Рабочая программа "Коммуникация"
консультация на тему

Числова Наталия Ивановна

При определении содержания предмета «Коммуникации» учитывается то, что в современных технологиях наряду с традиционным подходом с психологическим сопровождением, процесс обучения включает:

— диагностику уровня развития учащихся;

— индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

— консультативную психологическую помощь педагогам;

— консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологического сопровождения процесса образования детей и подростков с умеренной умственной отсталостью является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении учащихся следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikatsiya.docx61.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 439

 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №___ от 26.08.2016 г.

Руководитель МО

-------------- Асикритова Е.А.

Принято

на педагогическом совете

Протокол № __ от «__» 2016г.

«Утверждаю»

Директор _____ Гнездилова В. Н.

.«__» ____2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

« Коммуникация»

9 «Д» класс

возраст обучающихся 15-17 лет

срок реализации 1 год

Составила:

Числова Н. И., учитель

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа по предмету « Коммуникация» разработана в соответствии с требованиями,

предъявляемым к структуре, условиям, реализации планируемым результатам освоение  

АООП в:

1.Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации»;

2.Федеральном государственном образовательном стандарте (Стандарт) обучающих с умственной отсталостью ( интеллектуальным нарушением)

Рабочая программа по предмету: « Коммуникация» учащихся 9-го класса разработана на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой./ — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.  в  соответствии с учебным планом ГБОУ  школы №439 на 2016 - 2017 учебный год. Программа рассчитана на 98 часов (исходя из расчета 3 часа в неделю по 35 минут)

Продолжительность учебной недели — 5 дней.

Начало учебного года — 1 сентября. Учебный год строится по полугодиям.

При определении содержания предмета «Коммуникации» учитывается то, что в современных технологиях наряду с традиционным подходом с психологическим сопровождением, процесс обучения включает:

— диагностику уровня развития учащихся;

— индивидуальные и групповые занятия с учащимися;

— консультативную психологическую помощь педагогам;

— консультативную помощь родителям.

Важным элементом психологического сопровождения процесса образования детей и подростков с умеренной умственной отсталостью является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении учащихся следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу.

Определив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, педагог может судить об уровне развития психических процессов, а также оценить зону актуального развития учащегося, что является основанием для выбора содержания перспективных индивидуальных программ. Психологическое обследование позволяет максимально индивидуализировать программы обучения учащихся с выраженными нарушениями развития, сделать наглядными их успехи и четко отразить результаты усилий педагогов.

При выявлении уровня развития ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий.

В качестве наиболее значимой деятельности в «Программе» выделенные следующие уровни:

— совместные действия с педагогом;

— деятельность по подражанию;

— деятельность по образцу;

— деятельность по последовательной инструкции;

— деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

— самостоятельная деятельность обучающегося;

— умение учащегося исправить допущенные ошибки

При разработке программы учитывался контингент детей класса с умеренной умственной отсталостью. 

В класс зачислено 10 человек. В развитии преобладают примитивные физиологические потребности в связи с несформированностью познавательных потребностей, скудны потребности в самостоятельности, в полноценном общении  их действия не ориентированы на физические свойства. Поэтому их обобщённые представления, очень ограниченные, у детей недоразвитие всех сторон речи, слуха, зрении имеющие отклонение в физическом развитии, мышления учащихся рассматриваемой категории характерны те же негативные особенности, что и для сенсорной деятельности, однако выражены они в еще большей степени. При этом отмечаются беспорядочность, бессистемность представлений и понятий, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений. Решение мыслительных задач учащимися уже на этапе осознания условия задания вызывает значительные трудности. Они часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его. В ходе выполнения задания имеют место «соскальзывания», уход от поставленной цели. Процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок.

Владеют рядом невербальных средств общения (жесты, касания). Контроль улучшает выполнения деятельности, способность переноса на аналогичные задания: осуществляет с помощью коммуникации.

Коммуникация -  это работа по развитию восприятия и установлению зрительного и эмоционального контакта, так как именно на их основе становится возможной вся дальнейшая работа.

Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

Задачи программы:

•        вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−у ченик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель− класс);

•        использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

•        обращаться за помощью и принимать помощь;

•        слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

•        сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

•        договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Использование коммуникации с использованием вербальных средств:

Умение реагировать  на собственное имя. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с  собеседником звуком (словом, предложением). Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом, предложением). Умение ответить на вопрос, поддержать диалог, задать вопрос  словом (предложением).

Использование коммуникации с использованием невербальных средств:

Умение пользоваться помощью партнера при формулировании высказывания. Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение.    

Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений собственного тела.

Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств.

Умение пользоваться системой мануальных знаков

Умение пользоваться системой графических символов.

Коррекционно-развивающая:

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия, улучшение климата межличностных взаимоотношений.
  • Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой  активности, самостоятельности.

Формы  организации  учебного процесса  групповая (10  человек), длительность занятия от 35 минут. Урок проводятся 3 раз в неделю. На уроках  учитель имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством импрессивной и экспрессивной речи.

Формы обучения.

  • Подача нового материала
  • Урок закрепления пройденного материала;
  • Изучение нового материала

Методы и приёмы

  • Групповой метод общения;
  • Работа у коммуникативной доски;  
  • Коллективно-игровой метод;
  • Самостоятельные работы с использованием  пиктограмм, пиктографичкских изображений;
  • Использование на уроках элементов занимательности (урок-сказка, урок-путешествие,;
  • Наглядность, доступность, оригинальность решений: различными способами, самостоятельность в получении знаний;
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

Виды деятельности учащихся

  • Повторение ранее изученного материала;
  • Подготовка к восприятию нового материала;
  • Изучение новых знаний;
  •   Поэтапное разъяснение заданий;
  •   Коррекция в процессе получения новых знаний;
  •   Последовательное выполнение заданий;
  •   Повторение учащимися инструкции к выполнению заданий;
  •   Близость к учащимся во время объяснения заданий;
  •    Перемена видов деятельности
  •   Чередование занятий и физкультурных пауз.
  •   Закрепление нового материала;
  •   Подведение итогов;
  •   Вывод из урока

Этапы уроков

  • Организационно-подготовительный;
  • Основной;
  • Заключительный

Критерии усвоения программы:

В конце четверти проводятся обобщающие уроки-занятия, мониторинг. Критерии заносятся в классный журнал («частично усвоил», «усвоил», «не усвоил», «не аттестован»).

В начале и в конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся  в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения,  позволят оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется писихолого - педагогическая характеристика на каждого учащегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Предполагаемый результат.

Проведение данного курса будет способствовать осознанию детьми  с умственной отсталостью в умеренной степени самих себя, своих личностных качеств, созданию позитивной коммуникации, развитию сочувствия и сопереживания  другим людям.

У детей с умственной отсталостью сформируется умение дружить и строить доверительные отношения с другими людьми, будут освоены навыки работы в коллективе.

Разработка и проведении  урока способствует повышению профессиональной компетентности педагога – психолога образовательного учреждения.

В процессе реализации образовательной программы  будут созданы условия  для формирования благоприятного психологического климата в коллективе. Развивающая работа может быть продолжена по следующим направлениям: «Я личность», «Я и общество», «Я и друзья».

Количество часов по теме за 2016-2017 уч. год

ТЕМЫ

Количество часов

1

Карты личностного - ориентирования

20

2

Пиктограммы и пиктографические изображения

25

3

 Работа с коммуникативной доской

25

4

Упражнения с тренажёром коммуникатором и альбомом

29

Итого 99

Содержание программы 

Предлагаемые занятия направлены на достижение главной цели - восприятие внимания к себе: умение принимать партнера по коммуникации. Умение воспринимать  обращения через тактильные, зрительные, слуховые раздражители. Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа на внимание. Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом. Способность поддерживать контакт. Установить контакт общения и отношения друг с другом.  Сопутствующих целей - развивать навыки общения,  умения иметь социальную активность, умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям, преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность, формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя с помощь пиктограмм, пиктографических изображений, предметных картинок, коммуникатора, коммуникативной доски, при установлении контакта с ребёнком возможно провести с ним небольшую беседу.

Карты личностного - ориентирования (20часов)

  1. Моя жизнь (инд. работа)
  2. Социальная карта (фронтальная и инд. работа)
  3. Карта досуга (фронтальная и инд. работа)
  4. Карта посещений (фронтальная и инд. работа)
  5. Карта желаний (инд. работа)
  6. Карта страхов и стрессов (инд. работа)
  7. Карта сильных сторон и талантов (фронтальная и инд. работа)

Пиктограммы и пиктографические изображения (25часов) 

Умение пользоваться коммуникацией с помощью вспомогательных устройств. Умение пользоваться системой мануальных знаков. Умение пользоваться системой графических символов. Умение пользоваться предметами, для выражения сообщения. Я – ученик. Ребенок и явления природы. Ребенок в семье, Ребенок и мир животных. Ребенок и его игрушки. Ребенок и мир растений. Ребенок и его дом. Ребенок в школе.

В ходе работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики.

Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика. Количество используемых символов  увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.

Пиктографичские изображения: моего лица, моего друга, взрослых которые меня окружают. Иллюстрации: «Части суток», пиктограммы «Режим дня», «Времена года», «Мои любимые занятия».

 Упражнения с тренажёром коммуникатором и альбомом (29часов) 

1.Помогает детям с особенностями выразить свои эмоции и желания.

2.Выразить просьбу  хочу поиграть, то ему гораздо удобнее нажать на картинку, и смартфон озвучит просьбу. Приложение содержит большой набор ситуаций. Например, с его помощью можно предложить дружбу, высказать грусть,  и радость. 

3.Умение различать голос и прочие шумы.

4.Умение узнавать голоса знакомых людей.

5Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

6. Составление рассказа о себе.

Работа с коммуникативной доской (25 часов)

1.Ориентирование в режиме дня с помощью пиктографических  изображений.

а) чем я буду сегодня заниматься;

б) чем я сегодня занимался;

2.Рассматривание  плаката «Календарь природы»

3 Рассматривание плаката «Календарь погоды»

4.Игра: считалка «Семь сестёр» (дни недели)

5.Отгадывание загадок.

6 Игра: «А часы идут», « Стрелка большая, маленькая»

7.Части суток

8.Времена года

Требования к условиям реализации программы:

  • Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса;
  • Учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
  • Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
  • Использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
  • Дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка;
  • Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятий; развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложны

Подвижная игра «Не намочи ног»

Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры.Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

Игра-упражнение «Пожалуйста»

Цель.Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».

Ход игры.Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.

Игра-драматизация  «Репка»

Цель.Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность

интонации, мимики, движений.

Ход игры.Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник  урожая.

Дидактическая игра « Не поделили игрушку»

Цель.Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.

Подвижная игра «Танцоры и музыканты»

Цель.Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.

Ход игры.Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные  участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру  на гармошке). После пляски, передают своикуклы, тем кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.

Творческая игра «Страна вежливости»

Цель.  Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг  к другу.

Ход игры.Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.

Творческая игра «Кто здесь кто?»

Цель.Учить средствам жестикуляции и  мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки

Ход игры.Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель.Дать  детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Ход игры.Педагог спрашивает детей, знают ли они,  что с помощью слова можно творить чудеса.Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог  читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.

Игры - ситуации

Цель.Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры.Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Две девочки  поссорились –помири их.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Помещение:

Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами;

- столы для учащихся – 10 шт;

- стулья для уащихся– 10 шт;

- стол и стул для педагог;

- классная доска;

- коммуникативная доска с набором карточек;

-коммуникатор;

-набор пиктограмм по режиму дня;

- фотографии ребят , учителей;

-плакаты; «Календарь погоды», « Пирироды»

- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Художественно – эстетическая зона.

Книжный уголок:

-предметные картинки;

-иллюстрации сказок;

-книжки, сказки, рассказы;

-наборы картинок, пиктограмм, символизирующих правила поведения, использования школьных предметов: ручек, альбомов, книжек;

-фотографии, отражающие досуговой деятельность;

-атрибуты для подвижных игр;

Сенсорный уголок:

-шнуровки застёжки;

-пластмассовые стеллажи;

-игрушки, цветные мелки.

-Резиновые игрушки, пластмассовые, пенопластовые изображающие игрушки: животных, транспорт, посуду;

-картинки - пазлы предметные и сюжетные;

-аппликация, плоскостные картинки

- картинки к праздникам.

Игровая зона

-группа, оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, диваны, учебная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий;

Технические средства обучения: аудио- и видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, аудио – видео - диски;

Демонстрационные пособия (дидактический материал, карточки, игры и    т.д.)

~ плакаты «Органы чувств», «Овощи», «Фрукты» и т.д.;

~ муляжи овощей, фруктов;

~ куклы, матрешки, магнитная доска;

~ шнуровка, зеркала, корзинки;

~ наборы предметных картинок «Фрукты, ягоды, орехи, посуда»

~ пиктограммы «Времена года», «Расскажи-ка» и т.д.;

~ игры «Погода», «Лото», «Пирамидки»;

~ карточки для ознакомления с окружающим миром «Эмоции», «Обувь»,  «Электробытовые приборы», «Головные уборы» и т.д.;

~ кукольная посуда, игровой комплект «Спальня для куклы», «Кухня для куклы»;

~ рамки-вкладыши;

~ мягкие игрушки, перчаточный театр;

~ музыкальные игрушки

Литература:

1.Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста. / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010

2.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.

3. Казанцева Е.В. Коррекционно-логопедическая работа с безречевыми учащимися с умеренной умственной отсталостью в специализированных классах в школе VIII вида /Е.В. Казанцева?? Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской Республике: Научно – практический поиск инновационный подход: материалы научно-практической конференции ч. 1 08 – 09 декабря 2009г./Отв. Ред. Э.Б. Чиркова. – Ижевск, 2009. – с.94-98.

4. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-Петербург: Союз, 2011.-165 с.

5.Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004. .

6.Пазухина  И.А.  Давайте познакомимся! Тренинговые занятия.  - “Детство-Пресс” Спб, 2004.

7.Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.-170 с.

8. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.

9.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.

Календарно тематическое планирование

 Коммуникации 3 часа в неделю (98 часов в год)

I-ЧЕТВЕРТЬ

(26 часов)

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Отрабатываемые умения и навыки

Инструкция

Карты – личностного ориентирования20

1

2.

Карта:

«Моя жизнь»

Карта:

«Мой досуг»

2

Формирование умения разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с  многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки.

Инструкция

(  С помощью этой картинки расскажи нам о себе)

3.

Карта:

 «Мой досуг»

2

Формирования представления  об умении проводить с пользой досуг

Инструкция

( Найди картинку , которая тебе больше нравиться и почему?)

4.

5.

Карта:

«Я посещаю»

Карта:

 Мои желания»

2

 Формировать правила поведения во время посещений мероприятий

Инструкция

(  Подбери к иллюстрацию нужную пиктограмму)

6.

7.

Карта:

«Мои страхи и стрессы»

Карта:

«Сильных сторон и талантов»

2

 Умение определять свое эмоциональное состояние и свое отношение к событиям и людям

Инструкция

( Убери не  приятные для тебя иллюстрации и картинки, )

 Пиктограммы и пиктографические изображения

1.

2.

3.

Я  «Я ученик»

Ребенок в семье

Ребенок и его игрушки

2

1

1

Формировать адекватное восприятие как действительности и других людей, так и себя с помощь пиктограмм, пиктографических изображений,

 Инструкция

(  Найди школьные предметы)

4.

Ребенок и явления природы

Ребенок  и мир животных

2

Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта. Установление ребёнком контакта доступным способом.

Инструкция

( Выбери картинки с растениями и животными)

5.

6.

Ребенок в мире растений

Ребенок и его дом

2

2

Способность поддерживать интерес к познанию окружающего мира 

Умение установить контакт общения и отношения друг с другом и взрослыми его окружающих

Инструкция

(Отложи картинки , которые не подходят к растениям)

7.

8.

9.

 Ребенок в школе

Я и мои друзья

Мои хорошие поступки

2

2

2

Совершенствовать навык  и умение показывать школьные принадлежности

Способность поддерживать контакт. Установить контакт общения и отношения друг с другом.

Инструкция

( Покажи самые необходимые для ученика школьные предметы))

10.

11.

Я умею быть другом

Я умею трудиться

2

2

.

 Формировать понятие для чего  человеку нужен труд

Инструкция

( Покажи картинку, которую хотел бы подарить другу)

 ( Покажи картинки с рабочим инвентарём)

II- ЧЕТВЕРТЬ

 (21час)

09.11.-25.12.

8.

Работа с картинками, карточками

« Символами»

2

Расширять представления, и умение пользоваться символами, обозначающие жизненно необходимые понятия

Инструкция

(назови цифру)

9.

Пиктографические изображения; «Части суток»

 Пиктограммы:

 « Режим дня»

2

3

Расширять представления, и умение пользоваться символами, обозначающие жизненно необходимые понятия

Инструкция

(что надо для покупок одежды?)

13

Упражнения с картинками  « Мои эмоции»

2

Совершенствовать умение присчитывание по одному

Инструкция

(где больше игрушке?)

14

 С картинками

 « Я хочу  произнести свою просьбу»

2

Совершенствовать умение в вычитании на один меньше

Инструкция

(где меньше игрушек)

15

Упражнение с тренажёром коммуникатором различать  «Голоса птиц»

2

Совершенствовать умение находить один предмет среди множества других предметов

Инструкция

( найди нужный предмет)

16

Упражнение с тренажёром коммуникатором различать  «Голоса мальчика или девочки»

2

Уметь находить один предмет среди множества других предметов

Инструкция

( найди нужный предмет, убери лишний)

17

Упражнение с тренажёром коммуникатором «Я сообщаю свое имя»

2

Закрепить порядковый счёт

Инструкция

(считай от 1 до 10)

18

Упражнение с тренажёром коммуникатором «Я сообщаю имя своих друзей»»

2

Закрепление обратного счёта

Инструкция

(считай от10 до 1)

III- ЧЕТВЕРТЬ

 (30 часов) 11.0-28.03.

Упражнения с альбомом

1.

2

« Это я», «Моя семья»

« Мои друзья» , «Взрослые , которые меня окружают»

2

2

Совершенствовать умение анализа образца воссоздание знакомых построек по словесной инструкции

Совершенствовать умение анализа образца воссоздание знакомых построек по словесной инструкции и по образцу

Инструкция

( создай похожий рисунок, квадрат и т.д)

3.

4

Рассматривание пиктографических  изображения альбома

« Мои учителя»

2

Совершенствовать умение анализа образца воссоздание знакомых построек по словесной инструкции

Инструкция

( создай похожий рисунок, квадрат и т.д)

5.

 Рассматривание иллюстраций « Природа и человек

2

.

Формирования представления о том, что любая совокупность может быть сосчитана.

Инструкция

(Сосчитай по порядку)

6.

 Составление рассказ о себе, о друге

 

2

Развитие понимания отношений между числами

Инструкция

(увеличить число на 1, или уменьшить число на 1)

7.

 Составление рассказа «Я люблю праздник»

2

Совершенствовать умение выполнять счетные операции на сложение на калькуляторе

Инструкция

( нажимаем нужную цифру )

8

Упражнения с картинками коммуникатора

« Моё любимое занятие»

2

.

Совершенствовать умение выполнять счетные операции на вычитание на калькуляторе

Инструкция

( нажимаем нужную цифру)

9

Упражнения с картинками коммуникатора «Что я смогу рассказать о классе»

2

Формировать  навык активного использования в процессе образовательных ситуаций.

Инструкция

(найди на столе  монеты, покажи монету с цифрой 1,2 и т.д.)

10

Упражнения с картинками коммуникатора « Я могу выразить благодарность»

3

Совершенствовать навык на вычитание на наглядной основе

Инструкции

( отчитай нужное количество цифр)

9.

Работа с коммуникативной доской « Режим дня»

А) Чем я буду сегодня заниматься?

Б) Чем я занимался вчера?

2

Совершенствовать умение по словесной инструкции и по образцу

Инструкции

( покажи группу кубов или собери бруски-кирпичики)

10

Рассматривание плакат:

1. « Календарь погоды»

2. « Календарь природы»

1

Совершенствовать умение по трафаретам по опорным точкам соотносить нужные фигуры

 Инструкция

(нарисуй по точкам квадрат и треугольник)

11

   Картинки « Части суток»

Картинки : « Времена года»

2

Совершенствовать умение  из шишек, желудей выкладывать ту или иную фигуру

Инструкция

( из шишек выложи квадрат, а из желудей выложи круг)

  1. Отгадывания загадок
  2. А часы идут
  3. 3. Стрелка большая, маленькая

3

Закрепление о линии

Инструкция

(покажи линию похожую на волну)

13

Раскраски « Высокие дома»

2

Формировать понятие самый высокий и самый низкий дом.

Инструкция

( подбери пару к этой картинке)

14

1.Настольные весы взвешивание, распределение по емкостям.

2.Измерение сыпучих веществ с помощью столовой и чайной ложки, мерных стаканов и др.

2

.

Совершенствовать навыки и умения пользоваться настольными весами

Формировать понятие, что мерные весы могут быть разные даже в виде мерной ложки

Инструкция

(найди на столе среди предметов настольные часы)

Временные представления

16

Часы

( раскраска рисуночных часов)

2

Совершенствование, умение правильно называть важные детали часов

Инструкция

(большая, маленькая стрелка)

17

Значение цифр на часовом циферблате

2

Совершенствование умение вести правильно счет на часах

Инструкция

(сосчитай цифры от 1 до 10)

18

Значение большая стрелка на часовом циферблате

1

Знать значение большой стрелки

Инструкция

(какую цифру показывает большая стрелка)

19

Значение маленькая стрелка на часовом циферблате

1

Знать значение маленькой стрелки

(какую цифру показывает маленькая стрелка)

20

Рисование астрономических символов

1

.

Раскрасить правильными цветами

Инструкции

( подбери правильно цвет фломастера)

21

Астрономические символы: солнце,

 месяц

1

Знать и называть все астрономические символы

Инструкции

( назови этот символ)

22

Игры: «Временные представления»

1

Закрепить все временные представления

IV- ЧЕТВЕРТЬ

(22часа)

с 04.04.-23.05.

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Отрабатываемые умения и навыки

Инструкция

Количественные представления

1.

Монеты 1 коп., 5 коп., 10коп.,50 копеек

2

 Совершенствовать умение получать нужной монеты из различного достоинства

Инструкция

(найди и покажи нужную монету достоинством 5 копеек)

2.

1 метр и его значение в повседневной жизни

2

Совершенствовать умение измерять метром

Инструкция

(Измерь одну сторону своей парты)

3.

1 литр «Молоко»

2

Побуждать к самостоятельности измерений жидкости

Инструкция
(Покажи пакет в котором 1 л. Молока? )

4.

День, месяц, сутки

2

Совершенствовать умение измерения времени

Инструкция

( назови это явления погоды)

Представления о величине

2.

Сравнение групп предметов по различным признакам.

2

Отрабатывать умение называть   основные признаки предметов

Инструкции

(найди предметы круглой формф0

3.

Построение при помощи линейки геометрических фигур

2

Уметь пользоваться линейкой

Инструкция

( начерти квадрат)

4.

Понятия много, мало.

1

Формировать умение определять много мало

Инструкция

(Как узнать, где мало предметов?)

5.

Дни недели.

2

Закрепить название и последовательность дней недели

Инструкция

( какой день недели идет за вторником?)

6.

Количественный и порядковый счёт в пределах 15

2

Совершенствовать счёт

Инструкция

(с каких цифр состоит число15?)

7.

Работа с карандашом, письмо чисел 10,20

2

Совершенствовать письмо чисел с добавлением к цифре  

Инструкция

( найди в числовом ряду число с добавлением 0)

8.

Игры на запоминание изображений линий по образцу и словесной инструкции

2

Отрабатывать умение определять изображение линий по образцу и словесному заданию

Инструкция

(линии: прямая, ломаная волнистая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...