Урок русского языка 3 класс
план-конспект урока (3 класс)

Эрдынеева Юлия Юрьевна

Технологическая карта урока "Склонение имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема урока

«Склонение имён существительных»

Тип урока

Урок закрепления изученного материала,  применение  знаний и умений.

Цели

  1. учить применять на практике полученные знания;
  2. закреплять умения определять падеж по вопросу и предлогу, развивать навыки правописания;
  3. способствовать развитию памяти, речи, внимания;
  4. содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку;
  5. воспитывать интерес к предмету; любовь к Родине.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Знать падежи и уметь склонять существительные по падежам. Уметь определять падежную форму имени существительного в предложении и словосочетании.

2.Уметь взаимодействовать в паре, вносить свои предложения по выполнению задания и прислушиваться к предложениям одноклассников, проявляя толерантность и уважение. 

3.Создать условия для воспитания культуры общения  со сверстниками.

Познавательные:

1.Использовать сравнение для установления общих свойств объекта,

2.Высказывать суждения по результатам сравнения;

3.Уметь самостоятельно работать, соотносить результаты в рамках изученного материала;

4.Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное; осуществлять простейшее планирование своей работы.

Регулятивные:

1.Обладать способностью преодолевать препятствия;

2. Сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека;

3.Работая по алгоритму , сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, учащихся,  самостоятельно.

Коммуникативные:

1.Уметь слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними и при работе в паре;

2.Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения;

3.Выступать перед аудиторией сверстников, доказывать свою точку зрения.

1.Формировать  учебно-познавательный интереса к  учебному материалу

2.Осознавать смысл учения и личную ответственность за будущий результат

3.Готовность открыто выражать свою позицию на уроке, адекватная самооценка

Оборудование

Карточки со знаками и выражениями, карточки со словами, карточки с Д/з, алгоритм, игра «Паутинка», лист самооценки; мультимедийный проектор; компьютер; экран; мультимедийная презентация в программе Power Point.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

Деятельность

УУД

учителя

учащихся

1

 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок русского языка готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Девиз нашего урока: «Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе», а вот почему я выбрала слова Константина Паустовского  вы узнаете по ходу урока.

Сегодня на уроке нам пригодятся наши знания для того, чтобы выполнять различные упражнения и оценивать свою работу.

 -  Ребята, я бы хотела узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

 - Охарактеризовать ваше настроение нам поможет система знаков и выражений, которые находятся у вас на столах.

 - Обратите внимание на экран:

?! Ожидание новизны.

!! Ликование перед уроком.

 ! Радость встречи.

? Страх перед трудностями.

- Выберите символ, который соответствует вашему настроению.

- Я рада, что у вас сегодня такое позитивное настроение. 

- А теперь отметьте свой выбор в листе самооценки, который также находится у вас на столах.

 - Удачи вам на уроке!

Ученики проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

 Дети выбирают  своё настроение и отмечают в листах самооценки свой выбор.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Личностные: смыслообразование        

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

с преподавателем и со сверстниками. 

2

 Актуализация знаний.

Целеполагание.

Цель этапа: создание условий для регулятивных УУД. На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

- Итак, ребята, какая часть речи помогла вам определить своё настроение?

Сегодня мы продолжим разговор об имени существительном.

- Что вы знаете об имени существительном?

Молодцы!

-Назовите неизменяемые /изменяемые/ признаки имени существительного.

Молодцы!

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам выполнить задание.

- У вас на столах лежат карточки со словами, распределите их на 3 группы.

(жемчужина, фламинго, ландшафт, уникальность ,охрана, редкость, заказник.)                                                                                

- По какому признаку распределили слова?

- Как называется тема нашего урока?

Исходя из названия темы, какие мы поставим перед собой познавательные задачи?

Можно воспользоваться словами – помощниками.

1.Вспомним…….

2.Закрепим………..

Молодцы! Оцените себя на данном этапе урока в листах самооценки.

Вывод: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам.

Имя существительное.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, абстрактные понятия, действия.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые; нарицательные и собственные.

Имена существительные бывают трёх родов.

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

        

Ответы детей: по склонениям

Ответы детей: Склонение имён существительных

Ответы детей:

1.Вспомним падежи с вопросами, падежные окончания существительных

2.Закрепим правильное написание окончаний имён существительных

Работа в листах самооценки

Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Личностные:

формируем

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные: 

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

3

Словарная работа

Цель этапа: формирование представления о результате. Развитие умения вести исследовательскую работу: сравнивать, сопоставлять, подводить итог, делать вывод.

Чтобы быстро справиться с первым заданием, нам необходимо провести разминку, которая поможет работе головного мозга. Если вы правильно выполните мои задания, то сможете назвать словарное слово, которому будет посвящён урок.

Для того, чтобы узнать с каким словарным словом мы познакомимся на уроке, я предлагаю сыграть со мной в игру «Найди клад». У каждого из вас на парте лежит карта с набором букв и «маршрутный лист». Необходимо, пройти по маршруту, собирая по дороге буквы и найти клад – новое словарное слово.

Какое слово у вас получилось? Проверьте полученное вами слово с тем, что записано на экране.

У кого получилось слово ЗАПОВЕДНИК?

Кто знает, что обозначает это слово?

Молодцы, оцените свою работу в своём листке самооценки.

Заповедник – место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, участки природы, культурные ценности.

Дети отмечают в листах самооценки

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать в сотрудничестве

с преподавателем и со сверстниками необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

учимся выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные:

учимся слушать и понимать других;  строить речевое высказывание; оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

самоопределение и смыслообразование (осознание себя как гражданина России, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам)

4

Работа над темой урока.

Цель этапа: применение знаний, работа по алгоритму, определение склонения имён существительных

А что вы ребята знаете о заповеднике?

 «Друзья, мы приехать Вас просим по – братски
Родимый наш край посетите бурятский
На карте найти его очень легко.
И ехать до нас уж не так далеко.»

Матушка – природа приглашает нас в Баргузинский заповедник.

Действительно, Баргузинский заповедник……

100 лет назад матушка природа написала письмо – обращение нам людям. Из – за срока давности некоторые слова стёрлись и нам необходимо восстановить это послание.

Прочитайте и  подумайте, какие подходящие по смыслу нужно вставить в письмо.

Мои молодые друзья! Вы хозяева  …………….. , и она для вас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

        Для  ………  нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, …………  – воздух, зверю – лес, степь, горы.  А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять………….   .

- Прочитайте, восстановленное письмо?

Определите падеж у слов, которые вставили.

Работа по алгоритму

Чтобы правильно определить падеж им. сущ. нам нужно вспомнить алгоритм.

  1. Находим в предложении слово, с которым оно связано.
  2. Ставим вопрос
  3. Определяем падеж
  4. Выделяем окончание

    Оцените себя на данном этапе работы.

Ответы детей: природы, рыбы, птице,Родину.

Дети отмечают в листах самооценки

Регулятивные: 

определяют план действий, формулируют алгоритм выполнения задания.

 Познавательные: 

выбирают необходимую информацию; составляют алгоритм действий, делают вывод.

Коммуникативные:

 создают ситуацию для обсуждения, учатся слушать вопросы.

5

Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и выявить пробелы  осмысления изученного материала.

Продолжаем работу.

- Что главное хотела матушка – природа в своём письме - обращении донести до нас?

(открывать, показывать, охранять)

К какой части речи относятся данные слова?

Образуйте от данных глаголов однокоренные имена существительные. (охрана, показ, открытие)

Просклоняйте существительные охрана, показ, открытие по падежам.

И.п. ( кто?) ( что?)        

Р.п (кого?) ( чего?)    

Д.п (кому?)(чему?)

В.п (кого?) ( что?)

Т.п ( кем?)(чем?)

П.п ( о ком?)(о чём?)

Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.

Что вы заметили?

Оцените свою проделанную работу в листах самооценки.

Дети самостоятельно делают выбор и сверяют свое решение с доской.

охрана, показ, открытие

Дети работают самостоятельно.

Взаимопроверка.

Существительные имеют разные окончания, т.к существительные разного склонения

Дети отмечают в листах самооценки

Познавательные:

высказывать предположения;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные:

обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя;

соотносить выполненное задание  с образцом;

проводить самооценку своего задания;

Личностные:

проявлять к одноклассникам доброжелательность, доверие, внимательность, оказывать помощь.

Коммуникативные:

излагать свое мнение;

работать в паре, проводить взаимопроверку.

6

Физкультминут

ка

Цель этапа: организовать

отдых детей;

обеспечить

включение школьников в совместную

деятельность.

Звучит  куплет из песни « Раскрасим всю планету»  Барбарики

………………

Учитель показывает произвольные движения.

Молодцы!  

Кто умеет хорошо отдыхать, тот умеет хорошо и работать.

Оцените себя в листах самооценки.

Дети повторяют движения учителя.

Дети отмечают в листах самооценки

Личностные:

положительное отношение к деятельности; готовность поддерживать состояние своего здоровья.

7

Вторичное закрепление.

Цель этапа: обобщить и закрепить знания учащихся о склонении имён существительных

Бывая на природе, мы любуемся её красотами.  Матушка – природа своё письмо заканчивает наказом.

 - Внимание на экран. Прочитайте наказ.

      Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри  природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.                                                     

 Найдите в стихотворении существительные  и определите падеж.

Молодцы! Оцените себя в листах самооценки.

Итак, вот и подошёл наш урок к концу.

Давайте вернемся к письму Матушки – природы.

……………………………….?

Дети читают самостоятельно; затем читает подготовленный ученик.

Фронтальная проверка.

Ответы детей: угрозами, хлопками, угрозы, хлопки

Ответы детей: В.п. и Т.п.

Дети отмечают в листах самооценки.

Ответы детей:

Познавательные:

осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её самостоятельно

Регулятивные:

высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

Коммуникативные:

слушать собеседника и понимать речь других;

 оформлять свои мысли в устной форме

принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.)

8

Рефлексия

деятельности

Цель этапа: осознание учащихся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята, а теперь давайте подведём итог нашего сегодняшнего урока.

1.Вспомнили:

2.Закрепили:

3.Научились:

Посмотрите ещё раз внимательно на листы самооценки и положите перед собой листы с игрой «Паутинка».

Ответьте на вопросы и оцените каждый из 5 вопросов по 5 бальной шкале.

Чем ровнее получиться ваша паутинка, тем успешнее была ваша работа на уроке.

Ответы детей: вспомнили и закрепили склонение имён существительных;

научились правильно писать падежные окончания

Дети чертят паутинку.

Познавательные:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Регулятивные:

проводить самооценку

Коммуникативные:

слушать товарища

9.

Инструктаж домашнего задания

Цель этапа: 

получение

информации для

выполнения д/з.

Домашнее задание будет по выбору. У меня на столе карточки с первым заданием, в котором нужно:

  1. Выписать имена существительные из стихотворения. Указать у существительных падеж и выделить окончания.
  2. Задание творческое:

Написать письмо – поздравление со 100 – летним юбилеем  Баргузинскому заповеднику. В нашей библиотеке вы сможете познакомиться с самыми познавательными и увлекательными книгами о заповеднике.

Дети делают  самостоятельно выбор

Регулятивные:

самостоятельно делать выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...