Программа адаптации первоклассников с ОВЗ, в условиях индивидуального обучения.
статья (1 класс)

Цыремпилова Дарижап Цыбиковна

Адаптация детей, имеющих ОВЗ - сложный период самих детей, их родителей и педагогов. У детей с ОВЗ недостаточно опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к близким людям. Им не хватает самостоятельности, уверенности, в собственных силах. Поэтому в период адаптации детей с ОВЗ необходимо тесное сотрудничество родителей, педагогов, специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov_darima.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Программа адаптация первоклассников с ОВЗ, в условиях индивидуального обучения.

Цыремпилова Дарижап Цыбиковна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов», г.Улан-Удэ.

Куриганова Надежда Сангаевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов», г Улан-Удэ.

Аннотация. Адаптация детей, имеющих ОВЗ - сложный период самих детей, их родителей и педагогов. У детей с ОВЗ недостаточно опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к близким людям. Им не хватает самостоятельности, уверенности, в собственных силах. Поэтому в период адаптации детей с ОВЗ необходимо тесное сотрудничество родителей, педагогов, специалистов.

Ключевые слова: адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, умение общаться, осознавать свои эмоции, сотрудничать друг с другом.

Понятие «школьная адаптация» используется в педагогической теории и практике для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

Адаптация к условиям обучения в школе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную. Таким образом, феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

Адаптация детей, имеющих ОВЗ - сложный период самих детей, их родителей и педагогов. У детей с ОВЗ недостаточно опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к близким людям. Им не хватает самостоятельности, уверенности, в собственных силах. Поэтому в период адаптации детей с ОВЗ необходимо тесное сотрудничество родителей, педагогов, специалистов.

Составляя особую социальную группу, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, двигательного развития, а также соматических заболеваний.

Для адаптации детей с ОВЗ к школе, нами была разработана программа.

Основной целью адаптационного периода является психологическая адаптация ребёнка к школе и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • формирование адекватного представления о школьной жизни;
  • осознание ребенком специфики позиции школьника;
  • выработка адекватных реакций на возможные затруднения в школьной жизни;
  •  повышение школьной мотивации.

Формы и методы

      Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.

Структура каждого занятия включает в себя:

 1. Вступление. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

 4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Форма и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность 30-35 минут, форма работы – групповая, максимальное количество учеников в группе 11-12 человек.

Срок реализации – сентябрь, октябрь

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают много стресса при поступлении в школу, в первую очередь из-за своих проблем со здоровьем, которые отражаются в их речи, движение, памяти и других проблем. Поэтому с такими детьми необходимо заниматься, давать необходимую поддержку, как и психологическую, так и социальную. Поэтому мы выделили разделы: ««Социальный-компонент», «Мотивационный компонент», «Эмоционально-волевой компонент», «Коммуникативный компонент».

Занятия проводятся в игровой форме, которая привычна для детей 6-7 лет, что позволяет им познакомиться друг с другом и педагогами, с применением элементов сказкотерапии, рисуночных методов, театрализованной деятельности.

Разделы программы.

1.Вводная часть: знакомство – социальный компонент

Цель раздела – знакомство детей друг с другом и педагогами, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, создание в группе доверия, снижение первичной тревожности, определение правил работы в группе.

2.Введение в школьную жизнь – мотивационный компонент

Цель раздела – помощь детям в осознании своего нового статуса, формирование активной позиции школьника, усвоение школьных правил.

3.Развитие эмоциональной сферы – эмоционально-волевой компонент

В этом разделе дети учатся распознавать основные эмоции, осознавать, что чувства – это особая часть нас. Целью раздела является научить детей осознавать свои эмоции, распознавать и признавать чувства других, научить соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сочувствовать другому человеку, дать детям представление о том, что такое настроение, научить управлять своим настроением, мыслями и поступками, повышать уверенность в себе, предупреждение и снижение чувства тревоги. Формирование адекватной самооценки.

4.Развитие навыков общения – коммуникативный компонент

Цель раздела – развитие вербальных и невербальных средств коммуникации, воспитание у детей желания сотрудничать друг с другом, развитие доброжелательного отношения к сверстникам, развитие навыков конструктивного взаимодействия друг с другом.

Система оценки достижений планируемых результатов.

1. Определение эмоционального отношения к школе (“Домики”, модификация О.А. Ореховой).

2. Анкета для определения школьной адаптации Н.Г. Лускановой .

3. Анкета для родителей М.Р. Битяновой.

Ожидаемые результаты.

 1.Повышение интеллектуального уровня.

2.Развитие познавательных процессов и мотивации учения.

3.Формирование умения включаться в задание, игру, контролировать свои действия, планировать их, действовать по правилу.

 4.Устранение дефектов произвольного поведения.

 5.Развитие произвольности психологических процессов

. 6.Развитие навыков рефлексии.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время он понимает, что главная цель его пребывания в школе – обучение, а не игры на переменах или в группе продленного дня.

- первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

- первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

- у него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

-  ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.

- на вопрос «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает «Нет!».

Тематическое планирование

РАЗДЕЛЫ

ТЕМЫ

ЧАСЫ

ДАТА

1.Вводная часть: знакомство – социальный компонент

«Давайте познакомимся» «Я и мое имя».

1

2. «Мотивационный компонент»

«Ура я школьник» «Школьные правила».

1

«Собираем портфель».

1

«Что такое хорошо?»

1

3.Развитие эмоциональной сферы – эмоционально-волевой компонент

«Радость – одна на всех».

1

«Слушай команду»

1

4. Развитие навыков общения – коммуникативный компонент

«Мы поссорились и помирились».

1

«Дерево дружбы».

1

«Заключительное».

1

Диагностика

1

Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе 
по Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя)

Карта школьной адаптации

ФИО

Эффективность учебной деятельности

Усвоение школьных норм поведения

Успешность социальных контактов

Эмоции

Общий балл

Выводы

Учебная активность

Усвоение
знаний

Поведение на уроке

Поведение
на перемене

Взаимоотношения с одноклассниками

Отношение к учителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице отмечаются дети, имеющие самые низкие показатели по каждой из шкал. Уровень адаптации детей, суммарно набравших 28–35   баллов, можно отнести к высокому (полная адаптация), 21–27 баллов – к среднему (неполная адаптация), менее 20 – к низкому (дезадаптация).

Таким образом процесс школьной адаптации первоклассника с ОВЗ можно обозначить как процесс формирования у первоклассников произвольной регуляции своего поведения, ориентации на социальные нормы и требования, нового вида психической деятельности - «я - школьник», основными составляющими которого являются физиологическая и социально-психологическая адаптация.

Литература

1. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. - 157 с.

2. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. - 358 с.

3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 132 с.

4. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой. - М., 1995. - 204 с.

5. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 232 с.

6. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.

7. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Адаптация первоклассников к обучению в начальной школе"

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. В последнее время...

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе.

Программа адаптации первоклассников к обучению в школе....

Направления работы учителя-логопеда в рамках реализации программы "Адаптация первоклассников к школьному обучению"

В материале представлены современные методики логопедической работы с первоклассникми....

Программа адаптации первоклассников к школьному обучению "Тропинка к своему Я"

Программа развивающих занятий с первоклассниками, испытывающими трудности адаптации, на основе программы О.В. Хухлаевой...

Рабочие программы с КТП для учащейся 6 класса с умеренной умственной отсталостью, обучающейся в условиях индивидуального обучения на дому

Все представленные программы соответствуют индивидуальному учебному плану учащейся 6 класса, обучающейся индивидуально на дому....

Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.

В начальных классах знания учащихся  с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявитть индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой уч...

Индивидуальная карта развития учащегося 4 класса с умеренной умственной отсталостью в условиях индивидуального обучения на дому.

В начальных классах знания учащихся  с умеренной умственной отсталостью не оцениваются отметкой. Для того, чтобы выявить индивидуальные достижения ученика, предлагаю карту развития, в которой учи...