Программа адаптации первоклассников с ОВЗ, в условиях индивидуального обучения.
статья (1 класс)
Адаптация детей, имеющих ОВЗ - сложный период самих детей, их родителей и педагогов. У детей с ОВЗ недостаточно опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к близким людям. Им не хватает самостоятельности, уверенности, в собственных силах. Поэтому в период адаптации детей с ОВЗ необходимо тесное сотрудничество родителей, педагогов, специалистов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Программа адаптация первоклассников с ОВЗ, в условиях индивидуального обучения.
Цыремпилова Дарижап Цыбиковна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов», г.Улан-Удэ.
Куриганова Надежда Сангаевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов», г Улан-Удэ.
Аннотация. Адаптация детей, имеющих ОВЗ - сложный период самих детей, их родителей и педагогов. У детей с ОВЗ недостаточно опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к близким людям. Им не хватает самостоятельности, уверенности, в собственных силах. Поэтому в период адаптации детей с ОВЗ необходимо тесное сотрудничество родителей, педагогов, специалистов.
Ключевые слова: адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, умение общаться, осознавать свои эмоции, сотрудничать друг с другом.
Понятие «школьная адаптация» используется в педагогической теории и практике для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.
Адаптация к условиям обучения в школе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную. Таким образом, феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.
Адаптация детей, имеющих ОВЗ - сложный период самих детей, их родителей и педагогов. У детей с ОВЗ недостаточно опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к близким людям. Им не хватает самостоятельности, уверенности, в собственных силах. Поэтому в период адаптации детей с ОВЗ необходимо тесное сотрудничество родителей, педагогов, специалистов.
Составляя особую социальную группу, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, двигательного развития, а также соматических заболеваний.
Для адаптации детей с ОВЗ к школе, нами была разработана программа.
Основной целью адаптационного периода является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- формирование адекватного представления о школьной жизни;
- осознание ребенком специфики позиции школьника;
- выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
- повышение школьной мотивации.
Формы и методы
Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Форма и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность 30-35 минут, форма работы – групповая, максимальное количество учеников в группе 11-12 человек.
Срок реализации – сентябрь, октябрь
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают много стресса при поступлении в школу, в первую очередь из-за своих проблем со здоровьем, которые отражаются в их речи, движение, памяти и других проблем. Поэтому с такими детьми необходимо заниматься, давать необходимую поддержку, как и психологическую, так и социальную. Поэтому мы выделили разделы: ««Социальный-компонент», «Мотивационный компонент», «Эмоционально-волевой компонент», «Коммуникативный компонент».
Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.
Разделы программы.
1.Вводная часть: знакомство – социальный компонент
Цель раздела – знакомство детей друг с другом и педагогами, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение первичной тревожности, определение правил работы в группе.
2.Введение в школьную жизнь – мотивационный компонент
Цель раздела – помощь детям в осознании своего нового статуса, формирование активной позиции школьника, усвоение школьных правил.
3.Развитие эмоциональной сферы – эмоционально-волевой компонент
В этом разделе дети учатся распознавать основные эмоции, осознавать, что чувства – это особая часть нас. Целью раздела является научить детей осознавать свои эмоции, распознавать и признавать чувства других, научить соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сочувствовать другому человеку, дать детям представление о том, что такое настроение, научить управлять своим настроением, мыслями и поступками, повышать уверенность в себе, предупреждение и снижение чувства тревоги. Формирование адекватной самооценки.
4.Развитие навыков общения – коммуникативный компонент
Цель раздела – развитие вербальных и невербальных средств коммуникации, воспитание у детей желания сотрудничать друг с другом, развитие доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного взаимодействия друг с другом.
Система оценки достижений планируемых результатов.
1. Определение эмоционального отношения к школе (“Домики”, модификация О.А. Ореховой).
2. Анкета для определения школьной адаптации Н.Г. Лускановой .
3. Анкета для родителей М.Р. Битяновой.
Ожидаемые результаты.
1.Повышение интеллектуального уровня.
2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения.
3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу.
4.Устранение дефектов произвольного поведения.
5.Развитие произвольности психологических процессов
. 6.Развитие навыков рефлексии.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время он понимает, что главная цель его пребывания в школе – обучение, а не игры на переменах или в группе продленного дня.
- первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
- первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- у него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
- ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
- на вопрос «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает «Нет!».
Тематическое планирование
РАЗДЕЛЫ | ТЕМЫ | ЧАСЫ | ДАТА |
1.Вводная часть: знакомство – социальный компонент | «Давайте познакомимся» «Я и мое имя». | 1 | |
2. «Мотивационный компонент» | «Ура я школьник» «Школьные правила». | 1 | |
«Собираем портфель». | 1 | ||
«Что такое хорошо?» | 1 | ||
3.Развитие эмоциональной сферы – эмоционально-волевой компонент | «Радость – одна на всех». | 1 | |
«Слушай команду» | 1 | ||
4. Развитие навыков общения – коммуникативный компонент | «Мы поссорились и помирились». | 1 | |
«Дерево дружбы». | 1 | ||
«Заключительное». | 1 | ||
Диагностика | 1 |
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе
по Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя)
Карта школьной адаптации
ФИО | Эффективность учебной деятельности | Усвоение школьных норм поведения | Успешность социальных контактов | Эмоции | Общий балл | Выводы | |||
Учебная активность | Усвоение | Поведение на уроке | Поведение | Взаимоотношения с одноклассниками | Отношение к учителю | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
В таблице отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. Уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35 баллов, можно отнести к высокому (полная адаптация), 21–27 баллов – к среднему (неполная адаптация), менее 20 – к низкому (дезадаптация).
Таким образом процесс школьной адаптации первоклассника с ОВЗ можно обозначить как процесс формирования у первоклассников произвольной регуляции своего поведения, ориентации на социальные нормы и требования, нового вида психической деятельности - «я - школьник», основными составляющими которого являются физиологическая и социально-психологическая адаптация.
Литература
1. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. - 157 с.
2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. - 358 с.
3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 132 с.
4. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1995. - 204 с.
5. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 232 с.
6. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.
7. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время...

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.
Программа адаптации первоклассников к обучению в школе....

Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"
В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....

Программа адаптации первоклассников к школьному обучению "Тропинка к своему Я"
Программа развивающих занятий с первоклассниками, испытывающими трудности адаптации, на основе программы О.В. Хухлаевой...
Рабочие программы с КТП для учащейся 6 класса с умеренной умственной отсталостью, обучающейся в условиях индивидуального обучения на дому
Все представленные программы соответствуют индивидуальному учебному плану учащейся 6 класса, обучающейся индивидуально на дому....
Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.
В начальных классах знания учащихся с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...
Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.
В начальных классах знания учащихся с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявить индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой учи...
