Движение на уроках хора
статья по музыке на тему

В статье рассказывается о практическом введении по практике использования на хоровых занятиях различных двигательных упражнений, разминок, двигательных танцев, с целью развития двигательных навыков у детей и повышения интереса к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvizhenie_na_urokah_hora.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Малец Л.В., г. Екатеринбург, педагог МБОУ СОШ № 125

                                     Движение на уроках хора.

    Тема моей статьи звучит, наверное, странно – Хор и Движение – вещи, вроде бы несовместимые. Но такая необходимость – ввести в свою программу «Детский Хор» раздел «Движение» возникла постепенно, в процессе работы с хоровым коллективом младших школьников.

    Я работаю в общеобразовательной школе (без всяких уклонов). Дети записываются в хор совершенно добровольно и без каких-либо обязательств. Принцип простой – нравится – хожу, не нравится – коллектив не посещаю. Как же заинтересовать потенциального хориста? Конечно же – совместить полезное и важное для ребенка с удовольствием и радостью!

    Но и заинтересованность не всегда является определяющим фактором.

    Ни для кого не секрет, что сейчас существует проблема гиперактивных детей. Некоторые дыру могут протереть в течение урока. Какая же будет вдумчивая и внимательная вокальная работа! Эта категория детей нуждается в особом внимании педагога.

    Третий аспект важности введения «Движения» при работе с хором – изменился взгляд на исполнение вокальных произведений. Конечно, оперные дивы, как и высококлассные хоровые коллективы могут себе позволить статичное исполнение – там есть что послушать! Но в младшем школьном хоре заунывное и безрадостное пение конечно же, не привлечет к себе новых поклонников (а заодно и старых разгонит). Что же делать? Как построить свою работу  - чтобы был результат, и детям  музыка не стала в тягость.

    Наверное, если бы не встреча с замечательными людьми  и педагогами,  исповедающими принципы Орф-педагогики, мои мысли и ощущения так и остались бы на уровне вопросов.

    Но попав в сообщество этих замечательных творческих людей (это В.А. Жилин, И.Э. Сафарова, С.А. Жилинская, М.В. Махнева и многие другие), посетив множество семинаров педагогов-практиков («Музыкально-двигательное воспитание», «Игровое моделирование на фольклорном материале», «Звучание и движение», «Легкий аккомпанемент на гитаре», «Игровые методы в вокальной работе с детьми»), международные семинары с участием педагогов из  Орф-института (Зальцбург) пропустив через себя и приняв душой идеи  Орф-концепции я уже не смогла отказаться от идеи привлечения нового в вокально-хоровую работу.

    Работу в подготовительной группе хора начинаем , конечно же, с самого простейшего – звучащих жестов (это хлопки, шлепы, щелчки, топы).

    В начале каждого занятия обязательно здороваемся, аккомпанируя себе нехитрыми комбинациями из звучащих жестов. Звучащие жесты помогают нам еще и знакомиться на первом занятии  - сначала мы узнаем имена, затем фамилии, ласковые имена, отчества и так далее до уверенного освоения этих комбинаций.

    Следующий этап – простейший ритмический аккомпанемент песенок. Многие дети, придя на занятия, вообще не понимают – как это – тянуть звуки, пропевать – они могут только проговаривать песенку.

    Шлепки по коленям, исполнение в качестве аккомпанемента и изображение голосом всего того что мы привозим бабушке (в р.н.п. «Купим мы бабушке»), помогают преодолеть ребенку страх перед своим голосом (бывают и такие!).

    Песенку «Купим мы бабушке» мы исполняем без музыкального сопровождения.

    Педагог вместе с детьми изображает все «покупки» , использует звучащие жесты и голосовые импровизации , чем помогает ребенку справиться с непривычной для него ситуацией.

    Следующий этап – без лишних слов (многословие очень утомляет и отвлекает от главного) научить детей слушать педагога и своих товарищей.

    Используем веселую песенку на африканском языке (можно придумать тарабарские слова самому – лишь бы было интересно и радостно). Принципы исполнения здесь – солист – хор.

    Солист (сначала это учитель) пропевает со звучащими жестами, (это нам уже знакомо), или с каким-то минимальным движением – поворот головы, поворот вокруг себя, взмах руками и т.д. – первую фразу песенки. Дети повторяют движения учителя. Каждая новая фраза звучит со своим ритмическим аккомпанементом.

    Сначала, конечно же, дети норовят исполнить каждую новую фразу даже вперед учителя. Но постепенно (опять же без лишних слов) учатся слушать мелодию, а уж потом ее повторять.

    Важное в этой (или другой подобной) песенке то, что солистом становится любой желающий ребенок. Ну чем не мотивация к творчеству, воспитание умения слушать другого и, конечно же, набор новых комбинаций звучащих жестов и движений.

    Песенка исполняется a cappella,что заодно хорошо работает и на слух ребенка.

    К обычным песенкам с сопровождением («Осень-непогодушка» Е.В. Горбиной, «Снежинки-пушинки» В. Кондратенко) мы уже придумываем танцевальные движения. К cухим листочкам (которые кружатся на цыпочках и конечно же не топают и не шумят) добавляются такие же легкие снежинки, а на припеве наши ручки превращаются в ветви деревьев и т.п.

    В результате всех этих педагогических идей  мы уже готовы разучивать простейшие учебные танцы. Мы не будем очень придираться к качеству исполнения (все-таки у нас не танцевальный кружок) нам главное – усвоить музыкальную форму, научиться определять количество частей и, конечно же, исполнять ритмически точно.

    Танец из Голландии «7 прыжков», из Франции «Ку-чи-чи» знакомят нас не только с национальными мотивами, но и придают нашим движениям  законченный характер – от хаотичных импровизационных – к танцевальным, соответствующим нашей музыке.

    После освоения учебных танцев наше «движение» перешло на новый уровень – мы не просто стоим на месте, исполняя звучащие жесты и «стоячие» танцевальные движения.

    Мы уже движемся по кругу, цепочкой, разбегаемся вприпрыжку из круга и вновь собираемся в него и т.д.

    Пора переходить на новый этап!

    Дети очень любят исполнять песни на иностранных языках. Кроме интереса здесь еще есть и огромная польза – активизируются внимание и память.

    Существует множество простых народных песен, I куплет поем на языке оригинала, II – на русском, добавляем движение и, пожалуйста – принцип синкретичности  (соединение музыки, движения и слова) здесь полностью работает на ребенка, ведь народную песню изучать в отрыве от движения просто бессмысленно!

    Я взяла еврейскую народную песню «Сими ядех». Встав в круг, мы просто начали петь  песню (опять же по принципу солист – хор), повторяя незнакомый текст и выполняя несложные движения в кругу и двигаясь по нему.

    В изучении канона мы также привлекаем движение. Образуем уже два круга (или три и т.д.), где каждый круг соответственно исполняет свою партию.

    Дети смотрят друг на друга, помогают не сбиться с мелодии.

    Каждая партия придумывает свою двигательную версию и в данном случае движение максимально помогает запоминанию, удержанию и заодно разнообразит нудноватый тренаж.

    Конечно, не все сразу получается. Но ведь это учебный процесс! Пусть движения будут не совсем красивыми и точными – нам ведь и не нужно круги выписывать на сцене, исполняя хоровое произведение. Важно научить детей не бояться движения, активно проявлять свои эмоции, получать удовольствие и радость от исполняемой музыки, наконец!

    Именно на такой результат я и ориентировалась , включая раздел «Движение» в свою учебную программу «Детский хор».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с правилами дорожного движения на уроках

Рассказывается как можно знакомить детей с правилами дорожного движения...

Знакомство с правилами дородного движения на уроках в начальной школы

В докладе рассказывается как можно изучать правила дорожного движения на уроках в начальной школы...

«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс

Цели урока:1.     Образовательные:·        научить решать задачи на движение вдогонку;·        научить составл...

Конспект занятия группы продленного дня Тема «Знатоки дорожного движения» Тип урока: урок-игра

Цель урока: повторение и обобщение знаний правил дорожного движенияЗадачи:- создание ситуаций, расширяющих и уточняющих знания ПДД;- обеспечить понимание содержания материала всеми учениками;- уметь п...

Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас» Подраздел: 5.1 Силы и движение. Тема урока: Что такое движение

Раздел 5: Физика природы. В контексте темы: «Мир вокруг нас»Подраздел: 5.1 Силы и движение.Дата: 2017Класс: 1 «А» КГУ «Гимназия №111»,  г.АлматыУчитель: Буганцева Анна АлексеевнаКоличество п...

сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")

Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения».        Цель: Учить...

Конспект урока «Игровые технологии для развития моторики рук и координации движений на уроках физической культуры».

Предлагаю вашему вниманию комплексы упражнений для развития моторики рук и координации движений для учащихся начальных классов, которые можно использовать не только на уроках физической культуры, но и...