогать бабушке в домашней работе, надо защитить слабого от несправедливости.

             Осваивая родной язык, ребёнок воспринимает и свойственные ему синтаксические конструкции. Так, поняв изменение глаголов по лицам, ребёнок усвоит форму вежливости (например, в обращении к педагогу: «Что Вы почитаете нам?» или «Не можете ли Вы почитать нам?» вместо капризного «Ну, прочитай!»)

             Когда ребёнок поймёт такие слова родного языка, как доброта, доброжелательность, отзывчивость, заботливость, правдивость, трудолюбие, честность, скромность, верность, они станут программой формирования его нравственных принципов. Ребёнок впитывает в себя их содержание, т.е. учится поступать в соответствии с нравственными требованиями, составляющими смысл этих слов, он сможет противопоставить их смыслу слов-антонимов: бессердечие, завистливость, чёрствость, невнимательность, лживость, лень, бесчестность, хвастливость, неверность.

             Конечно, на ранних возрастных ступенях малыш не будет произносить этих слов, он будет сначала слушать потешки, сказки, рассказы, стихи, в которых герои своим поведением показывают примеры честности, верности, трудолюбия, служения долгу. Ребёнок захочет следовать хорошим поступкам и осмысленно усвоит слова, обозначающие соответственные нравственные понятия. В ребёнке рождается чувство приобщения к прекрасному, красота и счастье становятся для него синонимами! И всё это даёт родной язык!

Resource id #5048

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Развитие коммуникативных функций речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках

Данный материал может быть использован на семинарах, педагогических советах, МО....

Развитие коммуникативной функции речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.

Данный материал рассказывает о наиболее продуктивных и эффективных методах развития коммуникативной функции речи у младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности....

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Коммуникативные функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью

Коммуникативные функции речи детей с интеллектуальной недостаточностью....

Календарно-тематическое планирование по развитию коммуникативных функций речи (фронтальная работа) в 5 классе

Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабослышащих учащихся с вариантом 2.2....