Тесты на формирование информационной грамотности
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Богданова Светлана Трифоновна

 

Для информационной грамотности используются различные прежде всего тексты, различающемся по формату (сплошные, несплошные, смешанные и составные) и по описанию (повествование, рассуждение, толкование, инструкция, переговоры)

 Для разработки  заданий использовали три основных действия:

•       найти и извлечь (сообщение или информацию),

•        интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать,

•        осмыслить и оценить (сообщение).

1) найти несколько единиц информации, не сообщенной в явном виде и отвечающей нескольким критериям. Соединять вербальную и графическую информацию             

2) Определить основную мысль текста, понять отношения отдельных сообщений текста, построить или применить простые понятия, истолковать значение небольшой части текста. Искомая информация не выделена в тексте специально, но для ее понимания требуются простые мыслительные операции

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тесты на формирование информационной грамотности

Технология. Задание.1уровень. Прочитай текст.

                              Процесс плетения ковра ручной работы.

       Плетением ковра с ворсом называют соединение нитей основы, уточных нитей и узелков, вплетенных в них. Для плетения восточных ковров используют шерстяные, хлопковые, шелковые нити, нити из вискозы, ацетатного шелка, искусственного волокна (чаще всего из акрила). Из этих нитей создается как основа ковра (более плотная), так и ворс (более рыхлый).

     Сам процесс плетения осуществляется на узловязальном станке. Внешне он очень похож на простейший, ставший уже традиционным, ручной ткацкий станок. Плетение ковра состоит из нескольких этапов.

      Перед тем как плести ковер проводят продольное  наматывание нити основы вокруг рамы (профессиональный термин – «навивка основы»). Важно на этом этапе плотно размещать нить к нити. Не только во время «навивки», но и все время плетения ковра следует сохранять крепкое натяжение нитей основы, поскольку при недостаточно крепком натяжении вся заготовка может начать топорщиться или пойти волнами.

      Затем проводят плетение небольшого участка полотна. Оно служит «фундаментом» для петель коврового ворса, которые «настраиваются» на нем ряд за рядом. Удивительно красивые и сложные рисунки на плетеных коврах становятся возможными благодаря технике завязывания узелков на основе – каждый узелок отдельно.

      Изготовив ряд узелков, вязальщик прокладывает поперечно уточные нити (одну или несколько, в зависимости от особенностей плетения), после чего с силой ударяет инструментом в виде гребня по уже готовому участку ковра для уплотнения ворса.

     Подрезание нитей производится дважды – первый раз во время завязывания узелков, когда вязальщик подрезает нить ворса до примерной намеченной высоты. Причем, высота нити зависит от толщины узелка – чем он толще, тем выше нить. Из-за наклона слишком длинных нитей может исказиться рисунок.

     По окончании плетения ковра ровно по всей поверхности ворс подрезается до нужной и окончательной высоты. Иногда ворс делается неодинаковой высоты (например, на китайских коврах) для создания рельефной поверхности и подчеркивания узора ковра.

Вставь  в цепочку пропущенные слова.

Плетением ковра с ворсом называют____________________________. Перед  тем как плести ковер___________________________________. Затем проводят_____________________________. Изготовив ряд узелков, вязальщик прокладывает____________________.

Ответ.

Плетением ковра с ворсом называют соединение нитей основы, уточных нитей и узелков, вплетенных в них. Перед  тем плести ковер проводят продольное  наматывание нити основы вокруг рамы. Затем проводя плетение небольшого участка полотна. Изготовив ряд узелков, вязальщик прокладывает поперечно уточные нити.

Задание.2 уровень. Прочитай текст.

                                Производство книжных тетрадей.

      Простые книжные тетради печатают с оттисков на листовых печатных машинах. Сырье для производства поступает в виде прессованной целлюлозы, которую смешивают с водой и химическими веществами. После этого смесь поступает в специальный агрегат, перерабатывающий массу в бумагу. На полученную бумагу наносят разлиновку и разрезают на отдельные листы. Сталкивание листов производят вручную, на полуавтоматах и на автоматизированных линиях. Ручное сталкивание слишком тяжело и затратно, поэтому практически не используется. На небольших полиграфических предприятиях применяют простые и недорогие сталкивательные станки. Затем подрезают, разрезают листы, фальцуют, прессуют, сшивают, обвязывают тетради и складируют. На современных предприятиях работают автоматизированные системы, выполняющие весь комплекс операций – от сталкивания до разрезки. Тетради могут сшиваться по-разному: металлическими скобами, нитками или клеем.

Запиши названия этапов производства тетрадей. Вставь пропущенные глаголы.

1этап. ___________________________________в виде прессованной целлюлозы, которую ______________с водой и химическими веществами.

2 этап.  Смесь поступает_______________________________________.

3этап. На полученную бумагу______________________и ____________листы.

4этап.          Затем___________________________________________________.

Ответы.

1 этап. Сырье для производства поступает в виде прессованной целлюлозы, которую смешивают с водой и химическими веществами.

2 этап.  Смесь поступает в специальный агрегат, перерабатывающий массу в бумагу.

3 этап. На полученную бумагу наносят разлиновку и разрезают на отдельные листы.

4 этап. Затем подрезают, разрезают листы, фальцуют, прессуют, сшивают, обвязывают тетради и складируют.

Задание. 3 уровень. Прочитай текст. Нарисуй схему производства книжных тетрадей из целлюлозы. Сделай необходимые подписи.

                            Производство книжных тетрадей.

      Простые книжные тетради печатают с оттисков на листовых печатных машинах. Сырье для производства поступает в виде прессованной целлюлозы, которую смешивают с водой и химическими веществами. После этого смесь поступает в специальный агрегат, перерабатывающий массу в бумагу. На полученную бумагу наносят разлиновку и разрезают на отдельные листы. Сталкивание листов производят вручную, на полуавтоматах и на автоматизированных линиях. Ручное сталкивание слишком тяжело и затратно, поэтому практически не используется. На небольших полиграфических предприятиях применяют простые и недорогие сталкивательные станки. Затем подрезают, разрезают листы, фальцуют, прессуют, сшивают, обвязывают тетради и складируют. На современных предприятиях работают автоматизированные системы, выполняющие весь комплекс операций – от сталкивания до разрезки. Тетради могут сшиваться по-разному: металлическими скобами, нитками или клеем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной грамотности младшего школьника

Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...

Формирование информационной грамотности младших школьников

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть зал...

Формирование информационной грамотности в начальной школе

Раскрывается понятие «информационная грамотность», описаны направления формирования информационной грамотности учащихся....

Формирование информационной грамотности младших школьников

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, не...